|
Психологическое сопровождение подростков-спортсменов.Автор статьи: Сидельникова Валерия Александровна
Наука побеждать в спорте, это прежде всего наука о спортивной подготовке и управлении ею. Многообразная и сложная система спортивной подготовки реализуется по своим законам, которые нуждаются в управлении, соответствующим индивидуальным особенностям спортсмена. Подготовка спортсменов и повышение их мастерства определяется многими факторами и условиями. Со спортсменами работают большое количество специалистов: тренера, врачи, массажисты. Относительно недавно одним из специалистов, работающих со спортсменами, стал психолог. К числу важнейших психологических аспектов следует отнести три группы проблем, решаемых психологами: - проблема психодиагностических приемов отбора лиц для определения видов спорта; - проблема методов эффективной специальной психологической подготовки спортсменов в соответствии со спецификой избранного вида спорта; - проблема методов психологического обеспечения деятельности спортсмена на различных этапах соревнования. - проблема разработки психологических основ спортивного мастерства как в целом, так и применительно к отдельным видам спорта. Исходя из собственной практической деятельности я могу отметить, что решение вышеперечисленных проблем сильно затрудняется из-за неготовности тренеров работать в команде с психологом, а также в негативном отношении тренеров к психологии в целом. Зачастую в спортивных школах (ДЮСШ) нет ставок психологов, что также препятствует внедрению и развитию психологии в спорте в целом. В большинстве случаев отбор в секции происходит без учета морфологических, физиологических и психологических характеристик ребенка. Очень редко акцент делается на типологические, врожденные особенности конкретного человека. Чаще всего к психологу спортсмены обращаются самостоятельно, а в случаи со спортсменами-подростками запрос идет от родителей. Прежде чем перейти к описанию конкретной работы по сопровождению подростков занимающихся спортом, считаю нужным рассмотреть несколько теоретических аспектов: черты личности спортсменов; личные изменения, связанные с занятием спортом; основные проблемы, с которыми обращаются спортсмены к психологу. В целом, можно выделить некоторые черты, наиболее выраженные у спортсменов. К ним относятся: - агрессивность: в видах спорта, где требуется физический контакт, контролируемая физическая агрессивность необходимое качество для победы. В литературе тема агрессивности спортсменов освещена не так хорошо. Исследования свидетельствуют о том, что спортсмены не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем люди, не занимающиеся спортом. -тревожность: как чрезмерный уровень тревожности, так и полное ее отсутствие мешают спортсмену показывать высокие спортивные результаты. Бут (1958) установил, что у спортсменов – школьников уровень тревоги ниже, чем у неспортсменов. -авторитарность: люди с высокой потребностью подчинять себе окружающих часто стремятся к авторитарному контролю над собой. Поэтому спортсмен с авторитарными тенденциями довольно легко принимает все ограничения и указания своего тренера, касающиеся тренировок и его поведения. Будет настойчив в своих притязаниях, хвастлив, агрессивен. Спортсмен с низким авторитарными потребностями менее охотно принимает притязания от других, в том числе тренера. Покладист, иногда неуверен в себе, скромен, склонен к самообвинениям. -стремление к достижению: у спортсменов разный уровень потребностей в достижении. С помощью существующих методик трудно определить степень выраженности этой черты у различных групп спортсменов. Стремление к достижению лучше выявлять при помощи беседы и наблюдением за спортсменом. -эмоциональная устойчивость и самоконтроль: спортсмен сможет добиться успеха в стрессовой ситуации при правильном управлении своим эмоциональным состоянием. У спортсменов более благоприятная личностная адаптация (Сперлинг, 1942). -волевые качества личности: под волевой деятельностью понимается сознательная, целеустремленная деятельность человека, связанная с преодолением препятствий и трудностей на пути на пути к цели. В волевой деятельности, важной для спортивной подготовки важны: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость, мужество/ дисциплинированность, самостоятельность. В работе следует учитывать вид спорта, так как личностные особенности у спортсменов в индивидуальных и командных видах будут отличаться. Спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта более самостоятельны, менее тревожны и обладают качествами, позволяющими успешно действовать независимо от влияния окружающей среды. Кроме этого выделяют игровые, циклические и боевые виды спорта, что также следует принимать во внимание, так как это будет влиять на личностные особенности спортсмена. В процессе профессионального развития в спорте происходят личностные изменения у человека. Под влиянием напряженных и интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузках, личностные особенности в возрасте 12-14 лет (при занятии спортом не менее 5 лет) практически не отличаются от показателей личностных особенностей в 19 лет. Но по мере взросления у подростков отмечается улучшение самоконтроля, повышение уровня личностной тревожности, настойчивыми, эгоцентричными.. Профессор Икэгами (1968) в своем исследовании показал, что с увеличением спортивного стажа от года до 10 лет спортсмены становились активнее, агрессивнее, беззаботнее, реже испытывали чувство собственной неполноценности. Кислер (1957) и Ричардсон (1962), исследуя ценностные ориентации студентов университета установили, что у спортсменов отношение к таким понятиям, как спортивная честь и благородство, было менее благоприятным, чем у неспортсменов. Также под влиянием профессиональной деятельности у спортсменов наблюдаются: всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций оргаизма; высокая степень общей работоспособности организма; выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей—силы, выносливости, быстроты и координированности движений; высоко развитые процесс ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышенная способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях; способность выполнять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности; разностороннее развитие процессов внимания—его объема, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде; наглядно действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором ее результативности; хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память; разностороннее развитие эмоциональных сторон личности; положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные решения в ситуациях, требующих немедленных активных действий; Уровень развития указанных особенностей у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, различен. Это объясняется неодинаковостью психологической структуры разных видов спортивной деятельности. Основные проблемы, с которыми обращаются спортсмены к психологу это: - переживание победы в спорте (ощущение потери того процесса, который завершился, качественное изменение следующего этапа не признается, спортсмен оказывается неготовым к дальнейшему развитию); - чрезмерное волнение в спорте (наиболее частая причина обращения. Причина, как правило, слабость навыков саморегуляции , за которой могут стоять страхи, неудовлетворение собой, негативными переживаниями); - переживание страха в спорте ( опасение случайной ошибки, страх падения, страх не выполнить упражнения, страх «не использовать момент»); -слабое состояние готовности к соревнованию. (данное состояние позволяет максимально реализовать в заданный момент времени все имеющиеся у него возможности); - психологическая работа с расстройствами настроения (раздражение и лень); - переживание поражения в спорте. В моей практике обращения были от подростков занимающихся спортом не менее 4 лет, принимающими участие в российских и международных соревнованиях. Мама С. И папа Д. обратились за психологической помощью в связи с тем, что их сын Роман 14 лет испытывает за несколько дней до соревнований высокую тревожность, а также страх подвести команду во время самих соревнований. Роман занимается хоккеем с 9 лет. Единственный ребенок в семье. Считается сильным игроком в команде (со слов отца). В процессе работы выяснилось, что отец постоянно морально давит на сына, требуя от него высоких результатов в спорте и демонстрацию маскулинных качеств личности, что выражалась в том, что Роме приходилась самостоятельно справляться с переживаниями, игнорировать свои страхи и эмоции. Первое, над чем стала вестись психологическая работа – это коррекция детско-родительских отношений: обучение родителей конструктивному взаимодействию с сыном; обучение эмпатийному слушанию; проведена коррекция уровня притязания родителей к ребенку. Для снижения уровня тревожности были применены ряд методов. Это тщательная многократная отработка сложных двигательных элементов до уровня автоматизма для повышения внутренней уверенности в своих действиях в условиях соревнований. Для закрепления правильно выполненных двигательных элементов был использован метод якорения из НЛП. Использование АТ (аутогенной тренировке) перед соревнованиями. Здесь стоит отметить, что подбор АТ должен производится индивидуально. Зачастую у спортсменов плохо развита фантазия и образное мышление, поэтому лучше использовать четкие словесные инструкции без использования образов (лучик солнца скользящий по руке, образ морской волны, представление цветовых пятен). В работе с Ромой мы использовали аутотренинг- релаксацию по Джекобсону. Положительный результат (существенно снизилась тревожность) при каждодневных занятиях появился через 1,5 месяца, после освоения аутотренинга. Также для снятия тревожности и страха был использован метод подкрепления. Для этой цели был выбрал ритуал входа на ледовую арену, наступать на лед правой ногой. На первоначальном этапе так можно было делать только на тренировке, если у Ромы было хорошее настроение. Если все было сделано правильно, Рома на 30 минут дольше мог играть на компьютере. На втором этапе работы, Рома стал на тех же условиях выполнять ритуал и во время соревнований. На третьем этапе ритуал выполнялся всегда, независимо от настроения и условий спортивной работы. Параллельно с вышеуказанными направлениями велась работа по коррекции страха подвести команду. Для этих целей велась психологическая работа в рамках когнитивной терапии.: эмпирическая проверка (найти аргументы «за» и «против», обращение к опыту других спортсменов, декатастрофикация (что было бы, если… ) Работа на сегодняшний день продолжается. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Психология спорта: Хрестоматия/ Сост. А.Е. Тарас.- М.: АСТ; Мн.:Харвест, 2005.-352с. 2. Тихвинская Е. Психология переживания в спорте.- СПб, изд. СПбГУ, 2007
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|