|
Воспитание ребенка начните с себя!Автор статьи: Дубровская Оксана Владимировна
3 апреля гостьей нашей импровизированной студии “РВС” стала семейный и детский психолог, кандидат психологических наук Оксана Дубровская. О вечном – проблеме отцов и детей – поговорили в проекте «Напрямую». Часто говорят, чтобы ребенок не попал в беду или плохую компанию, им «нужно заниматься», а что это значит? – Есть хорошее профилактическое упражнение, которое я советую проводить каждому родителю. Называется «Драгоценное или особое время». Когда в течение 20 минут или более в день без телевизора, без гаджетов мы полностью уделяем внимание ребенку. Мы смотрим ребенку в глаза, обнимаем. Общаясь с ребенком, его слушаем без критики и оценки, задавая уточняющие вопросы. Интересуемся, как прошел его день, что случилось в течение дня, как дела у его друзей. Допустим, ребенок не хочет говорить или не приучен это делать, можно сказать: «Хорошо, если ты хочешь, можешь рассказать мне об этом потом. Давай тогда я тебе расскажу! У меня сегодня случилось то-то и то-то, я встретилась с разными людьми». Потом можно задать вопрос: «Нужна ли была моя помощь в течение дня? Многие мамочки, как только ребенок сделал первый шаг, стремятся отдать свое чадо в школу раннего развития. Кому это нужно? – Есть определенные периоды в жизни ребенка, в которые важно развивать только определенные психические процессы. То есть, если ребенок начинает читать в 3-4 года, с точки зрения родителей это, наверное, прекрасно. Но ведь задача ребенка в таком возрасте совершенно иная. Осмысленно он может это делать с 5-6 лет. Или даже позже. Головной мозг не готов к переработке этой информации. Поэтому родителю самому важно в такие моменты понять, что он хочет развивать и для чего ему это нужно. Лично я за осмысленный подход. Как побороть сильный интерес ребенка к гаджетам? – Тогда у меня вопрос к маме с папой: чем они сами заполняют свободное время? Одно дело, когда компьютеры – это их работа. А если в свободное время они так же играют, тогда мы не вправе требовать от ребенка, чтобы он перестал пользоваться гаджетами. Гаджеты должны быть дозированы и четко прописаны. Это как контракт: ребенок выполняет домашнее задание и в течение получаса играет в какие-то игры. Как правильно вести себя при истерике ребенка 2-3 лет? – Существуют минимум три сценария проявления истерики у ребенка. Первый: ребенок стремится получить то, что хочет. Примерно в год ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей, и начинает это активно использовать. Если он начинает добиваться своего слезами и истериками и данная ситуация повторяется постоянно, тогда имеет смысл проявить настойчивость и доброжелательно ребенку пояснить, что каждый раз, когда он будет добиваться своего капризами и слезами, то он не получит того, что хочет. Второй. Ребенок хочет получить свою порцию любви и внимания. Дети, которым не хватает родительского внимания, получают его посредством непослушания. Мы мало обращаем внимания на ребенка и благодарим его, когда он выполняет наши просьбы. Когда ребенок не хочет делать то, что мы просим, мы уделяем ему много внимания. То есть сами подвигаем его на то, чтобы он был непослушным! Третий сценарий. Ребенок ведет себя подобным образом потому, что ему по-настоящему плохо. Имеет смысл обнять ребенка в этот момент, успокоить и озвучить его состояние. Например, «Я вижу, что тебе плохо, У тебя не получается починить машинку? Давай я тебя успокою». Проговаривая состояние малыша, мы учим его понимать себя и выражать свое состояние словами, а ребенок в свою очередь слышит и понимает, что вы видим, что с ним происходит, и разделяем его с ним. Что такое границы и как их установить с детьми? – Мне очень нравится, как гуру по детскому воспитанию Ю.Б. Гиппенрейтер, описывает схему установления границы для ребенка . «Красная зона» -ребенку запрещены определенные действия: не подходить к окну, огню, электричеству – те вещи, которые связаны с угрозой для жизни. Эти действия проговариваются и четко соблюдаются. Можно повесить рисунки в красном цвете – «Вещи, которые делать нельзя». Следующий этап – «желтый»: делать нельзя, но возможны исключения. Например: папа долго находился в командировке, поздно приехал и ребенок должен в это время спать. Мы можем ему позволить отсрочить сон, чтобы встретиться, потому что папа, может быть, скоро снова уезжает. «Ты можешь бегать по лужам, но обязательно нужно надеть резиновые сапоги, чтобы не промокли ноги и ты не заболел». «Ты можешь есть мороженое, но когда оно подтает». И «зеленая зона», в рамках которой можно делать все. Это всегда какая-то договоренность, контракт с ребенком. Очень хорошо контракты работают с подростками. Например,ты можешь ходить до 12 или можешь задержаться (в каких случаях), но должен обязательно позвонить. А если нарушаешь контракт, будут определенного рода санкции, так как ты сам подписался и несешь ответственность за это. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|