|
"Позвоните своим родителям" или негативные последствия эмоционального разрыва с семьейАвтор статьи: Жохова Екатерина Алексеевна
Понятие эмоционального разрыва было предложено известным американским психотерапевтом, автором теории семейных систем, представителем трансгенерационного подхода в психотерапии Мюрреем Боуэном (1913 – 1990). Он определял эмоциональный разрыв как способ преодоления эмоциональной привязанности к семье своего происхождения, выделяя разные формы и степени его интенсивности. Важно сразу развести понятия сепарации и эмоционального разрыва. Сепарация – это естественный процесс отделения детей от родителей, результатом которого является переход на качественно новый уровень отношений, на уровень партнерских отношений «взрослый - взрослый», где сохраняется оптимальный баланс раздельности и совместности, признается значимость эмоциональной связи между людьми, сохраняется мостик, позволяющий людям демонстрировать друг другу свою открытость и эмоциональную отзывчивость. Эмоциональный разрыв это способ дистанцирования от семьи (физического и/или психологического), доведенный до крайности, механизм защиты от тревоги и напряжения, появляющихся в результате чрезмерного слияния с родителями. Важно, что эмоциональный разрыв сопровождается отрицанием значимости и интенсивности эмоциональной связи с родителями, люди прибегают к разрыву зачастую для того, чтобы подчеркнуть собственную независимость и самостоятельность, наоборот, поддерживая и усиливая эмоциональную зависимость от родителей. В связи с этим вспоминается сказка «Колобок». Песня колобка: «я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и от тебя уйду» очень точно показывает связь: чем более решителен был разрыв с родителями, тем с большей вероятностью эта схема повторится в других значимых отношениях, собственных браках и семьях. Такие люди будут склонны дистанцироваться в ситуации повышенного напряжения. Как было отмечено выше, эмоциональный разрыв – это и есть дистанцирование, в предельном своем выражении. Эмоциональный разрыв с семьей коррелирует с уровнем функционирования личности и ее адаптивными способностями к стрессу. То есть чем интенсивнее разрыв с предыдущими поколениями, тем менее успешным будет функционирование личности в настоящем и тем более низкими окажутся ее адаптивные способности к стрессовым ситуациям. Это выражается в симптомах повышенной тревоги, которые обычно проявляются в физиологической симптоматике, эмоциональной или социальной дисфункции. Данное наблюдение подтверждено не только практически, но и благодаря результатам проведенных исследований. В рамках подхода Мюррея Боуэна можно опираться на данные исследования Юлии Борисовны Гиппенрейтер и Кэтрин Бейкер, где описывается влияние сталинских репрессий 30-х гг. на жизнь последующих поколений (1993-1994). Исследование показало, что потеря вертикальных связей, стирание «памяти» о репрессированных членах семьи отрицательно влияют на жизнь последующих поколений, снижая их уровень функционирования. Напротив, семьи, которые поддерживали связь с репрессированными членами семьи или хранили память о них, обнаруживали более успешное функционирование, по сравнению с первой группой. Под уровнем функционирования личности подразумевается: - базисное функционирование – показатели здоровья, соматические проблемы, психологические симптомы, число браков, разводов и т.д. - социальное функционирование – общая удовлетворенность жизнью, профессией, работой, уровень жизни, обеспеченность едой, жильем, одеждой и т.д. Яркой иллюстрацией эмоционального разрыва с семьей, его форм и последствий служит сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка» Русалочка является младшим ребенком в семье, состоящей из трех поколений: отец, бабушка (мать отца) и шестеро дочерей. Воспитанием детей, в основном, занимается бабушка, отец менее включен в семью. Мать русалочек умерла. Русалочка отличается от других своих сестер замкнутостью, она больше остальных сестер интересуется людьми и просит бабушку рассказывать ей обо всем, что она знает о жизни людей и животных, обитающих на земле. Правилами этой семьи предписывается получение большей автономности Русалочек по достижению ими 15 лет. В 15 лет им разрешается всплывать на поверхность моря и любоваться просторами. Больше всех на поверхность моря тянет младшую сестру. Когда наступает ее очередь, в первый же день она спасает принца с тонущего корабля, что создает эмоциональную привязанность к нему и усиливает ее, в целом, к людям. Узнав от бабушки о том, что люди, в отличие от русалок, после смерти обретают бессмертную душу, Русалочка еще больше мечтает о человеческом облике. Узнав о том, что единственным способом получить бессмертную душу является влюбить в себя человека, младшая сестра плывет к морской ведьме для того, чтобы попросить ноги. В обмен на ноги, она демонстрирует готовность отказаться от многого, и самое главное – соглашается с тем, что обретя человеческий облик, она лишится возможности когда-либо снова стать русалочкой и вернуться во дворец отца, видеть сестер и бабушку. Получив от морской ведьмы указания, она уплывает, не попрощавшись со своими родственниками. Но, несмотря на предпринятые попытки, Русалочке так и не удается стать любимой человеком. Принц женится на принцессе, а Русалочке суждено умереть. Однако, благодаря усилиям своих сестер, у нее появляется возможность сохранить свою жизнь, но она отказывается от этой возможности... Признаки эмоционального разрыва: - отсутствие информации (ее поверхность) о других родственниках Русалочки – дедушки по отцовской линии, о маме и ее ветке. Это очень важный момент, ведь именно количество и доступность информации о своей семье являются главным показателем наличия эмоционального разрыва, а передача информации в поколениях – показателем качества вертикальных связей в семье. - семейная тайна, табуированная тема: часто вертикальную передачу затрудняют нарушенная коммуникация, семейные тайны, табуированные темы. Возможно, в истории Русалочки табуированная тема – это тема смерти мамы. И здесь возникает вопрос: почему именно с Русалочкой, самой младшей из сестер произошла эта история? Мы не знаем, когда умерла мама и как семья горевала, но знаем, что произошло это давно. Вероятно, это является объяснением того, что младшая сестра знала ее меньше, чем остальные русалочки и была наиболее уязвима к разрыву. Таинственность этой темы делает ее все менее доступной для обсуждения и осознания. В этом смысле, неудивительно, что именно тема смерти и бессмертия становится, с одной стороны, очень влекущей Русалочку, а с другой стороны, очень тревожащей и пугающей ее. - внутренняя отчужденность Русалочки от семьи, ее замкнутость и дистанцирование, отсутствие контакта с отцом. Эмоциональный разрыв имеет разные формы проявления: он может быть физическим или психологическим, случиться по причинам внешних обстоятельств, либо достигаться путем внутренних эмоциональных процессов. Здесь мы видим, в первую очередь, внутренний механизм эмоционального разрыва Русалочки с семьей, который в последствии находит выход в физическом, (территориальном) дистанцировании. - резкий и спонтанный уход из семьи без возможности обсуждения своего решения. Это свидетельствует о высокой степени эмоциональной реактивности Русалочки и об отсутствии прямой открытой коммуникации между членами семьи. Почему реактивность? Эмоциональный разрыв и слияние являются взаимосвязанными процессами. Высокая степень слияния и чрезмерно интенсивные эмоциональные отношения между людьми часто приводят к напряжению, тревоге и дискомфорту. В этом смысле эмоциональный разрыв является скорее реакцией, чем осознанным выбором. - готовность разорвать связь с семьей навсегда без возможности ее восстановления, желание стать другой. Многие люди используют эмоциональный разрыв с семьей для обретения автономности и самостоятельности. Внешне этот способ кажется эффективным и привлекательным, но при более внимательном рассмотрении, он оказывается ловушкой, поскольку не приводит человека к желаемому состоянию, а вместо этого возвращает его ровно в ту ситуацию, от которой он стремился уйти, от ситуации чрезмерной зависимости и привязанности к семье. Так же мы помним, что уровень функционирования Русалочки был довольно низок, эмоциональный разрыв сопровождался душевной и физической болью Очень важно сохранять эмоциональные связи с членами семьи и преодолевать эмоциональный разрыв. Передача чувства связи, семейных ценностей, идентичности способно поддерживать жизнь семьи даже в стрессовых условиях. Знание и осознанное использование опыта членов расширенной семьи, открытость и отзывчивость в общении между членами семьи может стать вариантом доступа человека к внутренних семейным ресурсам. Все это позволяет совершать по-настоящему осознанный самостоятельный выбор и нести за него ответственность. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|