Определение личностных затруднений родителей, воспитывающих детей с РАС

Я уже писал ранее в своих статьях (в частности, 06.12.2019 г. «Психологические затруднения участников инклюзивного образования») о том, что весь прошедший учебный год проводил в рамках своей авторской Программы еженедельные терапевтические группы родителей детей с ОВЗ в ФРЦ «Аутизм». Методом реализации была групповая гештальт-терапия.

В психокоррекционной, психотерапевтической работе с родителями детей с отклонениями в развитии существуют разные методы. Один из самых эффективных, на наш взгляд, долгосрочные терапевтические группы. Терапевтическая группа – это своеобразный прообраз мира, где каждый участник занимает определенное место, играет определенную роль, вступает друг с другом в различные отношения. Группа в силу своего развития предлагает участникам возможности для рождения и отстаивания своих личных способностей. В группе индивидуальные изменения происходят более интенсивно, т.к. энергия участников и энергия группы питают друг друга.

Качественными показателями оценки результативности Программы выступили следующие методики:

1.​ ​ ​ ​ Показатель 1: «Опросник «Стратегии совладающего поведения» (ССП)».

2.​ ​ ​ ​ Показатель 2: «Опросник посттравматического роста (ОПТР)».

По итогам первых 6 месяцев работы можно сделать первые выводы:

1.​ ​ ​ ​ На старте Программы у респондентов из контрольной группы (начавшие получать психологическую помощь) преобладали неадаптивные копинг-стратегии. При этом копинг-стратегии, оказывающие положительное влияние на посттравматический рост, («Положительная переоценка», «Принятие ответственности», «Планирование решения проблемы», «Поиск социальной поддержки»), использовались участниками группы, либо умеренно, либо редко.

2.​ ​ ​ ​ Полученные данные показали, что почти у половины участников (46,7%) была выраженная такая копинг-стратегия как «Бегство/избегание». Многими авторами эта coping-стратегия характеризуется как неадаптивная. Эта стратегия предполагает попытки преодоления индивидом негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, измышления, выдумывания, неоправданных ожиданий, отвлечения. Участники группы демонстрировали в своих высказываниях все эти проблемы.

3.​ ​ ​ ​ Около трети родителей (26,7%) показывают выраженную степень таких копинг-стратегии как «Самоконтроль». Эта coping-стратегия предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию.

4.​ ​ ​ ​ Часть родителей (по 13,3%) демонстрирует выраженную степень таких неадаптивных coping-стратегий как: «Дистанцирование», «Конфронтация». Так стратегия «Конфронтация» подразумевает порывистость, нервность в поведении (иногда с элементами неприязни, недружелюбия, агрессивности), сложности планирования своих поступков, предвидения их результатов, изменения стратегии поведения, упорство, не имеющее под собой оснований. Coping-стратегия «Дистанцирование» предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания.

5.​ ​ ​ ​ Наряду с этим, у значимой части участников из контрольной группы на начальном этапе оказания им психологической помощи в рамках Программы наблюдалась редкая степень выраженности таких адаптивных копинг-стратегий как: «Принятие ответственности» (13,3%), «Планирование решения проблем» (26,7%) и «Положительная переоценка» (20%).

6.​ ​ ​ ​ Долгосрочная групповая гештальт-терапия позитивно повлияла на​ участников группы (родителей, воспитывающих детей с РАС), в части изменения их дезадаптивных копинг-стратегий на адаптивные. Наибольших изменений удалось добиться в части такой неадаптивной стратегии, как «Бегство/избегание». У 83% процентов участников группы она стала умеренно выраженной, а у 17% – редкой. Кроме того, до нуля сократилась интенсивная выраженность таких копинг-стратегий, как «Конфронтация» и «Дистанцирование». Эти стратегии стали либо умеренно выраженные, либо даже – редко.

7.​ ​ ​ ​ У подавляющей части участников после шести месяцев работы наблюдается существенный рост степени выраженности таких адаптивных копинг-стратегий как: «Принятие ответственности» (83%), «Планирование решения проблем» (83%) и «Положительная переоценка» (100%).

8.​ ​ ​ ​ Согласно данным ОПТР 54% респондентов из контрольной группы имели высокие значения общего Индекса посттравматического роста, а остальные 46% – умеренные. Основной вклад в этот рост внесли такие факторы как «Новые возможности» (высокие значения у 64% участников) и «Повышение ценности жизни» (высокие значения у 54%).

9.​ ​ ​ ​ После 6 месяцев оказания психологической помощи уже 83,3% участников экспериментальной группы продемонстрировали высокие значения общего Индекса посттравматического роста (увеличение на 29%). Основной вклад в эту интенсификацию внесли такие факторы как «Отношение к другим» (высокие значения у 66,6% участников) и «Новые возможности» (высокие значения у 100%).

10.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Испытуемые с высоким суммарным баллом ОПТР из экспериментальной группы характеризуются большей открытостью к другим людям, способностью сочувствовать, сопереживать. У них появилось чувство своих новых возможностей, новых жизненных интересов, появилась потребность в преобразованиях. Такие люди начинают ощущать значительную уверенность в себе, свои возможности преодолеть затруднительные ситуации. В общем, у них возрастает ощущение ценности своей жизни вообще и каждого периода жизни в частности.

Таким образом, положительно зарекомендовавшим себя примером оказания квалифицированной эффективной психотерапевтической помощи родителям, воспитывающим детей с РАС, является авторская Программа «Психологическая помощь родителям, воспитывающим ребенка с РАС», реализуемая на базе ФРЦ МГППУ. Психологическая помощь была существенной и эффективной. Удалось не только в долгосрочной перспективе сохранить работоспособную группу, но и добиться частичного преодоления родителями личностных затруднений

 



Просмотров: 287
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Стратегии копинг-поведения, жизнестойкость безработных в зависимости от стажа безработицы
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Копинг-стратегии
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Копинг-стратегии или как справиться со стрессом
  • Справляться со стрессом: копинг-стратегии
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Предпочитаемые копинг-стратегии в семьях с наркотической зависимостью
  • Копинг-стратегии и защитные механизмы: что же исследуется? (любительский перевод)
  • взаимосвязь копинг-стратегий и социальной средой у спортсменов
  • Психологические затруднения участников инклюзивного образования
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Стратегия преодоления внутреннего напряжения у детей и их родителей.
  • Взаимосвязь прокрастинации и копинг-стратегий
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Особенности копинг-стратегий лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Включение в психотерапевтическую группу новых участников
  • Рекомендации "из первых рук" для участников программы Au Pair
  • Взаимосвязь эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий специалистов в сфере недвижимости
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь