|
Определение личностных затруднений родителей, воспитывающих детей с РАСАвтор статьи: Безбородов Владимир Александрович
Я уже писал ранее в своих статьях (в частности, 06.12.2019 г. «Психологические затруднения участников инклюзивного образования») о том, что весь прошедший учебный год проводил в рамках своей авторской Программы еженедельные терапевтические группы родителей детей с ОВЗ в ФРЦ «Аутизм». Методом реализации была групповая гештальт-терапия. В психокоррекционной, психотерапевтической работе с родителями детей с отклонениями в развитии существуют разные методы. Один из самых эффективных, на наш взгляд, долгосрочные терапевтические группы. Терапевтическая группа – это своеобразный прообраз мира, где каждый участник занимает определенное место, играет определенную роль, вступает друг с другом в различные отношения. Группа в силу своего развития предлагает участникам возможности для рождения и отстаивания своих личных способностей. В группе индивидуальные изменения происходят более интенсивно, т.к. энергия участников и энергия группы питают друг друга. Качественными показателями оценки результативности Программы выступили следующие методики: 1. Показатель 1: «Опросник «Стратегии совладающего поведения» (ССП)». 2. Показатель 2: «Опросник посттравматического роста (ОПТР)». По итогам первых 6 месяцев работы можно сделать первые выводы: 1. На старте Программы у респондентов из контрольной группы (начавшие получать психологическую помощь) преобладали неадаптивные копинг-стратегии. При этом копинг-стратегии, оказывающие положительное влияние на посттравматический рост, («Положительная переоценка», «Принятие ответственности», «Планирование решения проблемы», «Поиск социальной поддержки»), использовались участниками группы, либо умеренно, либо редко. 2. Полученные данные показали, что почти у половины участников (46,7%) была выраженная такая копинг-стратегия как «Бегство/избегание». Многими авторами эта coping-стратегия характеризуется как неадаптивная. Эта стратегия предполагает попытки преодоления индивидом негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, измышления, выдумывания, неоправданных ожиданий, отвлечения. Участники группы демонстрировали в своих высказываниях все эти проблемы. 3. Около трети родителей (26,7%) показывают выраженную степень таких копинг-стратегии как «Самоконтроль». Эта coping-стратегия предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. 4. Часть родителей (по 13,3%) демонстрирует выраженную степень таких неадаптивных coping-стратегий как: «Дистанцирование», «Конфронтация». Так стратегия «Конфронтация» подразумевает порывистость, нервность в поведении (иногда с элементами неприязни, недружелюбия, агрессивности), сложности планирования своих поступков, предвидения их результатов, изменения стратегии поведения, упорство, не имеющее под собой оснований. Coping-стратегия «Дистанцирование» предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания. 5. Наряду с этим, у значимой части участников из контрольной группы на начальном этапе оказания им психологической помощи в рамках Программы наблюдалась редкая степень выраженности таких адаптивных копинг-стратегий как: «Принятие ответственности» (13,3%), «Планирование решения проблем» (26,7%) и «Положительная переоценка» (20%). 6. Долгосрочная групповая гештальт-терапия позитивно повлияла на участников группы (родителей, воспитывающих детей с РАС), в части изменения их дезадаптивных копинг-стратегий на адаптивные. Наибольших изменений удалось добиться в части такой неадаптивной стратегии, как «Бегство/избегание». У 83% процентов участников группы она стала умеренно выраженной, а у 17% – редкой. Кроме того, до нуля сократилась интенсивная выраженность таких копинг-стратегий, как «Конфронтация» и «Дистанцирование». Эти стратегии стали либо умеренно выраженные, либо даже – редко. 7. У подавляющей части участников после шести месяцев работы наблюдается существенный рост степени выраженности таких адаптивных копинг-стратегий как: «Принятие ответственности» (83%), «Планирование решения проблем» (83%) и «Положительная переоценка» (100%). 8. Согласно данным ОПТР 54% респондентов из контрольной группы имели высокие значения общего Индекса посттравматического роста, а остальные 46% – умеренные. Основной вклад в этот рост внесли такие факторы как «Новые возможности» (высокие значения у 64% участников) и «Повышение ценности жизни» (высокие значения у 54%). 9. После 6 месяцев оказания психологической помощи уже 83,3% участников экспериментальной группы продемонстрировали высокие значения общего Индекса посттравматического роста (увеличение на 29%). Основной вклад в эту интенсификацию внесли такие факторы как «Отношение к другим» (высокие значения у 66,6% участников) и «Новые возможности» (высокие значения у 100%). 10. Испытуемые с высоким суммарным баллом ОПТР из экспериментальной группы характеризуются большей открытостью к другим людям, способностью сочувствовать, сопереживать. У них появилось чувство своих новых возможностей, новых жизненных интересов, появилась потребность в преобразованиях. Такие люди начинают ощущать значительную уверенность в себе, свои возможности преодолеть затруднительные ситуации. В общем, у них возрастает ощущение ценности своей жизни вообще и каждого периода жизни в частности. Таким образом, положительно зарекомендовавшим себя примером оказания квалифицированной эффективной психотерапевтической помощи родителям, воспитывающим детей с РАС, является авторская Программа «Психологическая помощь родителям, воспитывающим ребенка с РАС», реализуемая на базе ФРЦ МГППУ. Психологическая помощь была существенной и эффективной. Удалось не только в долгосрочной перспективе сохранить работоспособную группу, но и добиться частичного преодоления родителями личностных затруднений
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|