|
Темперамент ребенка. Как подстроить воспитание.Автор статьи: Гусев Арсений Владимирович
Какой бывает темперамент?Как правило, современная наука рассматривает темперамент через призму типа высшей нервной деятельности. В основном, таких ее базовых свойств, как устойчивость (способность собой управлять) и вертивность (интравертность и экстравертность). А впрочем, это чистой воды биохимия, от которой зависит многое: сила и скорость протекания мыслительных и эмоциональных процессов, пластичность и устойчивость психики, темп и ритм, направленность деятельности вовнутрь или вовне. Темперамент — это природная база для формирования характера. Так же это врожденная характеристика личности, передающаяся по наследству. Поэтому сетования «в кого он такой?» неуместны: определенно, в маму или папу. Как выявить?Выявить, какой темперамент имеет ребенок, можно уже с двух лет. Для этого эксперты советуют наблюдать за ним по пробуждению: меланхолик с утра — на всякий случай грустный и жмется к маме. В то время как холерик — встал и побежал, и лучше ему не мешать. А флегматик — спокойно проснулся и сразу чем-то себя занял… Сангвинику же как человеку-коммуникатору нужен контакт и обратная связь. Поэтому он разбудит всех и создаст движняк — легко и весело. Впрочем, есть еще куча тестов:
Правда, в период возрастных кризисов адекватное определение невозможно — все дети упрямы, своенравны и с «рогами». Стоит знать, что темпераменты редко бывают чистыми: обычно смешиваются два, причем первый, ведущий, проявляется в безопасной психологической среде, а второй, называемый еще хвостовым, — в незнакомой обстановке. Кроме того, если раньше считалось, что сочетание темпераментов возможно только по горизонтали («устойчивость — неустойчивость», то есть холерик, например, может впадать в меланхолию, а сангвиник — замедляться до флегматика), то теперь уже доказано, что они могут сочетаться как угодно. Итак, к делу: что за птица вам досталась?МеланхоликХрустальный ребенок-мимоза с хорошо развитой интуицией и огромным «чувствилищем» — он буквально кожей ощущает, если кому-то плохо. Мягкий, сердечный, сопереживающий… Но при этом ранимый, тревожный, пессимистичный, мнительный, негибкий, погруженный в себя. Все потому, что это неустойчивый тип со слабой нервной системой. Он боится неудач и плохо адаптируется ко всему новому. Своими переживаниями ни с кем не делится. Часто впадает в сверх контроль, создающий иллюзию управления своими эмоциями. Соматически, на телесном уровне, реагирует на любое напряжение — будь то проблемы в школе или конфликт в семье. С ним не просто: обладая малой природной энергией, он в случае чего банально не может взять себя в руки. Часто нуждается в постоянной опоре и поддержке, и его легко сломать в отличие от других типов темперамента. Золотое правило родителей меланхоликов — не навреди.Безусловно, на такой темперамент нельзя повышать голос и тем более шлепать, критиковать, запугивать. Вообразите себе, сколько страхов внутри одного меланхолика! И так с избытком хватит на трех обычных детей. А что можно и нужно? Давать много тактильного контакта, причем независимо от возраста, стимулировать познавательную активность в безопасной для него среде. Приучать чтить ритуалы, поощрять монотонные спокойные игры и увлечение творчеством — это самотерапия и сублимация. Также важно следить за стрессовыми нагрузками: в саду или школе адаптация будет длиться в три раза дольше. И не надо добивать его спортом. Кстати, о спорте: он должен быть индивидуальным, с тренером-волшебником и без конкуренции. Иначе меланхолик скорее заболеет, чем включится в борьбу. ХолерикРебенок-шампанское, всегда готовый взорваться. У него сильный, но неуравновешенный тип нервной системы: энергичность, высокая адаптивность, общительность и убедительность соседствуют со вспыльчивостью, импульсивностью, агрессивностью, резкостью и конфликтностью. И все это циклично: ребенок быстро загорается и так же быстро истощается, тут скачет — а тут плачет. В то же время это прирожденные лидеры, меняющие мир, — инноваторы и революционеры. Конечно, если их научат управлять энергией, щедро отмеренной природой. Золотое правило родителей холериков — терпи и люби.Эти дети развивают в нас безусловную любовь и долгосрочность: они не дают быстрых результатов, всегда есть реверсивные откаты — что-то вроде изменилось, и опять по новой. Из них нельзя делать социальный проект (много стимулов и ожиданий): они чувствуют себя хорошо, только когда выигрывают, если нет — все рушится. Важно дать ребенку возможность реализовать активность и регулярно его «выгуливать». При этом следует избегать перегрузок, в том числе впечатлениями: холерик живет на цыпочках и на вдохе. Его надо научить выдыхать, дозируя события и эмоции. Бурные проявления усмирять режимом дня, спокойными играми, долгосрочным хобби, агрессию укрощать спокойствием. ФлегматикОн никуда не спешит: может полчаса возиться с ботиночками, осмысливая сложную природу взаимоотношений шнурков и дырочек… И не вздумайте подгонять — упрется в землю рогами, и его не сдвинешь уже никак. У него сильный тип нервной системы, но процессы возбуждения и торможения замедлены. Его плюсы — терпеливость, уравновешенность, настойчивость, миролюбие, старательность, надежность, работоспособность. Но и минусы под стать: медлительность, ригидность, упрямство, пассивность. Из-за вялости и безучастности он меньше включен в окружающий мир, чем другие. Ему интересно с самим собой, он с трудом переключает внимание. Поэтому, попадая в среду, требующую гибкости, изменяющихся условий и реагирования, он не поспевает. Для флегматиков вся наша система образования — боль: не чувствуя времени, ребенок может решать один пример весь урок. Золотое правило родителей флегматиков — не торопи.Чтобы раскрыться перед этим миром, им важно первые семь лет жить в своем ритме и темпе. Потому их, как и меланхоликов, нельзя отдавать в школу рано. Что же нужно? Подстраиваться к темпу чада, постепенно наращивая скорость, но не торопить, вгоняя его в стресс, а повторять, причем очень спокойно — флегматик все слышит со второго раза. Важно учить его рационально относиться ко времени, ориентировать не результат, постоянно стимулировать познавательный интерес. Физическая активность не менее важна, в том числе с помощью спорта — индивидуального, а потом и командного. Где есть конкуренция — там он может применить свое упрямство и напор. Чтобы добавить флегматику инициативности, надо давать ему выбор (даже в мелочах), поощрять ролевые игры, требующие взаимодействия. Также важно учить его различать и выражать свои чувства (своим примером, с помощью творчества), иначе чадо вырастет эмоционально плоским, холодным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|