|
Все ли чувства надо выражать?Автор статьи: Даниил Островский
Некоторые психологи и терапевты, некоторые школы и подходы свято несут правило "Все чувства надо выражать". Незыблемость этого утверждения несомненна для огромного числа психологов: невыраженным чувствам приписывают очень печальные последствия, вплоть до раковых опухолей, язвы желудка и псориаза. Любопытно, что многими данный постулат практически не рассматривается как спорный, вызывающий определенные требования и сомнения. А подходы различных школ либо относятся к чувствам с презрением, как к чему-то вторичному, неважному -- либо неадекватно возвеличивают их значимость, делает самоцелью, подводя под место главного руководства к выживанию, действию и, так скажем, бытию. Истина, как обычно, где-то рядом. Действительно, все чувства надо выражать? Давайте для начала разберемся, что значит "выразить чувства". Выразить чувства, а чувство -- это феномен тела, – значит определенным образом проявить их телесно либо вербально. От злости и стыда краснеет лицо, от страха трясутся руки и потеет лоб, от восторга или радости человека смеётся, а если нечаянно стукнуть молотком по пальцу, будет больно -- польются слезы. Примерно так же слезы льются, когда больно душевно: когда уходят близкие, заканчиваются отношения, случается что-то неординарное и так далее. Как видите, такие простые события вызывают эмоции и, желаем мы того или не желаем, мы проявляем чувства. В целом, чувства, если посмотреть на них эволюционно -- ещё одна форма восприятия и появляется с развитием "рептильного", архаичного мозга. "Чувствам" очень много лет, они появились давным-давно и служили дополнительным ориентиром в среде. Зона чувствования в мозгу и зона, ответственная за восприятие запахов морфологически связаны, таким образом, получается, что изначально чувства каким-то макаром взаимодействовали с восприятием запахов: радость, предположим, от запаха самки, отвращение -- от запаха гнилой еды, злость -- из-за вонищи соперника и так далее. Чувства ориентировали животное в пространстве и среде. Посмотрите на наших любимых собак – их эмоциональная палитра очень широка и мы ясно может видеть и грусть, и радость, и счастье, и отвращение, и гнев на "лице" нашего знакомого песика. Но с человеком все не так уж и просто. Как, в принципе, и всегда. Ребенок, по мере того, как его пестят и нянькают эти невыносимые взрослые, начинает, собственно, быть человеком, именовать себя никак иначе как "Я". Не будем останавливаться на этих сложных процессах, потому что сам черт в них ногу сломит, но ребенок благодаря социальным связям с близкими людьми (особенно с матерью, привет, теория привязанности) учится понимать, какие чувств и почему он испытывает. Ему суют в рот этот тошнотворный варёный лук и он чувствует отвращение, заявляя обеспокоенной кормилице, мол, маменька, что за гадость вы мне предлагаете? Делает он это, конечно же смешной гримасой "бяка" и иногда слезами. Так наш благородный дикарь учится понимать себя и других людей, а также сознаёт, что ему по душе, а что нет. Какие-то чувства на всю жизнь останутся "дикарскими", но заимеют новую форму, какие-то эмоции подкинет общество, вроде эйфории от покупки нового Айфона. Тот взрослеющий дикарь, которого мы видели в словах выше -- это пример хорошей настоящей привязанности, которая позволяет адекватно научиться эмоциональной жизни. Но если наши мамапапы были ненадежными, то с эмоциями все идёт наперекосяк. Чувства становятся извращёнными (в буквальном смысле, а не в том, о котором вы подумали ). Травма переводит все с ног на голову и человек вместо одного подлинного чувства, начинает чувствовать другое. Я видел много людей, у которых явно нелады с чувствами. Они очень выделяются на общем фоне. И именно с ними непрошибаемо непрофессиональные психологи вытворяют самую низкую штуку: они поощряют выражение вторичных чувств, принимая их за чистую монету или интенсивно наращивают силу каких-то переживаний. Это, – запомните навсегда, – самый распространенный прием сект, позволяющий удерживать публику на коротком поводке. Представьте, какое горе: жил человек с котлом невыражаемых чувств, а тут добрые дяди и тети позволяют ему выражать все на свете, да ещё и поощряют это, хвалят. "Ух, какая агрессия! Ух, как ты его н***й послал, так держать! Молодец! Отстаиваешь границы!" Так рождаются страдальцы второго порядка: начав этот бесконечный поток бурных переживаний, они отталкивают всех людей вокруг себя, искренне полагая, что делают все правильно и "выражают" эмоции. Естественно оставшись одни, они понимают, какой мир вокруг них плохой, какие у них токсичные коллеги/дети/супруги/родители и "сбегают" в психологическую группу, где их водят за нос и поощряют к "самовыражению", доламывая их жизни, делая зависимыми и одинокими. В психологической среде действительно есть интересный нюанс: очень часто в психологию приходят за ответами на свои собственные, глубоко личные вопросы. Эти вопросы порой очень тяжёлые и очень сложные, эмоционально насыщены. Они связаны со страданиями, которые человек терпел долгое время и – действительно ценный поступок, достойный уважения – захотел их решить, придя в эту сложную, разбросанную и противоречивую науку. Со временем, некоторые люди находят эти ответы, принимают себя и помощь других людей – и начинают помогать другим. Так они передают эту эстафету гуманизма дальше. Но из-за технических нюансов некоторых подходов в психотерапии, может случится совершенно иная ситуация. Человек, имеющий собственные травмы, искажающие восприятие, чувства, мысли, попадая в психологическую среду таких подходов, получает право на законный легалайз этого всего искажённого и травма-производного материала. Мне кажется, это грубая этическая и профессиональная ошибка некоторых психологов - допускать адаптацию к травме и реализацию искажённого травматического материала. Перекладывая на медицинский язык (и да простят мне неведение врачи) -- это как человека, которого когда-то заразили гепатитом, убеждать в собственном здоровье, позволять разбрызгивать свою кровь и мазать ей гигиенические инструменты, поощрять такое поведение и всяко обучать этого человека активной борьбе за право делать это. Но никакого лечения. Никаких пилюль, спасающих печень и жизнь человека. Есть крайне скользкий нюанс, я бы хотел его оговорить заранее: я искренне принимаю и верю в то, что люди делают лучшее, что могут, чтобы выживать и жить. Это действительно так. Каждый из нас стремится к лучшему теми средствами, которые имеет. И обращаясь за помощью, они действительно стремятся улучшить свое положение. Это очень красиво, если честно. Но попадая в очень тщательно сформированную, "профессиональную" среду, они получают желаемый катарсис. Да, это снимает тревогу. Этой заметкой-статьей я хочу привлечь внимание к нескольким феноменам, и, кажется, успешно справился с этим заданием. С чувствами и эмоциями следует быть предельно аккуратным, потому что они не являются чем-то априорным, а модицифируются и изменяются. Действительно ли надо выражать все чувства? Я отвечу так: надо смеяться, когда смешно; делать "буэ", когда отвратительно; плакать, когда грустно; злиться, когда опасно и радоваться, когда чувствуешь запах самки. "Так ты же говоришь, – скажете вы, – что не все чувства надо выражать?" Так и есть. Не все. Только настоящие. С чувствами есть две проблемы: они могут быть вторичными, маскирующими нечто настоящее – и могут быть сильно интенсивными. В первом случае мы видим смех вместо слез, злость вместо слез, радость вместо грусти, страх вместо радости, тревогу вместо скуки; во втором, убийство всего-то эрцгерцога становится причиной для скандала мирового масштаба. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|