|
Программа социальной адаптации девиантных подростковАвтор статьи: Барабанов Родион Евгеньевич
Краткая аннотация:
Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению. Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.
Обоснование: Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения. Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей. Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром. Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект. Термин социальный интеллект был введен для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект представляет собой способность адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними. Социальный интеллект включает следующие аспекты:
Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми. То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей. Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме. Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.
Задачи:
Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:
Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением – учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр. Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе – 4-6 человек. Объём тренинговой работы – 14 часов.
Режим работы:
Для проведения групповой работы необходим кабинет и помещение для индивидуального консультирования. Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга). При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник функциональной оценки и коррекции поведения, нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии, видеомоделирования и кинолекториев. Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта. В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения. Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции. Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.
Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Логика построения групповых коррекционных занятий:
Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию – 3,5 месяца.
Занятие №1 Цели:
Назначение: получить первый опыт – говорить в группе. Назначение:
Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток. Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг. Назначение:
Назначение:
Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом. Изобразить, как ходит:
Назначение: снять напряжение и усталость. Назначение:
Дата занятия ____________ Тренинговое имя ____________
Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия. Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?»
Занятие №2 Цели:
Участники перебрасываются мячиком и объясняют. I.
«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают. Обратная связь:
II.
«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят. Обратная связь – аналогично I. Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно. Назначение упражнения:
Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя. Назначение:
Назначение: снятие напряжения и усталости.
Занятие №3 Цели:
Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).
Назначение:
Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других. Назначение:
Невербально выразить два противоположных состояния:
Назначение: групповое сплочение. Материал: фольга, вата (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов). Назначение:
Занятие №4 Цели:
Назначение:
Продекламировать «У лукоморья...» Назначение:
Назначение:
Занятие №5 Цели:
Дискуссионные вопросы:
Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению? При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники. Упр. «Вверх по радуге». Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением. Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык.
Дать возможность попытаться найти общие точки для развития диалога в сложных ситуациях. Назначение:
Назначение:
Занятие №6 Цели:
Назначение:
Назначение:
Назначение:
Назначение:
Назначение: создание ситуации риска, настоящего личностного риска «здесь и теперь» с целью непосредственного ощущения принятия себя и других людей такими, каковы они есть. Цели:
Назначение:
Назначение:
Назначение:
Откровенно говоря... Оценка участниками по 10-бальной шкале своей удовлетворенности итогами тренинга.
Предполагаемые результативность работы Практически все подростки, участвующие в коррекционно-развивающей работе, повысят свой социальный интеллект: в некоторых случаях повысится уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), повысится общий уровень социального интеллекта (композитная оценка). Главным результатом станет то, что педагоги, работающие с подростками, отметят положительные изменения в поведении ребят, в их готовности к проявлению доброжелательности и готовности к сотрудничеству.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|