|
По следам и впечатлениям от мастер-класса А.Я. Варги «Браки заключаются на небесах?»Автор статьи: Галина Ивановна Кочергина
29 апреля 2015 года в Высшей Школе Экономики Анна Яковлевна Варга провела свой мастер-класс «Браки заключаются на небесах?» Хочу рассказать кое-что из «осевшего» во мне после этого МК и начну со своих впечатлений. Мне очень понравилось. Слушая любого Маэстро, действительно понимаешь, что поговорка права: хорошего много не бывает. Как плотно бы ни был ты наполнен собственными знаниями на заданную тему, эти знания приобретают новый объём, новые формы, новые краски, а часто – и новое место на «полочках» профессионального знания. Анна Яковлевна сразу дала свой ответ на вопрос, вынесенный в название мастер класса: нет, браки заключаются НЕ на небесах.
Вот уже более 30 лет специалисты отмечают, что происходит с моногамным браком: с ним происходит кризис. Чтобы лучше понять путь к этой кризисной ситуации, рассмотрим, каким был традиционный брак в XIXвеке. * Он был патриархальным Муж – добытчик, жена – хозяйка дома. Жена – собственность мужа. * Брак был неотъемлемо связан с расширенной семьёй Связанность с расширенной семьёй – необходимость. Подавляющее большинство семей выживало за счёт работы всей большой семьёй на земле, в фермерстве, в ремесле. Женщина приходила в дом к мужу и принимала правила этого дома, подчинялась старшим новым родственникам. * Брак заключался на всю жизнь «Пока смерть не разлучит нас». Роднились не просто два человека, соединяли свои финансовые ресурсы две семьи. Роль чувств в браке не имела большого значения. Выбирали себе невестку или зятя родители. Большую роль в создании новой семьи играл институт сватовства – искусственный отбор. * Брак редко длился более 20 лет И это было связано с небольшой продолжительностью человеческой жизни. * Брак основывался на разделении ролей и функций Незыблемые правила, передаваемые от родителей к детям, понятное для того времени разделение: кто и что делает, кто и как принимает решения, кто кому подчиняется, были опорой для брака. Основная роль секса не в наслаждении, а в зачатии детей – наследников, работников, помощников. Конец XIX века: * Эмансипация женщины Перемены в восприятии женщин самих себя, перемены во взглядах мужчин на женщину. * Изменение взглядов на секс Секс приобретает иное значение. Он может быть в удовольствие и в семье. * Контрацепция регулируется женщинами * Легитимизация развода На смену искусственному отбору постепенно приходит естественный, основанный на чувствах, отбор. * Урбанизация и преобладание ядерной семьи Массовое переселение людей в города, где можно устроиться на наёмную работу, где можно успешно прожить одному или вдвоём, без большой, расширенной семьи. * Успехи медицины и увеличение сроков жизни людей Браки стали длиться по 40 и более лет.
События, которые изменили традиционный брак * Эпоха постмодерна и уравнивание гендеров Эпоха постмодерна – это период разрыва человечества со ставшей традиционной эпохой. Характеризуется стремительным ростом культурного и социального многообразия, отходом от принципов чистой экономической целесообразности, возрастанием многовариантности прогресса, отказом от принципов массового социального действия, формированием новой системы стимулов и мотивов деятельности человека, замещением материальных ориентиров культурными и т.д. * Отказ от идей «правильного» и «истинного» Роль правил стала слабеть наряду с идеями о том, что есть единственная истина, правда, правильность. Им на смену пришли идеи конструктивизма о том, что реальность конструируется с помощью идей. Идеи болезни и здоровье заменяются идеями функциональности и дисфункциональности. * Юмор и игра вместо пафоса Играть стало можно не только детям. Такая возможность появилась и у взрослых, которые прежде всегда должны были быть заняты делом. * Взаимозаменяемость и текучая современность Текучая современность - метафора, с помощью которой Зигмунд Бауман описывает эпоху другой современности, в которую сейчас вступает человечество. Это переход от сложного структурированного мира, который обременен различной сетью социальных обязательств и условий к текучему, переменчивому миру, свободному от границ и условий. Бауманом отобраны пять основных понятий, которые характеризуют изменившуюся жизнь людей: «индивидуальность», «освобождение», «время/пространство», «сообщество» и «работа». Он отслеживает, как меняются их практическое значение в жизни современного общества. Современный брак * Основан на чувствах, отношениях и разделённых смыслах * Легко распадается * Принимает разнообразные формы - бикарьерный, бинуклеарный, однополый, бездетный, белый, открытый, визитный... Оба супруга зачастую работают и придают большое значение собственной карьере. Ситуация, когда дети, рождённые в предыдущих браках, включены во внутрисемейное общение. Отношения с бывшими супругами остаются на уровне совместного родительства. Белый брак – брак без секса, когда супруги живут «как брат с сестрой». * Включает в себя животных на правах членов семьи Семейные психологи, строя генограмму, зачастую учитывают животных, которые могут играть роль детей, сиблингов или даже партнёров.
Ловушки, в которые мы попадаем на пути к браку * Установки, полученные в родительской семье «Все бабы – ду..., а мужики – сво...», «Жена должна быть днём заботливой мамой, а ночью – шлю...», «Мужчина нужен только для зачатия ребёнка», «Женщина должна знать своё место»... и т.п. * Неконструктивная модель родительской семьи (алкогольная семья, конфликтная семья...) В алкогольной семье как будто действуют «качели»: одна крайность - выпадение алкоголика из системы, рядом с которым обязательно присутствует контролёр и спасатель – супруг, или, что ещё грустнее – ребёнок. Затем наступает пора раскаяния и возникновения другой крайности - близости между супругами. Далее идёт жизнь «нормальной семьи», в которой все знают, что скоро качели качнутся обратно. Ребёнок, выросший в подобной семье, воспринимает эту двойственность как норму. В конфликтной семье спокойствие воспринимается как равнодушие и нелюбовь. Важно быть вместе в чувствах – хотя бы в каких-нибудь. * Не пройденная сепарация от родительской семьи: триангуляция, парентификация, утрата родителей Сердце, занятое отношениями с родителями, не даст возможность создать партнёрские отношения. Для ребёнка непосильная ноша – быть третьим в отношениях родителей или быть «родителем» собственным родителям. Очень трудно строить семью человеку, не имевшему возможность длительно находиться в семье, где бы он мог наблюдать модель взаимодействия супругов.
Что влияет на выбор партнёра * Брак нужен для удовлетворения психологических потребностей * Неподходящие потребности: повысить самооценку, найти замещающую семью, повысить социальный статус, вообще "получать", а не давать САМОоценка может осуществляться только изнутри и никак – снаружи. Стать ребёнком родителям супруга = стать супругу(е) сестрой или братом. Сказка про Золушку в разных вариантах и в наши дни остаётся весьма привлекательной. Получать недополученное в детстве от супруга – это желание получить новую, идеальную маму (причём, независимо от пола супруга).
Вопросы, которые нужно решить в браке * Создать семейные ритуалы Совместные обеды, отдых, развлечения и т.п. * Договориться о разделении зон ответственности И знать, что эти договорённости могут быть совместно передоговорены. * Договориться о порядке общения с родительскими семьями Так, как удобно обоим. И нет ничего ужасного, если один из супругов будет общаться с родителями другого не напрямую, а опосредованно – через супруга. * Деньги, траты Совместные, раздельные, совместно-раздельные, мелкие, крупные – кто и как осуществляет доходы и расходы. * О смысле и значении секса В конкретной паре – так, как уютно или нормально двоим. * Кто и в какой зоне отвечает за понимание Очень важный пункт. В семье на нас обрушивается бесконечный и огромный поток информации: вербальной и невербальной. Часто хочется догадаться или есть ожидание, что «должен догадаться». Лучше договориться, кто кому и про что берётся терпеливо объяснять – столько, сколько понадобится для достаточно полного понимания. В каждом нормальном браке есть неразрешимые противоречия и это - нормально, когда их принимают оба.
Типичные ошибки в брачных отношениях * Затруднение коммуникации ("Если нужно объяснять, то не нужно объяснять") Объяснять – нужно! * Путаница между искренностью и «обнажённостью» Быть искренним с партнёром и «вываливать» на него все «продукты своей жизнедеятельности» - вещи разные. * Индивидуальные мифы о любви (кто любит, тот всегда готов к сексу; кто любит, тот принимает целиком...) * Универсализация партнёра: мать-жена-любовница-подруга-мать моих детей-хозяйка дома-зарабатывает деньги Добытчик-муж-«зайка»-каменная стена-заботливый, нежный романтичный-многоработающий-много проводящий времени с семьёй и т.п.
Что делать (для начала) * Пройти стадию монады (стать цельной единицей) * Заботиться о своём здоровье и благополучии * Выстроить иерархию своих потребностей и смыслов * Научиться не бояться одиночества Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|