К вопросу воспитания и интеграции детей с особенностями здоровья (ОВЗ)

Отношение общества к чему бы то ни было формируется в обыденном (ненаучном, например, религиозном или же художественном) сознании. Это отношение имеет свою, подчас многолетнюю историю, обусловленную культурно-временными рамками жизни социума. Не приходится удивляться тому, что порой такое обывательское отношение к чему бы то ни было подпитывается багажом предубеждений. Чего стоят ежедневно транслируемые стереотипы в адрес блондинок, гаишников, инвалидов, Президента России или Соединенных Штатов?

Одной из многим известных социальных фикций может быть та, которая гласит, что «все люди рождаются с равными возможностями». Но давайте задумаемся, а так ли это на самом деле, и не путаем ли мы желаемое и действительное? Скорее всего, как мне кажется, возможности для жизненного старта у каждого из нас с вами разные, а не равные. Данная статья не претендует на научную целостность, доказательность, или же сухую и беспристрастную объективность. Этот мой текст является скорее попыткой переосмыслить заявленную в названии работы проблематику, пригласить к обсуждению проблемы воспитания и интеграции детей с ОВЗ различных специалистов-практиков.

Известно, что семья должна формировать личность ребенка, обеспечивая ему условия для личностного роста и возможности удовлетворения базовых потребностей. И хорошо, когда у родителей это получается. Обратим внимание читателя на некоторые сложности взаимоотношений родителей ребенка-инвалида (термин устарел и неэтичен, но по-прежнему часто встречается в СМИ, общественном транспорте и тому подобных местах).

На мой взгляд, инклюзия (включение) детей с ОВЗ начинается не в строчках законопроектов или красивых речей чиновников, а с вовлечения родителями ребенка в среду сверстников – так рано, как только это возможно. В тот отрезок детства особого ребенка, когда он начинает стремиться к общению с другими детьми. К сожалению, не всегда получается так, как хотелось бы. Иной раз мы видим, как возможность для ранней интеграции оборачивается для ребенка гиперопекой, или же – еще хуже – изоляцией от окружения. Например, когда ребенка запирают дома, внутри семьи, не давая социализироваться.

Но не будем грешить на родителей, чрезмерно опекающих своих детей. Ведь таких взрослых можно понять. А если можно понять, значит можно помочь. Каждому по-своему – универсальных ответов на сложные вопросы нет. Итак, что мы знаем о родителях, воспитывающих детей-инвалидов? Родитель оценивает заболевание ребенка по его прогнозу – пытаясь получить информацию о степени его тяжести. Логично, что такого взрослого человека (маму или папу, а иногда и бабушку) волнует ряд специфических вопросов. Рождение ребенка (запланированное или нет) – это серьезный шаг, эдакий рубеж, после которого жизнь не будет такой, как раньше. Планирование семьи, в том числе поэтому, предполагает наличие ответственности у мужа и жены не только за самих себя, но и за своих близких – иначе какие же это серьезные отношения? А рождение т.н. особого ребенка может быть вообще в сознании молодого родителя вопиющим событием. Его начинают волновать следующие вопросы:

- Будет ли у моего ребенка будущее?

- Что с ним станет, когда я умру?

- Будет ли он способен к самостоятельной жизни?

Список этих нелегких вопросов можно продолжать... Ясно одно – их полезно было бы учитывать в консультационной работе с человеком, имеющим желание вырастить из своего ребенка личность. Еще мы знаем, что, в случае гиперопеки взрослеющие дети, которых воспитывали таким путем, зачастую привыкают к тому, что им все позволено или же относительно легко достается. Отсюда, на фоне истероидных акцентуаций характера или эгоистичности, такие дети могут жить с убеждением, что они исключительны в своих переживаниях, а у других людей проблем не существует. В случае гипоопеки несложно заключить, что ребенок (возможно) вырастет зависимым человеком с заниженной самооценкой...

Это все не ново, конечно, но существенно. Во всяком случае, было бы здорово стараться актуализировать ресурсы особого ребенка, направив его силы на преодоление дефекта, а не его культивацию. И сколько бы ни кричали об инклюзии и интеграции,  я считаю, что для некоторых может быть полезна принятия собственной инакости (ограничений как данности) с целью развития своих достоинств, а не фиксации на недостатках, которые надо искоренить, чтобы «быть как все». Это – мое личное убеждение как молодого человека с инвалидностью второй группы. Ее наличие для меня это уже – данность, с которой я научился жить. Вторая группа не ограничивает возможности, а лишь прибавляет мне проблем. Ну и что? Проблемы есть у каждого, верно? Главное – то, как мы с ними справляемся. Реальный пример, Илья Попенов, писатель из Екатеринбурга, не способный к передвижению, но способный к полноценной даже в его физическом состоянии жизни: https://www.miloserdie.ru/article/porazhenie-u-menya-odno-tsentralnoj-nervnoj-sistemy/

Выше я затронул тему изоляции ребенка родителями. Не будем забывать также о том, что подобный подход к особому ребенку бывает инспирирован и со стороны государства – путем помещения неудобного ребенка в ПНИ или интернат закрытого типа. Вспомним, для красноречивости, роман Рубена Гальего «Белое на черном». Каково? Наконец, к слову об обыденном сознании и стереотипах в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья – я поддерживаю тех, кто считает, что лица, не имеющие поражений ЦНС и физических затруднений сами воздвигают барьеры перед таковыми, восклицая: «он инвалид», «о боже!», или «ты же этого не можешь» и так далее. Не будем забывать, что «инвалид» и «инвалидная личность» это не одно и то же.

Помню, будучи студентом, я хотел устроиться на полставки в одно учреждение. Заведующей отделения психологической работы я, честно сказать, понравился, а вот директору организации не особенно. Прозвучала шутка: «Только спайсы тут не кури». Вот это, пожалуй, одна из ярких иллюстраций того, что о толерантности или инклюзивности можно говорить много, но иногда сами люди не готовы быть с инвалидами «на равных», или просто – уважать.

Повторю свою мысль – принять себя таким какой есть это не то же самое, что смириться. Ну а закончить данную статью, за рамками которой осталось много интересного, хочется словами Романа Викторовича Демьянчука: «цените клиента, а не оценивайте его. А ценить клиента вы сможете лишь тогда, когда будете ценить самих себя». Хорошее напутствие всем начинающим специалистам в области психологии, не правда ли?

10.02.2016

Сейчас я бы добавил, что некоторые из родителей завышают способности детей с ОВЗ, параллельно уходя от взаимодействия с ребенком в компьютер и чтение книжек - та же форма аддиктивного поведения, по-сути, отвлечение.

Рисуночные техники, плюс проговаривание и акцент на интроспекции в плане самочувствия помогает скорректировать представления о ребенке. Должен добавить, что для некоторых мамочек духовность тоже является ресурсным состоянием.



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • У ребенка невроз. Что это такое?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Что для ребенка является психологической травмой?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь