|
Два класса задач: добывать и обживать. Часть 2Автор статьи: Ольга Князева
Второй класс задач: Обживать Когда я обживаю место, то оно, мое место, в этом мире есть, и знание об этом присутствует во мне имплицитно, т.е. неявно. Это как кислород в воздухе, он есть, но как мы понимаем, что он есть? - благодаря возможности делать вдох. Так и здесь, наличие места для меня проявляется в том, какие передо мной стоят возможности, как я могу использовать свою активность. Важно: все знания, о которых я буду говорить на этой стадии - это не просто мысли, которые я пытаюсь себе внушить аутотренингом, считая, что «правильно так думать» или «взрослый человек должен думать именно так». Это мысли, к которым я прихожу через опору на свои ощущения, мое тело так ощущает, и я соглашаюсь с ним, констатирую это. Я всем собой (т.е. целостно) чувствую/знаю/ощущаю, что для моего следующего шага есть пространство и это пространство к моему шагу относится нейтрально или положительно. На этой стадии я решаю задачи, проявляя гибкость, пластичность и творческие способности. Опора на свои умения и активность позволяют мне оставаться устойчивым в неопределенности, которой полна наша жизнь. Чтобы решать задачи этого класса, я должен знать о своем влиянии на качество и характер отношений с окружающими. Я всем собой знаю, что от моих действий многое зависит. В том числе я знаю зависимость уровня своего комфорта и удовольствия от своих действий. На этой стадии я могу нести ответственность за эти показатели «счастья», это для меня является посильной задачей, вызывающей во мне скорее любопытство/азарт/возбуждение нежели страх/тоску и страдание. Другими словами, на этой стадии мой образ себя базируется на убеждениях, что «я сам носитель своей активности» и «я обладаю умениями и могу учиться новому». И с помощью достаточно свободного манипулирования, я опытным путем определяю, как много места и каким именно образом я хочу его занимать. Важно: на этой стадии речь не идет про независимость и полную автономность от других, наоборот, я хорошо понимаю основу этого мира - взаимовлияние и взаимозависимость: своих действий от окружающих и влияние их действий на меня. На стадии «обживания» у меня есть свобода в выборе действий – буду ли я решать задачу сам, или позову кого-то на помощь. *** Какого класса задачу я решаю в каждый конкретный момент своей жизни, знаю только я. Одни и те же действия могут относиться и туда, и туда, поэтому главным критерием отнесения будут мои самоощущения в процессе деятельности. Например, я готовлю еду. Я делаю это, потому что именно это действие принесет сейчас в мою жизнь больше тепла, уюта, сытости, или я делаю это потому что иначе буду считать себя плохой хозяйкой, а плохих не любят? В первом случае я обживаю пространство, во второй добываю. Проявляя любопытство к себе, можно обнаружить, что одни и те же действия могут в какой-то ситуации быть в классе обживания, а в другой ситуации – в классе добывания. Например, я пошла за покупками и примеряю одежду – я могу долго выбирать, крутиться перед зеркалом и получать удовольствия от такого времяпровождения сейчас, пока занимаюсь покупками наедине с собой. Но стоит только появиться рядом заинтересованному человеку (подруга, любимый человек или даже продавец), как я сворачиваю свою активность и примеряю в 2-3 раза меньше вещей, делая это значительно быстрее. Смена класса решаемой мною задачи может происходить редко, часто, очень часто. Она может происходить ожидаемо и непредсказуемо. Обычно на смену класса задачи сильно влияет новизна ситуации и присутствие других заинтересованных людей (т.е. фактор отношений). Хочу еще обратить внимание на такой часто встречающийся фактор, который тоже можно использовать в качестве критерия перехода задачи из одного класса в другой - каким способом простраивается безопасность: - В задачах добывания только идеальные условия могут гарантировать мне ощущение, что у меня есть место. А идеальные условия – это крайне редкое явление в реальном мире, поэтому я автоматически оказываюсь заложником случая и хороших обстоятельств. Какие-то едва уловимые изменения во внешней среде – кто-то не так посмотрел, не тем тоном сказал, медленнее, чем надо ответил, дальше, чем обычно сел и т.д. – могут полностью заблокировать мою исследовательскую активность, и я перейду в режим обиды на мир или ожидания лучшего времени (активность сворачивается в терпение). - В задачах обживания я не разрушаюсь от того, что окружающий меня мир неидеальный, понимаю, что идеальные условия – большая редкость, и это не воспринимается мной, как трагедия, потому что у меня есть умение управлять своей активностью и учиться новому, если это необходимо. Чуть более подробно про безопасность и связанное с этим понятие доверия можно почитать в моей статье. Распространенная фраза «головой я понимаю, но» - указывает, что скорее всего я на первом уровне задачи, и просто пытаюсь сыграть человека, у которого есть место. *** Почему я считаю, что полезно выделять эти два класса задач и отслеживать, какую задачу я сейчас решаю? Потому что эти два класса сильно отличаются по своему смыслу, а следовательно, и по ближайшим доступным действиям, которые можно сделать, чтобы улучшить свою жизнь. И это совершенно выматывающая задача – пытаться обживать место, которого нет. Быть человеком означает решать задачи этих двух классов, обнаруживать себя в обоих этих состояниях, потому что они естественные для нашей природы. Да, ощущения на второй стадии зачастую приятнее, чем на первой. Да, я могу оказываться раз за разом на первой стадии там, где этого бы не хотел – и это повод углублять знакомство с собой, исследовать причины, но никак не повод себя критиковать и обесценивать (по-моему опыту, самокритика в таких ситуациях не помогла еще ни одному человеку перевести задачу с первого класса во второй). Более подробно вопросы поиска своего места, задачи добывания и обживания, которые именно вы решаете в своей жизни, можно разобрать на личной и групповой терапии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|