"Какое будущее вы выбрали своим детям?" или Модели воспитания

Какое будущее вы выбрали своим детям или Модели воспитания
 Педагогических концепций много, но их можно объединить в три большие группы

Аксиологическое воспитание или воспитание ценностей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным, добрым, честным, общительным? А заодно и активным, целеустремленным, жизнерадостным? Тогда вам сюда! Эта концепция предполагает, что родители выбирают, какими качествами, навыками и способностями должен обладать ребенок, когда он вырастет. Проще говоря, какие ценности вы вложите в своего ребенка.

Хотите вырастить талантливого музыканта, известного спортсмена, примерного семьянина, счастливого человека, хорошего работника – в каждом этом образе свой набор ценностей. На их воспитание и должна быть направлена ваша родительская активность. Например, доброта. Значит, будем поощрять добрые поступки и наказывать за злые; самим быть образцом доброты; учить его проявлять доброту к другим; мотивировать на доброе поведение. Если вы желаете для ребенка определенную профессию, то также пишите список, какими качествами, навыками и способностями он должен обладать. 

Однако есть побочные эффекты:

- акцент на одних ценностях может привести к гипертрофии или к дефициту других. Хотели добрую девочку, а получили впечатлительную и наивную. Хотели сильного мальчика, а вырос жесткий и надменный.

- дети иногда не хотят ваших ценностей (особенно подростки) – тогда вам придется заставлять их, если вы хотите добиться результата.

- обществу иногда не нужны определенные люди (вспомните то гонимых диссидентов, то нищих учителей и военных).

- родители иногда хотят собрать в одном ребенке все имеющиеся положительные ценности. Но это требует колоссальных вложений и труда, как и от родителей, так и от детей: физических, финансовых, психологических, временных. Не все дети это могут выдержать, и не все родители владеют таким педагогическим мастерством

Прагматическое воспитание. Оно предполагает подготовку ребенка к взрослой жизни. Главное отличие этого подхода от ценностного в том, что здесь акцент стоит именно на успешности и реализации человека в социуме. И вот критерии этой успешности: здоровье, финансовая обеспеченность, карьерная реализация, качественный и разнообразный отдых. Согласитесь, тут есть достаточно составляющих, чтобы прожить полную и благополучную жизнь.

Да, это приземленное воспитание, ориентированное на практические задачи, чтобы выросший ребенок нашел свое место в мире и хорошо в нем устроился. Для этого рано приобщаем ребенка к труду, социальным нормам, кооперации, конкуренции. Развиваем смекалку и инициативность, поощряем и подталкиваем к самостоятельным заработкам, поощряем и наказываем материально, учим следить за здоровьем и получать удовольствие от жизни. Такой человек в идеале добивается успеха на любом поприще и в любой профессии.

Недостатки: упрощенная система ценностей, корыстность, приземленные интересы, ориентация на собственную выгоду, жесткость. Очень ярким примером такой модели может быть американское общество: успешное, сильное, деловитое, самоуверенное, духовно упрощенное, эгоцентричное. 

Гуманистическое воспитание. Ну, тут прибежище всех высокодуховных и культурных людей. Мы растим из ребенка полноценную ЛИЧНОСТЬ! А ведь любая личность предполагает свободу проявлений и самоопределения, самостоятельный выбор направления развития, безусловное принятие, безоценочность. Чувствуете, какое уважение и доверие к ребенку? Вы не проецируете на него свои нереализованные амбиции, тайны мечты, страхи и опасения, предрассудки и комплексы, личные блоки и ограничения. У вас есть шанс вырастить по настоящему уникальную, творческую, смелую, сильную, глубокую и независимую личность.

Ведь есть мнение, что все дети имеют в себе огромный потенциал, но родители и социальная система душат эти зачатки, делают ребенка «удобным», а не «уникальным». Такое воспитание может вырастить гения, великого творца, инноватора, первооткрывателя. Основной педагогический прием для этого это личный пример: вы сами должны ежедневно быть образцом такого человека. Кроме этого мы поддерживаем все проявления самостоятельного выбора, доверяем ребенку и его стремлениям, поощряем свободное самовыражение.

Потенциальные риски: критическое отношение к социальным нормам и законам, девиантное поведение, социальная и финансовая неуспешность.

Итак, подведем итоги:

Любая модель воспитания имеет свои сильные и слабые стороны.
Все концепции в некоторых смыслах конфронтируют друг с другом, поэтому полностью сочетать их не получится.
Исходя из этих моделей, вы и выбираете, что воспитывать в ребенке, какими методами и техниками, какую систему мотивации, поощрения и наказания использовать.

Итак, а вы в какой модели воспитываете детей? И в какой модели воспитывали вас?

 Тимофеев Александр, семейный психотерапевт и педагогический консультант, 


Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Кем же вырастут наши дети? Воспитание современного ребенка
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.
  • Генетика или воспитание в первые годы жизни влияет на будущее ребенка?
  • Какими качествами необходимо обладать, чтобы организовать собственное дело?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Перинатальное воспитание или создаем счастливого ребенка!
  • Моя жизнь, как она есть. Часть 2. Воспитание детей.
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • « Кто отец ребенка?» — иногда лучше этого не знать.
  • Какими словами родители убивают ребенка?
  • Воспитание ребенка: миф о равноправии.
  • Воспитание ребенка 21 века!!!
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Воспитание ребенка: обзор литературы
  • Психология ребенка: воспитание позитивом
  • Самооценка и ее влияние на воспитание ребенка
  • Воспитание ребенка - право или обязанность?
  • Воспитание ребенка в неполной семье
  • Воспитание ребенка в неполной семье
  • Воспитание ребенка начните с себя!
  • Мать и отец: воспитание ребенка
  • Воспитание ребенка - это процесс или результат?
  • Темперамент ребенка. Как подстроить воспитание.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Развитие, воспитание, обучение ребенка. В чем различие?
  • Воспитание ребенка: баланс требовательности и принятия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь