|
Психологические затруднения участников инклюзивного образованияАвтор статьи: Безбородов Владимир Александрович
С начала сентября этого года я провожу еженедельные терапевтические группы родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Работа реализуется в форме разработанной мной Дополнительной образовательной программы для взрослых. Цель Программы – оказание психологической помощи таким родителям в части создания и обеспечения необходимых условий для личностного развития, сохранения и поддержания психического и психологического здоровья, содействие адекватной социальной адаптации. Методом реализации Программы является групповая гештальт-терапия. Основу этого подхода составляет теория гештальт-терапии, которая позволяет построить глубокий контакт во взаимодействии «терапевт-клиент», синтезированная с экзистенциальной психологией, телесно-ориентированными методами (соматическими), арт-методами, экспрессивными методами, идеями системного семейного подхода. Основной инструмент, который я использую – это слово и диалог. Также я работаю с помощью следующих методов: рисование, звучание через различные голосовые упражнения, постановка драм и экспериментов, использование телесных средств выражения. С какими же конкретными психологическими трудностями сталкиваются родители, воспитывающие детей с РАС? Так, например, участники говорят о том, что их семьи стали неполноценными, неуспешными, что они, либо двигаются по жизни с не той скоростью, либо, вообще, находятся в яме. Многие из них говорят о своих страхах (болезни, смерти), высокой тревожности, тяжести, жалости к себе, своём одиночестве, (в том числе, отсутствии опор на кого бы то ни было), отсутствии личной жизни. Некоторые участники ощущают себя сжатой пружиной, испытывают беспомощность, обиду на себя, бессильную ярость. Также часто звучат переживания чувства вины, восприятия себя «плохими родителями». У многих есть ощутимые сложности с тем, чтобы попросить о помощи, потому что есть установка, что «я слабая, когда прошу», «боюсь расплакаться». В процессе работы группы постепенно, поначалу очень стыдливо и робко, а затем, - всё более и более свободно и смело звучит основным лейтмотивом табуизированная обществом тема злости на своего ребенка. Родители делятся своими переживаниями о том, что иногда они могут быть не в состоянии сдержаться: кричать, визжать, орать, «истерить». Они очень удивляются, что здесь их никто за это не осуждает, что и у других периодически возникают схожие эмоции. Приведу наиболее яркие и характерные, на мой взгляд, высказывания участников, которые я записал во время наших первых встреч: «моя семья аутизировалась»; «я – плохая мать»; «я погрязла в ребенке»; «собрать ребенка в школу – как 5 вагонов разгрузить»; «я – как Халк»; «я – как на войне»; «я – как будто под плитой»; «я – как будто в цементе»; «сын пьет мою кровь»; «ощущаю себя в яме» и т.п. Таким образом, можно видеть, что основные фрустрированные потребности таких родителей – принятие семьи и ребенка социумом, возможность разместить свои чувства без негативной оценки, получить поддержку людей со схожими проблемами. В целом, важнейшей составляющей в системе социальных институтов коррекционной направленности является семья. Именно семья создает среду, в которой происходит процесс первичной социализации ребенка; именно в семье формируются модель межличностных отношений, ценностные ориентации личности, стиль взаимоотношений с окружающей средой. Для любой семьи рождение ребенка с отклонениями в развитии – это большая трагедия. Рождение особенного ребенка очень часто является причиной сильного стресса, испытываемого родителями. Стресс оказывает сильное травмирующее воздействие на психику родителей, приводит к развитию внутреннего психологического дискомфорта, к различным проявлениям вегетососудистой дисфункции и др. По статистике до 50% семей, у которых родился ребенок с отклонением в развитии, распадаются. Одна из главных причин этого явления заключается в резком падении социального статуса этих семей после рождения ребенка-инвалида. Чтобы постоянно находиться рядом со своим ребенком, ухаживать за ним, матери вынуждены отказываться от работы по специальности и устраиваться на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу, чаще надомного характера. Перечисленные проблемы говорят о возросшей значимости социальной адаптации не только ребенка с патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. Кроме того, такие семьи испытывают значительные материальные и моральные трудности. По данным выборочных исследований, всего 5% родителей в таких семьях относятся к категории высокооплачиваемых, 36% родителей не имеют постоянного места работы. Примерно в каждой пятой семье мать не работает из-за того, что не с кем оставить ребенка. В каждой десятой семье мать имеет случайные заработки. Основной вывод, который я делаю на данном этапе своей работы – помимо всех имеющихся направлений работы в области инклюзивного образования, необходима также пропаганда и организация психотерапевтической помощи родителям, воспитывающим детей с РАС. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|