взаимосвязь копинг-стратегий и социальной средой у спортсменов

 

Основной особенностью  современного спорта является направленность на высокий уровень достижений и демонстрацию их в стрессовых условиях. Полной адаптации к соревновательной деятельности не происходит ни при длительных занятиях спортом, ни при частных выступлениях. Круглогодичная включенность спортсмена в профессиональную деятельность может стать источником психических и физических перегрузок.

В связи с тем, что спектр стрессоров, с которыми сталкиваются спортсмены, велик, важно  отметить, что они могут быть связаны как непосредственно со спортивной деятельностью (недопонимание с тренером), так и с трудностей вне спорта (семейных конфликтов).

Б.Г. Ананьев утверждает, что наличие моральной поддержки напрямую влияет на выносливость и снисходительность личности к стрессу . Из чего можно сделать вывод, что социальная поддержка- один из существенных ресурсов сохранения психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях.

В настоящее время сформировались два основных подхода в психологии копинга, основанных на взаимодействии личности и среды: ситуационный и личностный. Первый подход предполагает изучение специфики ситуаций, которые и определяют выбор стратегий преодоления. Данный подход сформирован на основе теории социального научения А.Бандуры, с помощью которой любое поведение можно объяснить через наблюдательное научение и социальное подкрепление . Второй подход связывает выбор способа преодоления с личностными особенностями и, таким образом, рассматривается, как устойчивое свойство личности, подобное диспозиции .

Наряду с этим важно обратит внимание на современные исследования в области организационного стресса.Специфической особенностью юных спортсменовявляется низкая готовность к преодолению организационного стресса, применяя для этого копинг-стратегии. Они преодолевают стресс помощью социальной поддержки во всех возможных формах: информационной, эмоциональной, поведенческой.

Цель исследования – установить особенности взаимосвязи копинг-стратегий и средовых факторов у спортсменов юношеского возраста.

Выборка исследования включала в себя 119 спортсмена различного пола и квалификации, из них 81 спортсмен занимается футболом и 38 гандболом. Возраст обследуемых от 13 до 17 лет. Для реализации цели были использованы следующие методики: методика анализа социально-психологических связей учащегося Н.В.Кузьминой, тест копинг-навыков у спортсменов Р.Смита и соавт.-TheAthleticCopingSkillsInventory-28 Smith.

В результате проведенного исследования анализа значимости лиц из социального окружения выявлено, что для спортсменов юношеского возраста наиболее значимыми лицами являются мать ( 18,75) , отец (17,96), бабушка (17,15), дедушка (16,28), брат/сестра (16,05) это свидетельствует, о том, что для спортсменов важен эмоциональный контакт с мамой, ее поддержка и помощь. От отца важна поддержка, прослеживается ориентация на его мнение. Средние показатели по шкалам: родственники, друг (подруга) из класса (12,76), друг (подруга) из школы(10,4), друг (подруга) вне школы (14,09). Это может быть связано с тем, что друзья являются одновременно соперниками. Поэтому спортсмены в большей мере ориентированы на семью и их поддержку. Противоречивость мотивов быть принятым в группе и чувство соперничества, не дают в полной мере вовлекаться в эмоциональный контакт с ровесниками.

Самые низкие показатели были выявлены по шкалам «советуюсь» (16,71) и «хочу подражать» (14,21), при этом они находятся на среднем уровне, могут свидетельствовать о том, что у спортсменов появляется ориентация на себя, им важно иметь собственное мнение, которое бы поддерживала семья. Низкий показатель значимости друга (подруги) из школы (10,4) свидетельствуют о том, что спортивная деятельность занимает большую часть жизни, в связи с чем, спортсмену тяжелей формировать дружеский контакт вне спорта.

Нами был проведен анализ взаимосвязи копинг-стратегий и показателей значимости лиц из ближайшего социального окружения (таб.1.). У спортсменов юношеского возраста достоверные взаимосвязи: преодоление опасности, способность к обучаемости имеет прямую достоверную связь с лицами из ближайшего социального окружения: мать, отец, дедушка. Это свидетельствует о том, что спортсмены чувствуют себя более уверенно и комфортно, могут быстро справиться с неудачами и ошибками при поддержке родителей.

Такие спортсмены легко воспринимают конструктивную критику, не принимая, ее на свой счет и открыты для обучения, учатся на основе инструкций. Анализ взаимосвязей показателей «уверенность в себе» и «мотивация достижения» с показателями значимости  мамы, бабушки, дедушки, друга из класса, друга из школы, матери (отца) товарища показал, что в юношеском возрасте существенным аспектом является принятие сверстниками, поддержка, оказанная ими. Положительная мотивация, постоянное выкладывание на соревнованиях и тренировках, упорная работа над совершенствованием своих навыков зависит не только от семьи, но так же от друзей.

Таблица 1

Взаимосвязь копинг-стратегий и социально-психологических связей у спортсменов юношеского возраста

 

 

мать

отец

бабушка

дедушка

брат/сестра

родственники

друг из класса

друг из школы

вне школы

мать, отец товарища

Преодоление опасности

,157*

,318**

0,131

,190*

0,106

0,143

-0,123

0,001

-0,103

0,132

Обучаемость

,166*

0,130

0,105

,204*

0,088

0,029

-0,091

-0,043

0,013

0,051

Уверенность в себе и мотивация достижения

,212*

0,152

,188*

,181*

0,139

0,130

,179*

,160*

0,049

,166*

Постановка целей и подготовка

,324**

,244**

,356**

,512**

,346**

,351**

,206*

,237**

,217*

,390**

Достижение максимума

0,140

,179*

0,088

,247**

0,096

,237**

0,037

0,129

0,064

,232*

Общий

,314**

,316**

,271**

,406**

,277**

,299**

0,102

,212*

0,115

,326**

 

Примечание:знак ( **)-достоверные различия между показателями p< 0,01

знак ( *)-достоверные различия между показателями p< 0,05

 

Стоит обратить внимание на то, что копинг-стратегия «постановка целей и умственная подготовка» имеет прямые взаимосвязи со всеми показателями значимости социального окружения и критериями их отношений. Настрой и подготовка спортсмена для осуществления поставленных целей во время игры, умственное планирование, напрямую связано  с социальным окружением, зависит от его понимание, советов, мнения. Для спортсменов значимыми являются лица, как в семейном, так и во внесемейном окружении. Давление на спортсмена в большей мере оказывают отец, дедушка, родственники и родители товарища.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для спортсменов юношеского возраста значимость социального окружения оказывается достоверно выше, чем значимость внесемейного, дружеского окружения. Анализ отношений спортсменов юношеского возраста с социальным окружением показал, что наиболее значимыми лицами для них являются мать и отец, а предпочтительным типом отношений выступает «дорожу мнением».Спортсмены придают большое значение отношениям с социальным окружением, прежде всего семейным.Для них одной из важных копинг-стратегий является поиск поддержки со стороны социального окружения.

 



Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Различия в подготовке спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин
  • Игра на выживание: практический эксперимент для исследования стратегий социального взаимодействия
  • Взаимосвязь прокрастинации и копинг-стратегий
  • Значимость общения между детьми юношеского возраста и их родителями
  • Особенности копинг-стратегий лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ
  • Взаимосвязь эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий специалистов в сфере недвижимости
  • Морально-волевая подготовка спортсменов
  • Психологическое сопровождение спортсменов и спортивной деятельности
  • 10 советов родителям юных спортсменов.
  • Психологические особенности подготовки юных спортсменов
  • Основы психологической подготовки к стартам юных спортсменов
  • Уже не ребенок, но еще и не взрослый. Особенности юношеского возраста
  • Дневник для юных спортсменов
  • Как сообщать ребенку о смерти близкого (отец/мать, дедушка/бабушка, брат/сестра).
  • Один из эффективных способов работы с травмами у спортсменов
  • О мотивации спортсменов
  • "Подушка безопасности". Статья о родителях юных спортсменов и не только
  • "У вас безумнiи человъцы лают друг друга матерны": мат как копинг-техника
  • развитие личностного потенциала у спортсменов
  • Программа психологического сопровождения спортсменов
  • Психологическое сопровождение подростков-спортсменов.
  • Проблемы применения психотехник при воздействии на спортсменов
  • Выпускные испытания спортсменов. Техника самопомощи!
  • Гипносуггестия в спихорегуляции спортсменов как альтернатива допинга
  • Хоккей. Групповые нормы и роли спортсменов.
  • Утилизация синдрома перетренированности спортсменов в техниках гипноза.
  • Развитие, формирование и поддержание самооценки у подростков - спортсменов.
  • Представления о существах-покровителях у современных спортсменов (научная)
  • Значимость поддерживающего окружения
  • Москвин В.А., Москвина Н.В. Метод аудиовизуальной стимуляции как способ психофизиологической подготовки спортсменов // Спортивный психолог. - № 3. – 2009. – С. 54-59. - (Разрешена перепечатка, ссылка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь