|
Разрыв эмоциональных связей, разлука и траур (часть 2)Автор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
В своей книге «Создание и разрушение эмоциональных связей» Джон Боулби сравнивает протекание процессов траура у взрослых и детскую реакцию на разлуку с матерью. В результате он находит определенные сходства между этими двумя явлениями. Он выделяет четыре фазы протекания траура (в контексте данной статьи под «трауром» понимается не только реакция на смерть, но и на сепарацию, депривацию, другую утрату значимого объекта):
Рассмотрим их более подробно.
Оцепенение В таком состоянии внешне человек производит впечатление спокойного, как будто ничего не произошло. Это означает, что внутри он неспособен осознать и принять изменившуюся реальность. При этом опираясь на данные наблюдений за детьми в приютах, Боулби утверждает, что для детей намного сложнее воспринять тот факт, что близкий человек мертв и уже не вернется. Нередко они склонны отрицать факт утраты и сохранять ожидания, что дорогой для них человек вернется, в течение длительного времени. Когда же в результате психотерапии такое осознание все-таки приходило, оцепенение сменялось выражениями гнева и паники. В связи с этим подчеркивается особая важность присутствия заместительной поддерживающей фигуры, как для детей, так и для взрослых. Согласно результатам исследований, в ходе которых было проведено сравнение двух групп вдов: с благоприятным и неблагоприятным состоянием (спустя 12 месяцев после утраты). В наиболее остром состоянии находились женщины, которые были лишены возможности выражать интенсивно свои чувства и от которых окружающие требовали «собраться и взять себя в руки». Фаза острой тоски и поиска Постепенно после утраты ее реальность начинает осознаваться, возникают приступы интенсивного горя, беспокойства, начинается процесс оплакивания. «Поиск» выражается в своеобразной интерпретации любых сигналов, как на подтверждение того, что отсутствующее лицо вернулось. Такие «поиски» могут быть осознанными и неосознанными и выражаться в том, что посторонние звуки принимаются за звуки шагов, это могут быть частые интенсивные посещения могилы, случайные встречи с людьми внешне, похожими на покойного. На этой стадии очень ярко проявляются чувства скорби, а также гнева. Хотя последний считается в нашей культуре неуместным, Боулби ссылается на наблюдения за вдовами, которые подтверждали этот факт. Гнев может быть обращен как на самого покойного, так и на окружающих, врачей и других людей. Поскольку согласно теории привязанности, склонность к созданию эмоциональных связей является инстинктивной потребностью человека, поэтому их разрыв всегда сопровождается гневом и паникой и сепарационной тревогой. Как отмечал еще Фрейд в своей работе «Тотем и табу», «мы будем оставаться безутешными и никогда не найдем замены». В какой-то степени траур никогда не прекращается, только ослабевает. Также Боулби отмечает, что наиболее интенсивно и тяжело переживали траур молодые вдовы и выдвигает гипотезу о том, что степень его силы зависит от силы эмоциональных связей.
Отчаяние и дезорганизация На этой стадии наблюдается ухудшение эмоционального фона, снижается или вовсе исчезает работоспособность, обостряются чувства паники, гнева, отчаяния, покинутости. Также на этом этапе возможно обострение нереальных желаний, иллюзорных фантазий, направленных на возвращение прошлого. В такой ситуации Боулби выделяет в качестве терапевтической задачи не «возвращение к реальности», а присоединение к пациенту и помощь ему в выражении его чувств гнева, бессилия, ужаса, мольбы о спасении. При этом наиболее трудно людям выражать печаль, что связано с тем, что поведение привязанности детей часто подвергается критике в семье. Например, слезы рассматриваются как проявления инфантильности, гнев порицается, за попытки быть с матерью и отцом ребенок может подвергаться критике и осуждению. В итоге во взрослом возрасте человеку очень трудно выражать свои чувства печали и утраты. В итоге происходит своего рода «избегание траура». Подобное явление иллюстрируется описанием поведения маленького мальчика в приюте, которому запрещали плакать, что привело к развитию ритуала надевания воображаемого пальто, что символизировало его ожидание того, что мама приедет и заберет его. Таким образом можно заключить, что главной задачей при терапии траура, а также в любом аналитическом процессе, затрагивающим вопросы эмоциональной сепарации является эмпатическое присоединение к чувствам клиента. Иллюзорные идеи, «магическое мышление», а также его фантазии, наряду с полным спектром чувств является естественным проявлением действия механизма здоровой привязанности, разрыв которой всегда сопровождается сепарационной тревогой и прохождением вышеперечисленных этапов. В свою очередь тем, кто переживают утрату, важно наличие рядом принимающего окружения, в присутствии которого можно беспрепятственно выражать весь спектр чувств.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|