|
Сепарация ребенка от родителей неизбежна и необходимаАвтор статьи: Савинков Станислав Николаевич
- первый раз, при рождении младенца, когда он отделяется от матери, к которой был прикреплен пуповиной, и, по сути, являлся её частью; - второй раз, в раннем детстве, когда научился ходить и символически отрывается от рук взрослого, которые ранее держали его; - третий раз, в дошкольном возрасте, когда впервые он выходит из семьи к сверстникам (или в детский сад), где играет и общается с другими детьми; - четвертый раз, уходя в школу, где принимает новые (учебные) правила; - пятый раз, в подростковом возрасте, когда мнение группы сверстников, становится важнее мнения родителей; - шестой раз в юности, когда создает интимные отношения, которые предшествуют созданию собственной семьи и полному отрыву человека от родительской семьи. Все эти этапы являются естественными, необходимыми для полноценного развития человека, и сопровождаясь конфликтами, называются кризисными периодами. В чем заключается смысл сепарации? В том, чтобы ребенок научился быть самостоятельным, потому что рано или поздно ему придется повзрослеть и принимать ответственность за свои поступки. Без умения принимать ответственность, ему не стать по-настоящему взрослым, зрелой личностью. В то же время, полное отделение человека от его семьи невозможно. Мы связаны со своими родственниками кровными связями, генетическими и социально-психологическими признаками. Даже во время длительного расставания или серьезного конфликта, мы остаемся родными друг другу людьми, связанными общей семейной историей, которая продолжается независимо от нашего желания. Конечно же, сепарация весьма условна, мы не отдаляемся от родителей буквально, но в то же время, постепенно становимся на свой собственный жизненный путь, который можем пройти либо по чужому примеру (родителей, прародителей и т.д.), либо по своему собственному. Имея возможность как совершать ошибки, так и исправлять их. Наиболее остро эта проблема встает, как вы уже наверняка догадываетесь, в подростковом возрасте, когда подросток устал от постоянных нравоучений и тревог своих родителей. Они так и говорят: «Родители, идите, погуляйте» или «Не учите меня жить, лучше помогите материально». В то же время, сепарация происходит постоянно, так как отрыв от родителя начинается с первых дней жизни. При нормальных условиях развития, ребенок сначала он хочет быть самостоятельным (к 3 годам), потом умеющим (к 5-6 годам), потом знающим (к 8-9 годам), потом независимым (к 11-12 годам), потом свободным (к 16-17 годам). А когда он таким, наконец, становится, он начинает хотеть обратно, но уже перестает быть ребенком, и вынужден стать взрослым. И если ребенок приходит к взрослости с разочарованием, это сигнал о том, что он к ней совершенно не подготовлен. И что этот процесс ему придется проходить еще раз, но уже в сопровождении психотерапевта, который поможет стать взрослым, найти себя и выбрать свой путь. По-настоящему зрелый человек стремится быть самостоятельным, активным, целостным. Потому что эти личностные качества являются залогом полноценного развития и социального здоровья. Родители могут сколько угодно, сожалеть о происходящем, но это вовсе не значит, что ребенок стал их меньше любить. Просто его жизненная задача – идти по жизни к своим целям, развиваться, чтобы стать сильнее, умнее, креативнее и т.д. Приобрести книгу "Правила семейного воспитания: рекомендации детского психолога" можно здесь: https://www.labirint.ru/authors/126250/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|