Темперамент ребенка. Как подстроить воспитание.

Темперамент ребенка Как подстроить воспитание

Какой бывает темперамент?

Как правило, современная наука рассматривает темперамент через призму типа высшей нервной деятельности. В основном, таких ее базовых свойств, как устойчивость (способность собой управлять) и вертивность (интравертность и экстравертность). А впрочем, это чистой воды биохимия, от которой зависит многое: сила и скорость протекания мыслительных и эмоциональных процессов, пластичность и устойчивость психики, темп и ритм, направленность деятельности вовнутрь или вовне. Темперамент — это природная база для формирования характера. Так же это врожденная характеристика личности, передающаяся по наследству. Поэтому сетования «в кого он такой?» неуместны: определенно, в маму или папу.

Как выявить?

Выявить, какой темперамент имеет ребенок, можно уже с двух лет. Для этого эксперты советуют наблюдать за ним по пробуждению: меланхолик с утра — на всякий случай грустный и жмется к маме. В то время как холерик — встал и побежал, и лучше ему не мешать. А флегматик — спокойно проснулся и сразу чем-то себя занял… Сангвинику же как человеку-коммуникатору нужен контакт и обратная связь. Поэтому он разбудит всех и создаст движняк — легко и весело.

Впрочем, есть еще куча тестов:

  1. как ребенок говорит.
  2. реагирует на замечания,
  3. ведет себя в незнакомой обстановке и с другими детьми

 

Правда, в период возрастных кризисов адекватное определение невозможно — все дети упрямы, своенравны и с «рогами».

Стоит знать, что темпераменты редко бывают чистыми: обычно смешиваются два, причем первый, ведущий, проявляется в безопасной психологической среде, а второй, называемый еще хвостовым, — в незнакомой обстановке. Кроме того, если раньше считалось, что сочетание темпераментов возможно только по горизонтали («устойчивость — неустойчивость», то есть холерик, например, может впадать в меланхолию, а сангвиник — замедляться до флегматика), то теперь уже доказано, что они могут сочетаться как угодно.

Итак, к делу: что за птица вам досталась?

Меланхолик

Хрустальный ребенок-мимоза с хорошо развитой интуицией и огромным «чувствилищем» — он буквально кожей ощущает, если кому-то плохо. Мягкий, сердечный, сопереживающий… Но при этом ранимый, тревожный, пессимистичный, мнительный, негибкий, погруженный в себя. Все потому, что это неустойчивый тип со слабой нервной системой. Он боится неудач и плохо адаптируется ко всему новому. Своими переживаниями ни с кем не делится. Часто впадает в сверх контроль, создающий иллюзию управления своими эмоциями. Соматически, на телесном уровне, реагирует на любое напряжение — будь то проблемы в школе или конфликт в семье. С ним не просто: обладая малой природной энергией, он в случае чего банально не может взять себя в руки. Часто нуждается в постоянной опоре и поддержке, и его легко сломать в отличие от других типов темперамента.

Золотое правило родителей меланхоликов — не навреди.

Безусловно, на такой темперамент нельзя повышать голос и тем более шлепать, критиковать, запугивать.  Вообразите себе, сколько страхов внутри одного меланхолика! И так с избытком хватит на трех обычных детей.

А что можно и нужно? Давать много тактильного контакта, причем независимо от возраста, стимулировать познавательную активность в безопасной для него среде. Приучать чтить ритуалы, поощрять монотонные спокойные игры и увлечение творчеством — это самотерапия и сублимация. Также важно следить за стрессовыми нагрузками: в саду или школе адаптация будет длиться в три раза дольше. И не надо добивать его спортом. Кстати, о спорте: он должен быть индивидуальным, с тренером-волшебником и без конкуренции. Иначе меланхолик скорее заболеет, чем включится в борьбу.

Холерик

Ребенок-шампанское, всегда готовый взорваться. У него сильный, но неуравновешенный тип нервной системы: энергичность, высокая адаптивность, общительность и убедительность соседствуют со вспыльчивостью, импульсивностью, агрессивностью, резкостью и конфликтностью. И все это циклично: ребенок быстро загорается и так же быстро истощается, тут скачет — а тут плачет. В то же время это прирожденные лидеры, меняющие мир, — инноваторы и революционеры. Конечно, если их научат управлять энергией, щедро отмеренной природой.

Золотое правило родителей холериков — терпи и люби.

Эти дети развивают в нас безусловную любовь и долгосрочность: они не дают быстрых результатов, всегда есть реверсивные откаты — что-то вроде изменилось, и опять по новой. Из них нельзя делать социальный проект (много стимулов и ожиданий): они чувствуют себя хорошо, только когда выигрывают, если нет — все рушится. Важно дать ребенку возможность реализовать активность и регулярно его «выгуливать». При этом следует избегать перегрузок, в том числе впечатлениями: холерик живет на цыпочках и на вдохе. Его надо научить выдыхать, дозируя события и эмоции. Бурные проявления усмирять режимом дня, спокойными играми, долгосрочным хобби, агрессию укрощать спокойствием.

Флегматик

Он никуда не спешит: может полчаса возиться с ботиночками, осмысливая сложную природу взаимоотношений шнурков и дырочек… И не вздумайте подгонять — упрется в землю рогами, и его не сдвинешь уже никак. У него сильный тип нервной системы, но процессы возбуждения и торможения замедлены. Его плюсы — терпеливость, уравновешенность, настойчивость, миролюбие, старательность, надежность, работоспособность. Но и минусы под стать: медлительность, ригидность, упрямство, пассивность. Из-за вялости и безучастности он меньше включен в окружающий мир, чем другие. Ему интересно с самим собой, он с трудом переключает внимание. Поэтому, попадая в среду, требующую гибкости, изменяющихся условий и реагирования, он не поспевает. Для флегматиков вся наша система образования — боль: не чувствуя времени, ребенок может решать один пример весь урок.

Золотое правило родителей флегматиков — не торопи.

Чтобы раскрыться перед этим миром, им важно первые семь лет жить в своем ритме и темпе. Потому их, как и меланхоликов, нельзя отдавать в школу рано.

Что же нужно? Подстраиваться к темпу чада, постепенно наращивая скорость, но не торопить, вгоняя его в стресс, а повторять, причем очень спокойно — флегматик все слышит со второго раза. Важно учить его рационально относиться ко времени, ориентировать не результат, постоянно стимулировать познавательный интерес. Физическая активность не менее важна, в том числе с помощью спорта — индивидуального, а потом и командного. Где есть конкуренция — там он может применить свое упрямство и напор. Чтобы добавить флегматику инициативности, надо давать ему выбор (даже в мелочах), поощрять ролевые игры, требующие взаимодействия. Также важно учить его различать и выражать свои чувства (своим примером, с помощью творчества), иначе чадо вырастет эмоционально плоским, холодным.



Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок и его темперамент! Приспособиться или попытаться сломать…
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь! (тест внутри)
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Ребенок в школе всех задирает. Как его от этого отучить
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как принять его таким, какой он есть, если не принимается??
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Его победы - это важно.
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Все равно его не брошу, потому что...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь