Основы психологической подготовки к стартам юных спортсменов

В последнее время всё чаще стала ездить в командировки по разным регионам России. Провожу тренинги с юными спортсменами.
 
Основной запрос тренеров - научить детей правильно настраиваться перед стартом, быть более уверенными и выступать "с холодной головой".
 
Чтобы всему этому научиться, необходимо помнить о следующем:
 

ментальную и психологическую настройку к стартам можно делать только при сформированной концентрации внимания, умении слышать и слушать, и развитом эмоциональном интеллекте (умение понимать собственные эмоции и только потом управлять ими).

Поэтому с младшими группами спортсменов мы тренируем именно внимание и эмоциональный интеллект - это база, основа психологической подготовки спортсменов.

О ВНИМАНИИ

Детям-спортсменам сложно "собирать" себя, своё внимание, так как в данном возрасте устойчивость и концентрация внимания ещё формируются (в среднем до 8-9 лет) и этому нужно помогать. Если были инфекции, травмы, которые задели центральную нервную систему, головной мозг - то процесс развития данных качеств удлиняется.

Обо всём об этом после тренинга со спортсменами беседуем с родителями и тренерами.

Всё, что делаем на тренинге с детьми - нужно продолжать и закреплять.

Что помогает формировать внимание?
1) Спокойствие взрослого. Крик может "включить" внимание, но на время, на фоне страха, однако формирования устойчивости и концентрации внимания в этот момент не происходит. Нет внутренней работы.
2) Акценты на позитивных качествах, на успехах (кормите "хорошего волка"). Отмечайте те моменты, когда ребенок-спортсмен проявляет внимательность.
3) Используйте техники, которые помогают "балансировать" работу головного мозга (показываю на тренинге), их можно найти в интернете.
4) Делайте упражнения, играйте в игры на внимание (их также масса в интернете).
5) Когда с вниманием совсем тяжело - подкрепляйте внешними стимулами (например, смайлики или звездочки в Дневнике спортсмена, или повесьте на стену лист, на котором по дням ставить плюсики за успехи - главное здесь красивая визуализация). В конце недели за накопленные плюсы - приятный сюрприз. Да, пока так. И это работает!

Когда в головном мозге начнется формирование устойчивых связей, отвечающих за концентрацию внимания - тогда внешние стимулы уже будут не нужны.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Что это? Всего у эмоционального интеллекта пять ключевых компонентов:
1) понимание себя,
2) управление собой,
3) самомотивация (возможность создавать цели и продвижение к ним, не теряя на этом пути духа и вменяемости),
4) понимание других,
5) позитивное влияние на другого.

Согласитесь со мной, что первые 4 пункта весьма важны для психологической подготовки спортсмена? А 5 пункт - в том числе для тренера и родителей))

Чтобы научиться управлять своим предстартовым состоянием и состоянием во время выступления важно понимать, ЧТО происходит внутри, различать свои эмоции, ощущения.

Как показывают занятия, эмоциональный интеллект у юных спортсменов пока ещё только развивается. И этому тоже нужно помогать. Как?

1) Больше спрашивать: "что чувствуешь? что с тобой? как настроение? что бы хотелось именно сейчас?" и т.д.
2) Взрослым говорить о своих чувствах: "я переживаю, когда ты..., я расстраиваюсь, когда...я счастлив, когда ты..." и т.д.
3) Играть в игры на развитие эмоционального интеллекта (с поиском материалов сейчас тоже нет проблем)
4) Смотреть вместе умные и психологически здоровые мультфильмы, фильмы - вместе обсуждать эмоции, чувства, поступки героев, спрашивать, как бы поступил сам ребенок.
5) Родителям развивать свой эмоциональный интеллект, обучаться вместе с детьми способам саморегуляции, слышать и слушать своих детей, а также, прежде чем ругать - попытаться понять причины поведения, поступков.
6) Перестать бить и кричать на детей - всё это только нарушает развитие их уверенности в себе, осознанности и лидерских качеств (ответственность, умение принимать решение и находить возможности, позитивное мышление и т.д.) и, соответственно, мешает формированию эмоционального интеллекта.

А как тогда? - задавать своим детям чаще вопросы; спрашивая, как они могут исправить ошибку, что бы они выбрали и т.д., а не навешивать своё мнение, свои инструкции.
 
Давайте детям накапливать СВОЙ опыт, проживать СВОЮ жизнь!

И главное - относиться с УВАЖЕНИЕМ к своим детям. Тогда они научатся уважать себя и других! А это тоже часть эмоционального интеллекта и успеха вашего ребенка!
 
_________________
Спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Что происходит, когда мы перестаем играть в "игры" клиентов?
  • Синдром эмоционального выгорания. Что делать, когда вы "дошли до ручки"?
  • "Подушка безопасности". Статья о родителях юных спортсменов и не только
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Психологические игры. Как "мафия" развивает эмоциональный интеллект?
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Что делать родителям, когда подросток задает " неудобные " вопросы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь