Программа социальной адаптации девиантных подростков

Краткая аннотация:

Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.

Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование:

Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.

Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект.

Термин социальный интеллект был введен для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект представляет собой способность адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними.

Социальный интеллект включает следующие аспекты:

  • умение предвидеть последствия поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации;
  • способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;
  • уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи);
  • способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения.

Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.

То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.

Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме.

Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:
  1. Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.
  2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
  3. Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара.

Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:

  1. Групповая деятельность – социально-психологический тренинг.
  2. Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
  3. Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик».

Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением – учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.

Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе – 4-6 человек.

Объём тренинговой работы – 14 часов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

Режим работы:
  • тренинг – 7 2-х часовых занятий 1 раз в две недели;
  • индивидуально-коррекционная работа – обязательна по результатам диагностики; далее – по запросу.

Для проведения групповой работы необходим кабинет и помещение для индивидуального консультирования.

Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).

При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник функциональной оценки и коррекции поведения, нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии, видеомоделирования и кинолекториев.

Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.

В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.

Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.

Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.

  1. Измерение социального интеллекта подростков.
  2. Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге.
  3. Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 2 часа, общий объем – 14 часов.
  4. Итоговое измерение социального интеллекта подростков.

Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Логика построения групповых коррекционных занятий:

  • 1 занятие – создание благоприятных условий для работы группы, самопознание;
  • 2 занятие – развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;
  • 3 занятие – развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;
  • 4 занятие – сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
  • 5 занятие – приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;
  • 6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции;
  • 7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста.

Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию – 3,5 месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №1

Цели:
  • создание благоприятных условий для работы группы;
  • принятие правил работы;
  • определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
  • начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.
  1. Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).
  2. Принятие правил работы в группе.
  3. Ожидания, связанные с работой в группе.

Назначение: получить первый опыт – говорить в группе.

  • Игра «Встаньте в круг».
  • Назначение:

    • создание общей атмосферы тренинга;
    • построение доверительных отношений участников.

    Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.

    Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.

  • Игра «Меняются местами те, кто...».
  • Назначение:

    • интенсивное физическое взаимодействие;
    • создание общей атмосферы тренинга;
    • диагностика динамики поведения участников.
  • Упр. «Мои добрые дела»
  • Назначение:

    • развитие умений анализировать свои поступки;
    • настрой на доброе отношение друг к другу.

    Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.

  • Разминка.
  • Изобразить, как ходит:

    • глубокий старик;
    • младенец, только начавший ходить;
    • солдат;
    • пьяный;
    • влюблённый, ожидающий свидания;
    • робот;
    • горилла и т.п.

    Назначение: снять напряжение и усталость.

  • Упр. «Мои сильные стороны».
  • Назначение:

    • формирование доверия к самому себе;
    • развитие умений думать о себе положительно.
  • Обратная связь: анкетирование «Откровенно говоря...»
  •  

    Дата занятия ____________

    Тренинговое имя ____________

    • Во время занятий я понял, что...
    • Самым полезным для меня было...
    • Я был бы более откровенным, если...
    • Мне не понравилось...
    • Больше всего мне понравилось, как работал (а)...
    • 6) На следующем занятии я хотел бы...

    Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.

  • Подведение итогов.
  • Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?»

     

     

     

     
    Занятие №2
    Цели:
    • способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;
    • совершенствовать коммуникативные навыки.
    1. Приветствие «Я рад тебя видеть».
    2. Введение в тренинг:
    • а) Анализ анкет «Откровенно говоря...»
    • б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения.
  • Упражнения на представление чувства собственного достоинства.
  • Участники перебрасываются мячиком и объясняют.

    I.

    • а) «Ругать – это значит...»
    • б) «Если человека ругают, то он...»

    «Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают.

    Обратная связь:
    • какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;
    • какую позу принял бы, если бы сам был своим «скульптором».

    II.

    • а) «Хвалить» – это значит...»
    • б) «Если человека хвалят, то он...»

    «Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят.

    Обратная связь – аналогично I.

    Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.

    Назначение упражнения:

    • проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;
    • Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.
  • Разминка. Игра «Леди и джентльмены».
  • Упр. «Список претензий».
  • Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.

  • Игра «Воздушный шар».
  • Назначение:

    • демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;
    • подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.
  • Разминка. Физические упражнения – ведущие по очереди.
  • Назначение: снятие напряжения и усталости.

     

  • Откровенно говоря...
  • Подведение итогов.
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Занятие №3
    Цели:
    • способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения;
    • формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;
    • возможная коррекция восприятия участниками др. людей;
    • развитие внеязыковых средств общения.
    1. Приветствие (невербальное).
    2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
    3. Психологический этюд «Замочная скважина».

    Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).

    • а) впечатления от поступка этого человека;
    • б) в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку, действия.

    Назначение:

    • обеспечение личностной конфиденциальности участников;
    • возможная коррекция поведения.
  • Упр. «Грани сходства».
  • Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других.

  • Упр. «Мимика и жесты».
  • Назначение:

    • развитие невербальных средств общения;
    • формирование более свободного стиля общения.

    Невербально выразить два противоположных состояния:

    • гнев и спокойствие;
    • усталость, бодрость;
    • разочарование, восхищение;
    • обида, прощение;
    • печаль, радость;
    • волнение, безмятежность;
    • досада, удовлетворённость;
    • сомнение, уверенность.
  • Разминка «Путаница».
  • Назначение: групповое сплочение.

  • Конструирование образов. Психодрама.
  • Конструирование образов подростка и его друга.
  • Ролевое проигрывание созданного сюжета.
  • Материал: фольга, вата (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов).

    Назначение:

    • выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;
    • формирование эффективных способов общения.
  • Откровенно говоря...
  • Подведение итогов.
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Занятие №4
    Цели:
    • продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;
    • выявить индивидуальные особенности общения;
    • формировать эффективные способы общения.
    1. Приветствие. Каждый участник (по-очереди) – в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.
    2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
    3. Упр. «Ассоциации».

    Назначение:

    • дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;
    • коррекция собственного восприятия других людей.
  • Ролевая гимнастика.
  • Продекламировать «У лукоморья...»

    Назначение:

    • снятие напряжения;
    • подготовка к ролевым играм.
  • Конструирование образов. Психодрама.
  • Конструирование образов подростка и значимого взрослого, с которым не всегда гармонично складываются отношения.
  • Ролевое проигрывание созданного сюжета.
  • Назначение:

    • выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми;
    • совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;
    • корректировать восприятие подростками других людей.
  • Откровенно говоря...
  • Подведение итогов.
  •  

     

    Занятие №5
    Цели:
    • Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;
    • Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.
    1. Приветствие: «Мне приятно с тобой общаться, потому что...»
    2. Анализ анкет «Откровенно говоря». Необходимые комментарии.
    3. Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очереди исполняют роль участников дискуссии и наблюдателей.

    Дискуссионные вопросы:

    • Куда поехать летом на каникулы?
    • Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?

    Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?

    При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники.

  • Упр. «Чувствую себя хорошо».
  • Упр. «Вверх по радуге».

    Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.

  • Упр. «Грани различия».
  • Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык.

  • Упр. «Установить контакт с группой»:
    • а) грубияны;
    • б) самоуверенные, считающие себя «избранными».

    Дать возможность попытаться найти общие точки для развития диалога в сложных ситуациях.

  • Разминка. Упр. «Сплетня».
  • Назначение:

    • снять усталость;
    • продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица».
  • «Необитаемый остров».
  • Назначение:

    • усилить чувство необходимости слушать друг друга;
    • продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;
    • развивать навыки общения.
  • Откровенно говоря...
  • Подведение итогов.
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Занятие №6
    Цели:
    • Закрепление полученных навыков и умений самоанализа и самокоррекции в сфере общения;
    • Осознание качественных изменений, обеспечивающих человеку ориентацию в социальной деятельности.
    1. Приветствие.
    2. Обсуждение анкет. Необходимые комментарии.
    3. Психологический этюд «Одиночество».

    Назначение:

    • Анализ причин, порождающих одиночество;
    • Настроить на спокойное восприятие личностных недостатков;
    • Побудить к стремлению постоянно работать над собой.
  • Игра «Испорченный телефон жестов».
  • Назначение:

    • Снятие напряжения;
    • Оценка собственного уровня внимательности в общении с окружающими.
  • Психологический этюд: «Как я справляюсь со своими проблемами» (пантомимическая метафора).
  • Назначение:

    • снизить защитные реакции, связанные с риском самораскрытия;
    • закрепить доверие группе.
  • Упражнение «Метафора на себя».
  • Назначение:

    • развивать готовность сопоставлять собственный опыт с опытом других;
    • активизировать самосознание, взаимное принятие.
  • Социометрия у стены.
  • Назначение: создание ситуации риска, настоящего личностного риска «здесь и теперь» с целью непосредственного ощущения принятия себя и других людей такими, каковы они есть.

  • Откровенно говоря...
  • Подведение итогов.
  • Занятие №7
    Цели:
    • формирование чувства собственной значимости;
    • активизация ресурсных механизмов возраста.
    1. Приветствие.
    2. Обсуждение анкет. Необходимые комментарии.
    3. Упражнение «Связующая нить».

    Назначение:

    • формирование чувства близости с другими людьми;
    • формирование чувства собственной значимости.
  • Техника «Семейный портрет».
  • Назначение:

    • углубить обратные связи, видение друг друга;
    • стимулирование процессов самосознания; выражения и рефлексии межличностных отношений.
  • Работа с метафорой Ж. Туре «История желудя» (журнал «Психологическая наука и образование»): прослушивание метафоры, изложение.
  • Назначение:

    • преодоление имеющихся трудностей и восстановление нормального хода развития подростка;
    • активизация ресурсных механизмов возраста.

    Откровенно говоря... Оценка участниками по 10-бальной шкале своей удовлетворенности итогами тренинга.

     

     

     

     

     

     

     

     
    Предполагаемые результативность работы

    Практически все подростки, участвующие в коррекционно-развивающей работе, повысят свой социальный интеллект: в некоторых случаях повысится уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), повысится общий уровень социального интеллекта (композитная оценка).

    Главным результатом станет то, что педагоги, работающие с подростками, отметят положительные изменения в поведении ребят, в их готовности к проявлению доброжелательности и готовности к сотрудничеству.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Литература:
    1. Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.
    2. Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4.
    3. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» Метод. разработки соц.-психологического. – М. Новая школа, 1996.
    4. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности… Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997.
    5. Свистун М.А. Программа соц.-психологического тренинга общения для старшеклассников.
    6. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., Интерпракс, 1995.


    Просмотров: 553
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Сущность и назначение психологического контакта
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Формирование образа Я у подростков.(из опыта реализации программы «Жизненные навыки")
  • Формирование навыков сервировки стола и правил поведения за столом у незрячих людей
  • Использование схожих убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями: ролевая игра.
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Направления работы психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков
  • Формирование и развитие мотивации к обучению у подростков
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Развитие, формирование и поддержание самооценки у подростков - спортсменов.
  • Какие причины заставляют человека оскорблять других людей?
  • Использование убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями.
  • Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
  • Использование схожих убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями.
  • Анализ семейного воспитания и соц.-психологической адаптации у подростков-сиблингов и единственных детей
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • Шесть безнадежных способов изменить ваши отношения или отношение других людей к вам
  • Откровенно говоря…. О нарушении границ
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Песочница - как опыт первого социального общения!
  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Сколько консультаций необходимо для улучшения поведения подростка
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы подростков
  • ЯЗЫК ПОДРОСТКОВ. Почему подростки и родители не понимают друг друга.
  • Как техники эффективного общения помогают понять и услышать друг друга
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь