В последнее время всё чаще стала ездить в командировки по разным регионам России. Провожу тренинги с юными спортсменами.
Основной запрос тренеров - научить детей правильно настраиваться перед стартом, быть более уверенными и выступать "с холодной головой".
Чтобы всему этому научиться, необходимо помнить о следующем:
ментальную и психологическую настройку к стартам можно делать только при сформированной концентрации внимания, умении слышать и слушать, и развитом эмоциональном интеллекте (умение понимать собственные эмоции и только потом управлять ими).
Поэтому с младшими группами спортсменов мы тренируем именно внимание и эмоциональный интеллект - это база, основа психологической подготовки спортсменов.
О ВНИМАНИИ
Детям-спортсменам сложно "собирать" себя, своё внимание, так как в данном возрасте устойчивость и концентрация внимания ещё формируются (в среднем до 8-9 лет) и этому нужно помогать. Если были инфекции, травмы, которые задели центральную нервную систему, головной мозг - то процесс развития данных качеств удлиняется.
Обо всём об этом после тренинга со спортсменами беседуем с родителями и тренерами.
Всё, что делаем на тренинге с детьми - нужно продолжать и закреплять.
Что помогает формировать внимание? 1) Спокойствие взрослого. Крик может "включить" внимание, но на время, на фоне страха, однако формирования устойчивости и концентрации внимания в этот момент не происходит. Нет внутренней работы. 2) Акценты на позитивных качествах, на успехах (кормите "хорошего волка"). Отмечайте те моменты, когда ребенок-спортсмен проявляет внимательность. 3) Используйте техники, которые помогают "балансировать" работу головного мозга (показываю на тренинге), их можно найти в интернете. 4) Делайте упражнения, играйте в игры на внимание (их также масса в интернете). 5) Когда с вниманием совсем тяжело - подкрепляйте внешними стимулами (например, смайлики или звездочки в Дневнике спортсмена, или повесьте на стену лист, на котором по дням ставить плюсики за успехи - главное здесь красивая визуализация). В конце недели за накопленные плюсы - приятный сюрприз. Да, пока так. И это работает!
Когда в головном мозге начнется формирование устойчивых связей, отвечающих за концентрацию внимания - тогда внешние стимулы уже будут не нужны.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Что это? Всего у эмоционального интеллекта пять ключевых компонентов: 1) понимание себя, 2) управление собой, 3) самомотивация (возможность создавать цели и продвижение к ним, не теряя на этом пути духа и вменяемости), 4) понимание других, 5) позитивное влияние на другого.
Согласитесь со мной, что первые 4 пункта весьма важны для психологической подготовки спортсмена? А 5 пункт - в том числе для тренера и родителей))
Чтобы научиться управлять своим предстартовым состоянием и состоянием во время выступления важно понимать, ЧТО происходит внутри, различать свои эмоции, ощущения.
Как показывают занятия, эмоциональный интеллект у юных спортсменов пока ещё только развивается. И этому тоже нужно помогать. Как?
1) Больше спрашивать: "что чувствуешь? что с тобой? как настроение? что бы хотелось именно сейчас?" и т.д. 2) Взрослым говорить о своих чувствах: "я переживаю, когда ты..., я расстраиваюсь, когда...я счастлив, когда ты..." и т.д. 3) Играть в игры на развитие эмоционального интеллекта (с поиском материалов сейчас тоже нет проблем) 4) Смотреть вместе умные и психологически здоровые мультфильмы, фильмы - вместе обсуждать эмоции, чувства, поступки героев, спрашивать, как бы поступил сам ребенок. 5) Родителям развивать свой эмоциональный интеллект, обучаться вместе с детьми способам саморегуляции, слышать и слушать своих детей, а также, прежде чем ругать - попытаться понять причины поведения, поступков. 6) Перестать бить и кричать на детей - всё это только нарушает развитие их уверенности в себе, осознанности и лидерских качеств (ответственность, умение принимать решение и находить возможности, позитивное мышление и т.д.) и, соответственно, мешает формированию эмоционального интеллекта.
А как тогда? - задавать своим детям чаще вопросы; спрашивая, как они могут исправить ошибку, что бы они выбрали и т.д., а не навешивать своё мнение, свои инструкции.
Давайте детям накапливать СВОЙ опыт, проживать СВОЮ жизнь!
И главное - относиться с УВАЖЕНИЕМ к своим детям. Тогда они научатся уважать себя и других! А это тоже часть эмоционального интеллекта и успеха вашего ребенка!
_________________ Спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.