Сущность и назначение психологического контакта

Успешность установления и развития контакта во многом обусловлена психологией человеческих отношений и развитием психологических связей между общающимися. Рассмотрим этот вопрос более основательно.

Психологический контакт – это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся лиц. Если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт.

В психологическом плане развитие контакта между людьми проходит три стадии:

1)    взаимное оценивание;

2)    взаимная заинтересованность;

3)    обособление в диаду.

Это хорошо прослеживается на каком-нибудь вечере, коллективном мероприятии.

В процессе оценивания имеет место внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Результатом взаимного оценивания является вступление в общение либо отказ от него. Далее участники общения делают осторожные шаги к сближению и как бы раскрывают себя, руководствуясь примерно такой формулой; «Я могу вам быть полезен!». Возникает заинтересованность друг другом, сокращается обмен информацией с другими лицами. Это, в конечном счете, ведет к выбору общей тематики для бесед и к обособлению. Важными показателями этой стадии являются: частый обмен взглядами, улыбки, сокращение дистанции между партнерами. Взаимодействие здесь, как правило, носит двухсторонний характер, который следует поддерживать.

Показанная нами картина характерна для установления и развития любых контактов. Человеку, который всегда в таких случаях выступает активным звеном, необходимо научиться активно, управлять данным процессом. Его деятельность в этом плане должна быть направлена на:

1)    заведение знакомства;

2)    формирование у объекта интереса к контакту;

3)    установление с ним доверительных отношений.

Для успешного заведения важного знакомства целесообразно составить тщательный план, в котором отражались бы личностные особенности объекта. Необходимо детально продумать предлог для завязывания знакомства. Это очень важный для установления контакта момент, накладывающий отпечаток на все последующее общение с объектом. В первую очередь, на процесс формирования у объекта первого впечатления. Здесь очень важны и действия по привлечению к себе внимания интересующего объекта. Для этого используются различные приемы: комплименты, лесть, обращение к чувству собственного достоинства собеседника.

Форсирование у собеседника интереса к контакту осуществляется путем обеспечения заинтересованности объекта в личности инициатора и общении конкретно с ним. В данном случае вступают в действие психологические механизмы влечения и тяготения людей друг к другу. Причем эти механизмы действуют по-разному, в зависимости от того, принадлежат общающиеся к одному полу или к противоположным полам. В любом случае возникают явления симпатии и антипатии между людьми, которые, как правило, являются результатом осознанного подхода партнеров к общению. При положительном отношении друг к другу общающиеся обособляются в диаду, при отрицательном - прекращают общение навсегда.

Дальнейшее развитие контакта с объектом заинтересованности завершается установлением доверительных отношений, понимаемых как специфический способ социально-психологического обособления людей в некоторую общность «Мы». Особенность такой общности заключается, прежде всего в том, что здесь осуществляется обмен значимых для общающихся мыслями, раскрывающими глубинные стороны личности на основе уверенности в партнере как в добропорядочном человеке. Доверительные отношения, в конечном счете, полностью подавляют все негативные факторы, которые могут сформироваться в психике объекта интереса.

Следует, однако, отметить, что при установлении и развитии психологических контактов между людьми в ряде случаев возникают психологические барьеры.

В результате многолетней практики обучения искусству общения доктор Томас Гордон разделил наши ответные суждения на двенадцать категорий. Эти суждения, названные им барьерами общения, приводятся ниже. Каждый раз, когда мы высказываем эти или подобные суждения, мы создаем трудности общения.

Барьеры общения:

1.     Приказ, указание, команда.

2.     Предупреждение, угроза, обещание.

3.     Поучение, указание на целесообразность.

4.     Совет, рекомендация или решение.

5.     Нравоучения, логическая аргументация.

6.     Осуждение, критика, несогласие, обвинение.

7.     Похвала.

8.     Брань, необоснованное обобщение, унижение.

9.     Интерпретация, анализ, диагностика.

10.           Успокаивание, утешение.

11.           Выяснение, допрос.

12.           Увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка.

Эти виды реакции из-за их разрушительного воздействия на общение иногда называют барьерами слушания. Они, как правило, мешают собеседнику и нарушают ход его мыслей. Большинство из них означает желание изменить ход мыслей или переделать самого собеседника. Эти помехи неизменно заставляют собеседника прибегать к защите, вызывая раздражение и возмущение. В результате он начинает отстаивать свою точку зрения или стремится скрыть свои мысли и чувства вместо того, чтобы раскрыть их.

Ирония заключается в том, что эти помехи чаще всего создаем в силу привычки, а не сознательно. Но эффект один и тот же: мы не слышим, что нам говорят.

На стадии взаимной заинтересованности нередко возникают барьеры несовместимости, являющиеся результатом биологических, психологических, национальных, религиозных, идеологических факторов. Действие этих факторов иногда бывает настолько сильным, что приводит к прекращению контакта. Вместе с тем длительное и разумное общение во многих случаях способствует преодолению даже, казалось бы, непреодолимой несовместимости. Личная активность инициатора, его подготовка и эрудиция, знание проблематики предпочтительных бесед, а самое главное, умение управлять развитием контакта во многих случаях решают успех дела положительно.



Просмотров: 502
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мы нужны друг другу или важны друг для друга?
  • Важность знакомства и установления контакта
  • Почему в отношениях слова так же важны, как и действия, или Цикл контакта для чайников
  • Все зачем мы здесь - это дарить себя друг другу
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Как понять, подходите ли вы друг другу для длительных и крепких отношений? Ч.3
  • Как понять, подходите ли вы друг другу для длительных и крепких отношений? Ч.1
  • Как понять, подходите ли вы друг другу для длительных и крепких отношений? Ч.2
  • Как наладить контакт, условия для продуктивного контакта.
  • Общение – основа отношений. А секс не повод для знакомства!
  • Что нужно для контакта с реальностью?
  • Психотерапия vs. тренинги и коучинг; противоречат ли друг другу эти направления
  • Общение между людьми - великое благо.
  • Размышление над этапом Установления контакта.
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Помехи и шумы коммуникации, или что нам мешает услышать друг друга
  • О совместимости: насколько вы подходите друг другу для длительных отношений
  • Что такое «мучительная близость» и как детям и родителям прекратить быть обузой друг для друга*
  • Что говорить или КАК? Что делают Гении общения
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что между вами сейчас? Мы друг друга помним
  • Почему мы не говорим того, что должны, или как мы делаем друг друга несчастными во взаимоотношениях …
  • Контакт с собой как средство установления и поддержания близких отношений с другим
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Нужен ли Компромисс между супругами для Cчастливой семейной жизни или это ЗЛО?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Нет контакта!!! или 5 признаков, что отношения с ребёнком нарушены.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Друг в беде не бросит, лишнего не спросит… Что же значит для ребенка друг?
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь