|
Ребенок отказывается идти в школу. Феномен школьного насилияАвтор статьи: Федоренко Галина Александровна
Довольно часто на консультацию к психологу приходят с проблемой отказа ребенка посещать школу. Причинами такого поведения могут служить различные факторы, к наиболее распространенным относятся: Насилие в учебных заведениях является острой проблемой не только в нашей стране, ее исследованием и поисками способов устранения занимаются во всем мире. К сожалению, школьный вид насилия является чаще всего скрытой проблемой. И от этого он является еще более травматичным. Выявлению насилия над школьником в большинстве случаев мешают следующие факторы:
Школьное насилие — это вид насилия, при котором имеет место и/или физическое, и/или психическое давление, которое могут оказывать дети или учителя, а также учителя руками одноклассников. Выделяют две формы проявления насилия в школе: явные и латентные.
К физическому проявлению насилия относят:
К психологическому проявлению насилия относят:
Жертвой может стать любой ребенок, но в большинстве случаев это те дети, которые слабее или каким-то образом отличающиеся от других. Вот тут и стоит задуматься о том, готово ли наше общество принять в общеобразовательные школы детей с некоторыми физическими ограничениями. В группу детей, терпящих школьное физическое и/или психическое насилие, чаще входят:
Школьное насилие в рамках школы проявляется как авторитарный способ взаимодействия учитель-ученик. Дома школьное насилие продолжается в непомерных требованиях к успеваемости и постоянном сравнивании с более успевающими одноклассниками. Опросы школьников старших классов на предмет мотивации учебной деятельности показали, что ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх перед плохой оценкой и связанные с нею последствиями, познавательные мотивы занимали в ответах от 4 до 12%. Таким образом, основной рычаг, который используют взрослые в воспитании и обучении, — это чувство страха. Обратим внимание на то, что чувство страха — это основное чувство, которое использует преступник, преследуя жертву. Под давлением страха у ребенка не только сильно понижается самооценка, но и велика вероятность развития невроза, а также психосоматических проявлений. В дальнейшем такой ребенок может испытывать трудности социализации, начинает избегать любого контакта с другими людьми. Что заметно ухудшает качество его жизни. Другие дети, боясь оказаться на месте жертвы, не только отказываются помочь ему выбраться из сложившейся ситуации, но и удерживают жертву на его месте. Так как же помочь Вашему ребенку не стать жертвой школьного насилия? Первое, что стоит делать в любых обстоятельствах – это слушать и слышать своего ребенка. Если у него возникают трудности в школе с учениками или учителями, ни в коем случае не стоит обвинять, даже если он виноват в том, что происходит. Постарайтесь безоценочно, не критикуя разобраться в происходящем. Сходите в школу и наедине с учителем обсудите сложившуюся ситуацию, понаблюдайте за реакцией учителя во время разговора. Говорите с ребенком о том, что происходит в его жизни после Вашего разговора с учителем. Возможно, Вам стоит обратиться к психологу, а возможно, перевести ребенка в другую школу. Вам также стоит разобраться в себе, не слишком ли много Вы предъявляете претензий своему ребенку. И, может, стоит поумерить амбиции. Не заставляйте его дружить с другими детьми, но будьте бдительны: жертвы школьного насилия часто ищут способ решения проблем в криминальной среде, и там их с удовольствием принимают и всячески поддерживают. Но самое главное в любой ситуации - Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|