Два класса задач: добывать и обживать. Часть 2

Автор статьи: Ольга Князева

Второй класс задач:

Обживать

Когда я обживаю место, то оно, мое место, в этом мире есть, и знание об этом присутствует во мне имплицитно, т.е. неявно. Это как кислород в воздухе, он есть, но как мы понимаем, что он есть? - благодаря возможности делать вдох. Так и здесь, наличие места для меня проявляется в том, какие передо мной стоят возможности, как я могу использовать свою активность.

Важно: все знания, о которых я буду говорить на этой стадии - это не просто мысли, которые я пытаюсь себе внушить аутотренингом, считая, что «правильно так думать» или «взрослый человек должен думать именно так». Это мысли, к которым я прихожу через опору на свои ощущения, мое тело так ощущает, и я соглашаюсь с ним, констатирую это.

Я всем собой (т.е. целостно) чувствую/знаю/ощущаю, что для моего следующего шага есть пространство и это пространство к моему шагу относится нейтрально или положительно.

На этой стадии я решаю задачи, проявляя гибкость, пластичность и творческие способности. Опора на свои умения и активность позволяют мне оставаться устойчивым в неопределенности, которой полна наша жизнь.

Чтобы решать задачи этого класса, я должен знать о своем влиянии на качество и характер отношений с окружающими. Я всем собой знаю, что от моих действий многое зависит.

В том числе я знаю зависимость уровня своего комфорта и удовольствия от своих действий. На этой стадии я могу нести ответственность за эти показатели «счастья», это для меня является посильной задачей, вызывающей во мне скорее любопытство/азарт/возбуждение нежели страх/тоску и страдание.

Другими словами, на этой стадии мой образ себя базируется на убеждениях, что «я сам носитель своей активности» и «я обладаю умениями и могу учиться новому».

И с помощью достаточно свободного манипулирования, я опытным путем определяю, как много места и каким именно образом я хочу его занимать.

Важно: на этой стадии речь не идет про независимость и полную автономность от других, наоборот, я хорошо понимаю основу этого мира - взаимовлияние и взаимозависимость: своих действий от окружающих и влияние их действий на меня. На стадии «обживания» у меня есть свобода в выборе действий – буду ли я решать задачу сам, или позову кого-то на помощь.

***

Какого класса задачу я решаю в каждый конкретный момент своей жизни, знаю только я. Одни и те же действия могут относиться и туда, и туда, поэтому главным критерием отнесения будут мои самоощущения в процессе деятельности.

Например, я готовлю еду. Я делаю это, потому что именно это действие принесет сейчас в мою жизнь больше тепла, уюта, сытости, или я делаю это потому что иначе буду считать себя плохой хозяйкой, а плохих не любят? В первом случае я обживаю пространство, во второй добываю.

Проявляя любопытство к себе, можно обнаружить, что одни и те же действия могут в какой-то ситуации быть в классе обживания, а в другой ситуации – в классе добывания.

Например, я пошла за покупками и примеряю одежду – я могу долго выбирать, крутиться перед зеркалом и получать удовольствия от такого времяпровождения сейчас, пока занимаюсь покупками наедине с собой. Но стоит только появиться рядом заинтересованному человеку (подруга, любимый человек или даже продавец), как я сворачиваю свою активность и примеряю в 2-3 раза меньше вещей, делая это значительно быстрее.

Смена класса решаемой мною задачи может происходить редко, часто, очень часто. Она может происходить ожидаемо и непредсказуемо.

Обычно на смену класса задачи сильно влияет новизна ситуации и присутствие других заинтересованных людей (т.е. фактор отношений).

Хочу еще обратить внимание на такой часто встречающийся фактор, который тоже можно использовать в качестве критерия перехода задачи из одного класса в другой - каким способом простраивается безопасность:

- В задачах добывания только идеальные условия могут гарантировать мне ощущение, что у меня есть место. А идеальные условия – это крайне редкое явление в реальном мире, поэтому я автоматически оказываюсь заложником случая и хороших обстоятельств.

Какие-то едва уловимые изменения во внешней среде – кто-то не так посмотрел, не тем тоном сказал, медленнее, чем надо ответил, дальше, чем обычно сел и т.д. – могут полностью заблокировать мою исследовательскую активность, и я перейду в режим обиды на мир или ожидания лучшего времени (активность сворачивается в терпение).

- В задачах обживания я не разрушаюсь от того, что окружающий меня мир неидеальный, понимаю, что идеальные условия – большая редкость, и это не воспринимается мной, как трагедия, потому что у меня есть умение управлять своей активностью и учиться новому, если это необходимо.

Чуть более подробно про безопасность и связанное с этим понятие доверия можно почитать в моей статье.

Распространенная фраза «головой я понимаю, но» - указывает, что скорее всего я на первом уровне задачи, и просто пытаюсь сыграть человека, у которого есть место.

***

Почему я считаю, что полезно выделять эти два класса задач и отслеживать, какую задачу я сейчас решаю? Потому что эти два класса сильно отличаются по своему смыслу, а следовательно, и по ближайшим доступным действиям, которые можно сделать, чтобы улучшить свою жизнь.

И это совершенно выматывающая задача – пытаться обживать место, которого нет.

Быть человеком означает решать задачи этих двух классов, обнаруживать себя в обоих этих состояниях, потому что они естественные для нашей природы.

Да, ощущения на второй стадии зачастую приятнее, чем на первой.

Да, я могу оказываться раз за разом на первой стадии там, где этого бы не хотел – и это повод углублять знакомство с собой, исследовать причины, но никак не повод себя критиковать и обесценивать (по-моему опыту, самокритика в таких ситуациях не помогла еще ни одному человеку перевести задачу с первого класса во второй).

Более подробно вопросы поиска своего места, задачи добывания и обживания, которые именно вы решаете в своей жизни, можно разобрать на личной и групповой терапии.



Просмотров: 351
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Два класса задач: добывать и обживать. Часть 1
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Потому что у меня есть опора…
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Горести и радости небиологических родителей в ЛГБТ-семьях: есть ли для меня здесь место и какое оно?
  • Полюби меня такой, какая я есть…Или второй этап влюбленности.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Секреты успешного мастер-класса (только для внутреннего пользования)
  • Ела, ем и буду есть... потому, что противно
  • У меня есть я, хорошо быть мной!
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Во всем есть трещина, но именно так туда проникает свет
  • Место для шага вперед: стадии развития предприимчивости
  • Какие задачи, кроме учебных приходится решать ребенку?
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Четыре стадии сепарации сына от матери + пронзительное социальное видео по этой теме
  • У меня есть лишь СЕЙЧАС.
  • Хочу жить свою жизнь, но не знаю, чего хочу именно я
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Почему нельзя решать чужие задачи
  • Хочу, чтобы меня любили такую, какая я есть.
  • У меня есть только полчаса
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь