|
Про школу | Мой ребёнок – изгой в классе…Автор статьи: Попенкова Ирина Михайловна
Обстановка в современной школе Изгои и отверженные в классах были всегда. Во все времена и во всех организованных общностях людей. И всегда, в прочем, будут. Не смотря на то, что общественность крайне негативно относится к травлям, как бы странно это не звучало, но она же эту травлю и осуществляет, при чём руководствуется вполне объективными аргументами. Осуждает какое-то поведение, внешность или образ мысли, которое не вписывается в рамках принятых и ожидаемых. Преследует с наказательными санкциям, чтобы такие явления у человека пресечь. И оказывает всяческое давление на то, чтобы «перевоспитать» на «правильное» этого «гадкого утёнка». Причины Если говорить о том, как эти процессы заводятся в школе… Дыма без огня не бывает. Только дайте иерусалим, а крестоносцы найдутся. Как школьный психолог я для себя зафиксировала основные причины, по которым ребята рискуют стать изгоями в своих детских коллективах: 1) Неприятная, неопрятная внешность и поведение, вызывающие отвращение у одноклассников. Бывает, когда, действительно, неприятно. Ковыряется в носу, на тёмных плечах одежды ошмётки перхоти, неприятных запах изо рта и от тела, мятая одежда, сопли по лицу и на руках… 2) Общее интеллектуальное или физическое отставание от класса: они не понимают правил игр, нарушают договорённости, ненадёжны и медлительны, или обидчивы и мстительны. С такими ребятами трудно и непонятно. Просто, откровенно и банально трудно и непонятно. Они раздражают. Их венчают «тупицами», «слабаками» и уже никак не рассматривают кандидатами в общую авантюру. Это грустная участь тех, кто с явной задержкой психического развития или физической неполноценностью оказывается в массе детей, которых можно назвать «обычными» или «среднестатистическими». 3) Резкая разность интересов, связанная с разностью в психологическом возрасте и условиях жизни. Есть не мало ребят, которые в сравнении со своими сверстниками психологически старше или младше. И с ними просто не знают, о чём говорить и чем с ними заниматься. И они в свою очередь не видят места среди них, где можно было бы как-то разместить себя и свой мир. При попытках связаться – обеим сторонам некомфортно. 4) Агрессивное и грубое поведение в отношение окружающих (характерология / воспитание). Мало кто будет играть и дружить с тем, с кем …опасно. Психологически, физически. Даже при попытках сдружится с такими ребятами, энтузиазмы получают негативный опыт спасительства и самоотречения…, и в итоге выбирают заботиться о себе и уходят от таких неприятных ребят. 5) Осознанное отстранение от классного коллектива и его событий, а также пассивная позиция (связана с характером / воспитанием) и критичная избирательность в общении. Перекликается с п.3. Эти ребята оценивают своё окружение согласно каким-то своим системам ценностей, отношений, и выбирают самых приемлемых для себя партнёров. 6) Подорванная репутация в глазах одноклассников после негативных событий, ставших публичными. Это может быть что угодно. Усилием строгих и критичных педагогов, планомерно рисующих портрет ученика как «неудачника» и «отброса». Это может быть скандал ученика или его родителей против всего класса – предательство, публичное высказывание всему классу презрения, и т.д. Тенденции Не берусь сказать без длительных исследований, как происходит общая динамика по параллелям из года в год. Но я наблюдала личные истории в долгом времени. К старшей школе, в виду взросления, опыта и смены мировоззрения: 1. У части учащихся, выявленных ещё с начальной школы, сохраняются (а к подростковому возрасту и обостряются) особенности и привычки в поведении, которые препятствуют установлению и поддержанию дружественных связей с одноклассниками. Другие ребята, из выявленные с начальной школы, адаптируются к коллективу с опытом и мудрой поддержкой взрослых, неравнодушных одноклассников. 2. Однако начинают заявлять негативно о себе и те, кто впервые начинает проявлять неконструктивные особенности в поведении. Чаще всего, это те ребята, кто раньше отличался послушностью и исполнительностью, был терпелив. Просто в какой-то момент пришло осознание, что свои границы нужно ставить и отстаивать. А это чаще всего через острые конфликты и негодование окружающих. Усугубляющие факторы (в рамках ОУ) Пропуски занятий и уклон от участия в школьных и классных мероприятиях становятся первым серьёзным симптомом, который говорит нам, взрослым, что ребёнок не в порядке. Это отдаляет его от класса, потому что он начал переживать острый импульс сбегать и защищаться – от учёбы, учителей, одноклассников. Взрослые не реагируют на факты травли и провокаций одних учеников в отношении других, не оказывают помощи в разрешении спорных ситуаций, не дают конструктивных способов договариваться и взаимодействовать. Учителя и родители таким образом оставляют детей решать свои проблемы, как это делали предки – кулаком и криком, как получается. Кино и ТВ, пестрящее сценами насилия, которому ещё пытаются дать мотив и объяснения, легко ложится в руки, потому что ударить и чем-то кинуть – куда проще, чем узнавать другого и с ним договариваться. Человек такое существо, которому надо быстро, сейчас и сразу с результатом на 101%. Актуальные текущие конфликтные ситуации остаются незавершёнными, обостряются и вовлекают всё больше участников. Когда один не может победить другого, он ищет способы поизощрённее, как «поставить» «негодяя» «на место». И когда не получается сделать это самому, привлекаются помощники и группы поддержки. Благодаря соцсетям это становится оперативно, красочно и «движушно». Публичная демонстрация резко негативного отношения учителя к ученику подрывает репутацию учащегося в глазах одноклассников, формируется его образ в глазах других как «неудачника», над ним начинаются насмешки, издевательства. А где незамысловатая шутка с весельем на полурока, там и фееричная травля в соцсетях и порча портфеля на переменах. Коли шут учителем обозначен, его в этой роли благополучно принимают и ведут себя с ним соответственно. «А что в итоге? Что делать-то?!» Родителю и учителю: Если ваш ребёнок/ученик заявляет вам о том, что становится объектом для «злых» шуток и «приставаний», не списывайте это на «обычные подростковые шалости, с которыми сами разбирайтесь, сами виноваты». О таких вещах нужно сообщать администрации и узким специалистам сразу. Необходимо пресечение актов травли со стороны класса (по факту) сразу же и жёстко, пока детская общественность не пришла к выводу «что так можно с ним». Учителю: Во время очной работы с классом (урок, классный час) учителю важно поддерживать позитивный портрет учащихся («группы риска» в том числе) в глазах класса. Вам ведь нужно их сплотить, а не сталкивать лбами и подавать «неудачников» на блюде для избиения. Откажитесь от публичной критики и осуждения (не считая замечания по поведению, нарушающему дисциплину в классе здесь и сейчас). Воспитательные беседы разъяснительного и порицательного характера проводите строго без присутствия одноклассников. Так вы не даёте ему публику, на которую он начнёт играть и воевать с вами, а с другой стороны вы не влияете на его репутацию перед классом. Симпатия класса не должна быть завязана на его успешности или не успешности, он в первую очередь человек. Учителю и родителю: Если ребёнок перешёл из другого класса или школы, незамедлительно придите на приём к школьному психологу или социальному педагогу. За исключением смены образовательной программы, если ребёнок перешёл из-за конфликта с одноклассниками или учителями в надежде, что «здесь будет иначе»… Как показывает практика, «иначе» случается в шансах 50х50. Чаще всего история повторяется и на новом месте. Это связано с позицией и неконструктивными привычками в поведении ребёнка к школе и окружающим, или в позиции его родителей. Среда лишь отвечает им тем, что они провоцируют. Чтобы случилось «по-другому» на новом месте, следует и начать вести «другую политику» в отношении учреждения и окружающих. Как так складываются конфликтные отношения из коллектива в коллектив по одному и тому же сценарию – поможет выяснить психолог, социальный педагог. Даже если это первый опыт «бегства» с одного «пожара» на другой, обязательно пройдите психологическую профилактику, чтобы история не повторилась. Учителю и родителю: Старайтесь включать всех учащихся класса во все общеклассные и общешкольные мероприятия в посильной для них роли. Не поющие и не танцующие могут оказывать другую помощь. Старайтесь обеспечивать участие ребёнка в событии класса, особенно, если это не учебная затея – поход в кино, на природу и т.д., там они раскрываются друг другу совсем иначе. Учителю и родителю: Подавайте школьной психологической службе заявки на разрешение (актуальных/затяжных неразрешённых) конфликтных ситуаций в классе. Не дайте урагану набрать силу, когда обиженным детям и подросткам особенно будет уже мало просто «первой крови». Учителю и родителю: Поднимайте на родительских собраниях с коллективом родителей запросы на сотрудничество по пресечению неблагоприятных инициатив и действий со стороны их детей в отношении одноклассников. Все войнушки происходят в социальных сетях, в сборах «на стрелки» за пределами школы, злое подшучивание в коридорах школы и прямо на уроках, порча личных вещей и т.д. P.S. Не оставляйте детей один на один друг с другом в сложной ситуации. Тогда они смогут набираться и опыта и мудрости, как управлять своими конфликтами и отношениями с окружающими, не хватаясь за кулаки, ножи и ружья… Мой блог "7 КЛЮЧЕЙ" Моё сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|