Темперамент ребенка. Как подстроить воспитание.

Темперамент ребенка Как подстроить воспитание

Какой бывает темперамент?

Как правило, современная наука рассматривает темперамент через призму типа высшей нервной деятельности. В основном, таких ее базовых свойств, как устойчивость (способность собой управлять) и вертивность (интравертность и экстравертность). А впрочем, это чистой воды биохимия, от которой зависит многое: сила и скорость протекания мыслительных и эмоциональных процессов, пластичность и устойчивость психики, темп и ритм, направленность деятельности вовнутрь или вовне. Темперамент — это природная база для формирования характера. Так же это врожденная характеристика личности, передающаяся по наследству. Поэтому сетования «в кого он такой?» неуместны: определенно, в маму или папу.

Как выявить?

Выявить, какой темперамент имеет ребенок, можно уже с двух лет. Для этого эксперты советуют наблюдать за ним по пробуждению: меланхолик с утра — на всякий случай грустный и жмется к маме. В то время как холерик — встал и побежал, и лучше ему не мешать. А флегматик — спокойно проснулся и сразу чем-то себя занял… Сангвинику же как человеку-коммуникатору нужен контакт и обратная связь. Поэтому он разбудит всех и создаст движняк — легко и весело.

Впрочем, есть еще куча тестов:

  1. как ребенок говорит.
  2. реагирует на замечания,
  3. ведет себя в незнакомой обстановке и с другими детьми

 

Правда, в период возрастных кризисов адекватное определение невозможно — все дети упрямы, своенравны и с «рогами».

Стоит знать, что темпераменты редко бывают чистыми: обычно смешиваются два, причем первый, ведущий, проявляется в безопасной психологической среде, а второй, называемый еще хвостовым, — в незнакомой обстановке. Кроме того, если раньше считалось, что сочетание темпераментов возможно только по горизонтали («устойчивость — неустойчивость», то есть холерик, например, может впадать в меланхолию, а сангвиник — замедляться до флегматика), то теперь уже доказано, что они могут сочетаться как угодно.

Итак, к делу: что за птица вам досталась?

Меланхолик

Хрустальный ребенок-мимоза с хорошо развитой интуицией и огромным «чувствилищем» — он буквально кожей ощущает, если кому-то плохо. Мягкий, сердечный, сопереживающий… Но при этом ранимый, тревожный, пессимистичный, мнительный, негибкий, погруженный в себя. Все потому, что это неустойчивый тип со слабой нервной системой. Он боится неудач и плохо адаптируется ко всему новому. Своими переживаниями ни с кем не делится. Часто впадает в сверх контроль, создающий иллюзию управления своими эмоциями. Соматически, на телесном уровне, реагирует на любое напряжение — будь то проблемы в школе или конфликт в семье. С ним не просто: обладая малой природной энергией, он в случае чего банально не может взять себя в руки. Часто нуждается в постоянной опоре и поддержке, и его легко сломать в отличие от других типов темперамента.

Золотое правило родителей меланхоликов — не навреди.

Безусловно, на такой темперамент нельзя повышать голос и тем более шлепать, критиковать, запугивать.  Вообразите себе, сколько страхов внутри одного меланхолика! И так с избытком хватит на трех обычных детей.

А что можно и нужно? Давать много тактильного контакта, причем независимо от возраста, стимулировать познавательную активность в безопасной для него среде. Приучать чтить ритуалы, поощрять монотонные спокойные игры и увлечение творчеством — это самотерапия и сублимация. Также важно следить за стрессовыми нагрузками: в саду или школе адаптация будет длиться в три раза дольше. И не надо добивать его спортом. Кстати, о спорте: он должен быть индивидуальным, с тренером-волшебником и без конкуренции. Иначе меланхолик скорее заболеет, чем включится в борьбу.

Холерик

Ребенок-шампанское, всегда готовый взорваться. У него сильный, но неуравновешенный тип нервной системы: энергичность, высокая адаптивность, общительность и убедительность соседствуют со вспыльчивостью, импульсивностью, агрессивностью, резкостью и конфликтностью. И все это циклично: ребенок быстро загорается и так же быстро истощается, тут скачет — а тут плачет. В то же время это прирожденные лидеры, меняющие мир, — инноваторы и революционеры. Конечно, если их научат управлять энергией, щедро отмеренной природой.

Золотое правило родителей холериков — терпи и люби.

Эти дети развивают в нас безусловную любовь и долгосрочность: они не дают быстрых результатов, всегда есть реверсивные откаты — что-то вроде изменилось, и опять по новой. Из них нельзя делать социальный проект (много стимулов и ожиданий): они чувствуют себя хорошо, только когда выигрывают, если нет — все рушится. Важно дать ребенку возможность реализовать активность и регулярно его «выгуливать». При этом следует избегать перегрузок, в том числе впечатлениями: холерик живет на цыпочках и на вдохе. Его надо научить выдыхать, дозируя события и эмоции. Бурные проявления усмирять режимом дня, спокойными играми, долгосрочным хобби, агрессию укрощать спокойствием.

Флегматик

Он никуда не спешит: может полчаса возиться с ботиночками, осмысливая сложную природу взаимоотношений шнурков и дырочек… И не вздумайте подгонять — упрется в землю рогами, и его не сдвинешь уже никак. У него сильный тип нервной системы, но процессы возбуждения и торможения замедлены. Его плюсы — терпеливость, уравновешенность, настойчивость, миролюбие, старательность, надежность, работоспособность. Но и минусы под стать: медлительность, ригидность, упрямство, пассивность. Из-за вялости и безучастности он меньше включен в окружающий мир, чем другие. Ему интересно с самим собой, он с трудом переключает внимание. Поэтому, попадая в среду, требующую гибкости, изменяющихся условий и реагирования, он не поспевает. Для флегматиков вся наша система образования — боль: не чувствуя времени, ребенок может решать один пример весь урок.

Золотое правило родителей флегматиков — не торопи.

Чтобы раскрыться перед этим миром, им важно первые семь лет жить в своем ритме и темпе. Потому их, как и меланхоликов, нельзя отдавать в школу рано.

Что же нужно? Подстраиваться к темпу чада, постепенно наращивая скорость, но не торопить, вгоняя его в стресс, а повторять, причем очень спокойно — флегматик все слышит со второго раза. Важно учить его рационально относиться ко времени, ориентировать не результат, постоянно стимулировать познавательный интерес. Физическая активность не менее важна, в том числе с помощью спорта — индивидуального, а потом и командного. Где есть конкуренция — там он может применить свое упрямство и напор. Чтобы добавить флегматику инициативности, надо давать ему выбор (даже в мелочах), поощрять ролевые игры, требующие взаимодействия. Также важно учить его различать и выражать свои чувства (своим примером, с помощью творчества), иначе чадо вырастет эмоционально плоским, холодным.



Просмотров: 463
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Детский темперамент (3) Сложный темперамент ребенка. Принципы взаимодействия
  • Типы темперамента: Меланхолик, Флегматик, Сангвиник, Холерик.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Темперамент детей 3-х леток. Холерик
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Ребенок и его темперамент! Приспособиться или попытаться сломать…
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Темперамент в публичном выступлении: каждый ли может стать харизматичным оратором
  • Экстренная помощь, если надо быстро «взять себя в руки»!
  • 4 причины, по которым ребенок плохо ведет себя в школе
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Темперамент детей 3-х леток. Меланхолик.
  • Темперамент детей 3-х леток. Флегматик.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Когда мы совсем разные.Темперамент детей и родителей
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Золотое правило управления эмоциями
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Что может быть важно ребенку
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Ребенок плохо ведет себя в общественном месте. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь