НЛП. Системы восприятия (репрезентативные системы)

Визуал, аудиал, кинестетик, дигитал.
Вы наверняка встречали эти понятия.
Давайте разберемся, про что это, и как мы пользуемся этим в НЛП.

Мы воспринимаем мир пятью органами чувств - глазами, ушами, носом, ртом и телом.
Вместе взятые элементы восприятия формируют наш опыт.
Попробуйте что-нибудь вспомнить из прошлого, любой момент своей жизни. Например, как вы где-то разговаривали со своим приятелем.

Если представить, что кто-то удалил из воспоминаний зрительную составляющую, в воспоминании останутся слова и голос, который их произносил. Если удалить звуки, останутся запахи окружающей обстановки, ваши эмоции и переживания. Если удалить запахи, эмоции и переживания, останутся вкусовые воспоминания, особенно если вы в это время ели мороженное или пили прохладительный напиток. Но если удалить и вкусовые воспоминания, останется только знание о том, что у вас был разговор.

Следовательно, наш опыт состоит из зрительных, слуховых, чувственных, обонятельных и осязательных составляющих. А то, чем мы воспринимает этот опыт, называют системами восприятия.

Представим себе, что мы решили с помощью речи, передать наш разговор другому человеку.
И это не сложно, потому что в нашем языке есть соответствующие слова. Слова, которые передают опыт, полученный конкретной системой восприятия.

С точки зрения языка, это глаголы и прилагательные. В НЛП им дали название – предикаты.
Смотреть и яркий – это зрительные предикаты, слушать и звонкий – слуховые, нести и мягкий – чувственные, пробовать и кислый – осязательные, улавливать и резкий – обонятельные.

Создатели НЛП заметили – человек предпочитает уделять больше внимания одной из систем восприятия, когда говорит о своем опыте.
Это заметно (или слышно?) по используемым в пересказе предикатам.
Обратите внимание, я пытаюсь ясно описать свою мысль. Мне важно, чтобы вы четко представляли, то, что я вам обрисовываю.
Видно, что этот пример содержит в большей степени зрительные предикаты.

И в этом месте стоит остановиться.
Не существует людей, которые говорят сплошь предикатами одной лишь системы.
Но анализируя речь человека, мы замечаем следующее.
Представьте себе следующую метафору.
Ваше сознание – это такой человечек, который сидит перед пятью каналами, из которых поступает информация. И по какой-то причине, ему важнее получать информацию по одному из них.
Но при этом, он осознает важность информации и из других каналов.
Тогда, картина мира, которую он строит, в большей степени содержит, например зрительную информацию, которая дополнена информацией из других каналов. И он старается передавать эту картину мира кому-то. Тогда, его речь будет содержать больше визуальных предикатов, среди которых будут и слуховые, и чувственные, и обонятельные и осязательные.
Другими словами, его речь не будет такой – я вижу, то, что вы обрисовываете мне, смотрится сейчас очень ярко, заметно, что вы видите ситуацию очень прозрачно.
Люди так не разговаривают, если только это не клиент психиатрической клиники.
Люди говорят – Я заметил, что вы говорите понятные мне вещи, но мне хотелось бы более четко представлять, к чему мы стремимся.

Нам понятно, что информация, которая поступает по зрительному каналу, является для него приоритетной.
Становится ясно, что этому человеку будет легче понимать нашу речь, если в ней зрительный опыт будет приоритетным.
Более того, когда мы будем с ним говорить так, это будет вызывать раппорт, потому что мы подстраиваемся к системе восприятия.

Нам, как специалистам НЛП, очень важно уметь подстраиваться разными способами, и говорить на языке собеседника. Но для того, чтобы подстраиваться по системам восприятия, надо научиться переключать свое сознательное внимание, на один из каналов. Это гибкость, которая развивается тренировками и упражнениями.
Нам надо научиться переключать сознательное внимание на один из каналов, и говорит так, как если бы самая важная информация находилась в нем.

Еще одно важное дополнение. В НЛП чувственный, обонятельный и осязательный каналы, относят к одному, и называют – кинестетическим. Таким образом, мы разделяем предпочтения человека на - зрительные, слуховые и чувственные. В привычном переводе книг и статей, это – визуальный, аудиальный и кинестетический каналы.

Теперь, давайте разберемся, как можно определить, какой канал восприятия предпочитает в данный момент человек.
И тут надо обозначить еще одну важную предпосылку НЛП.
Нам не важно, какой канал предпочитает человек по жизни, дома, на работе или еще где. Мы не ставим штамп на человеке – кинестетик или визуал.
Нам важно, какую систему предпочитает собеседника прямо сейчас, когда мы с ним разговариваем.

Любые психические процессы, которые нас интересуют как практиков НЛП, имеют отражение в языке и несловесных сигналах. Значит, мы можем откалибровать все эти сигналы, структурно описать их, и пользоваться этим описанием, чтобы определять, какую систему предпочитает в общении с нами человек.

Мы можем следить за предикатами, характеристиками голоса, дыханием, жестами, положением тела.
В отношении предикатов, важно обращать внимание на случаи, когда можно было использовать предикат любой системы, но человек выбрал именно этот.
То есть, если человек говорит – смотри, какой красивый воздушный шар – это не означает, что он предпочитает визуальную систему. Он хочет, чтобы мы именно посмотрели, потому что послушать шар вряд ли получится.
А вот когда он говорит – давайте рассмотрим возможные перспективы – он мог бы использовать и другие предикаты. Давайте обсудим. Давайте попробуем разобраться.

Что было замечено, когда человек предпочитает визуальную систему:
Предикаты:
Смотреть, видеть, обратить внимание, рассмотреть, взглянуть, присмотреться, заметить, яркий, прозрачный, очевидный, светлый, мутный, мрачный, четкий, …
Список можно продолжить. Мы не ставим задачу сейчас показать все предикаты визуальной системы.
Голос:
Быстрый. Потому что визуальная система содержит много объектов, видя которые в своем внутреннем опыте, человек старается описать.
Скорость, тянет за собой громкость. Наши голосовые связки устроены так, что звук становится громче, если мы быстрее выпускаем воздух, когда говорим.
Это поднимает и высоту голоса.
Дыхание:
Раз нам надо говорить быстро, некогда вдыхаемый воздух опускать до живота. Мы втягиваем его легкими, приподнимая плечи. Следовательно, дыхание быстрое и грудное.
Жесты:
Когда вы видите то, о чем говорите, ваши жесты будут указывать на объекты, о которых вы говорите. Человек объясняет, как добраться до нужного места. Вот там дом стоит (показывает рукой вправо от себя, но в действительности там дома нет, там стена, а дом в другом районе города, объясняющий как будто переместился в это место, и указывает руками на объекты)
за ним будет поворот направо (двигает правую руку в направлении поворота).
Визуальные жесты – ориентированные на объекты.
Положение тела:
Если человек сидит, он откидывается на спинку стула, и приподнимает голову вверх. Он визуализирует, и ему ничего не должно мешать. Ни вы, ни предметы вокруг.
Если он стоит, это будет показано только приподнятой головой и бегающими в верхней области глазами.

Как услышать, что человек переключился в аудиальную систему:
Предикаты:
Послушайте, обсудим, поговорим, обговорим, объяснять, звучит привлекательно, громкие слова, я вас услышал
Голос:
Аудиальная система – это музыка.
Соответственно, скорость, громкость и высота, будут использоваться как музыкальные инструменты. Они будут изменяться по мере объяснения. Как будто слова, которые говорит человек, сопровождаются мелодией, которую играют с помощью скорости, громкости и высоты.
Дыхание:
Накопление воздуха сосредоточено в области солнечного сплетения. Его еще называют диафрагментальным. Плечи не двигаются, живот не раздувается.
Жесты:
Похожи на то, как если бы перед нами был дирижёр. Он отбивает ритм. Рука, а чаще всего жестикуляция одной рукой, находится на уровне груди, и двигается в такт акцентам в голосе, от тела – к телу.
Положение тела:
Стоит человек прямо, возможно немного повернув голову ухом к говорящему.

Как почувствовать, что человек погрузился в кинестетику:
Предикаты:
Пробовать, взять под контроль, двигаться, нащупать, прикоснуться, подойти, дать, приблизиться, дотянуться, вкусный, теплый (прием), твердая/мягкая (позиция), легкое (решение), слащавый (мальчик), …
Голос:
Кинестетика медленная. Чувств и ощущений значительно меньше чем визуальных объектов.
В кинестетике спешить некуда. Голос медленный, низкий и тихий. Тут действует тот же закон скорости выброса воздуха в голосовых связках.
Дыхание:
Животом. Медленно воздухом наполняются легкие, опускаясь в самый низ. И также медленно опустошаются.
Жесты:
Жестикулировать не зачем. Куда можно показывать, говоря об ощущениях?
Разве что на свое тело. Потому, жесты в кинестетике телесные – это прикосновения к себе, поглаживание или потирание.
Тело:
В сидячем положении – наклон вперед, с опорой локтями в бедра. Тело должно отдыхать. Рука, которая поддерживает подбородок.

Есть еще одна система – двоичная.
Ее классически называют аудио-дигитальной.
Эту систему нельзя отнести к системе восприятия опыта. Она скорее относится к системе анализа, или восприятия смысла.
Когда мы удалили из своего воспоминания визуальные, аудиальные и кинестетические составляющие, у нас осталось понимание – это было здорово, или это было не правильно.
Двоичная система – это система оценок, это причинно-следственные связи и логика.

Характеристики, которые указывают на двоичную систему:
Оценочные суждения:
Хорошо, плохо, понятно, непонятно, логично, нормально, правильно, не круто, ...
Переход от я к мне и потеря гендерных различий:
Когда мы говорим – я пошла или я пошел, то в глаголе читается пол. Пошел – мужской, пошла – женский. Если перейти к “Мне”, гендерный признак теряется.
Мне надо было пойти. Не понятно, мужчина говорит или женщина.
Прошлое/будущее, вместо настоящего:
Связано с предыдущим критерием. Мне пришлось сделать определенные выводы – это прошлое время, и отсутствие указания на пол.
Этот человек диссоциирован от собственного тела, он – логика и понятия.
Речь на уровне категорий:
Если кто-то говорит – стул, стол, шкаф – то он говорит – мебель.
Это удобная система, для речей политиков и выступающих, когда они не имеют внятного ответа.
Мы очень серьезно думаем над этой задачей, и пришли к определенному пониманию. Нам очень бы хотелось, чтобы вы понимали этот процесс, также как и мы, но, к сожалению это невозможно. В последнее время, мы тратим много ресурсов на решение этой задачи, но результаты требуют некоторого ожидания.
Поведение:
Дигитал, старается контролировать сознанием все процессы, в том числе и поведение.
Но сознание ограничено 7+-2 единицами информации, которые одновременно можно удерживать во внимании. По этому, приходится обобщать работу мышц тела, до работы рук, ног, корпуса, головы. Контроль за этими элементами поведения, приводит к угловатости, не аккуратности и роботизированным движениям. Пальцы сложены вместе и раскрыты, в каждом жесте сохраняя свое положение. Походка смешная, похожая на примитивного робота.

Комплексное описание характеристик той или иной системы восприятия, дает нам широкие возможности по подстройке.
Если мы умеем переключать свое восприятие в одну из систем, мы автоматически подстраиваемся и к позе, и к дыханию, и к жестам, и к голосовым характеристикам и к предикатам.
По этому, важнейшим навыком НЛП-Практика, является управляемое переключение в визуальную, аудиальную, кинестетическую или двоичную систему.

 



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если человек говорит, что не хочет больше жить...
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • НЛП - три страшные буквы. Что Это и Зачем Это?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Что обо мне подумают, если я начну это делать?
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Миссия - это то, что человек должен сделать, придя на эту Землю.
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Человек, это та информация, которая его окружает
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что делать, если близкий мне человек в депрессии.
  • Это действительно ваш человек, если ...
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • А что мне за ЭТО - будет?
  • Человек - существо социальное. Что это значит?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь