История и философия культуры как факторы, определяющие характер спортивной деятельности

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТЬ РАЗВИТИЯ В НЕЙ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Научный руководитель: Проф. Д.Б.Богоявленская                                                        

Москва 2012г


Оглавление

Введение..............................................................................................................3

Глава 1. Исторический аспект проблемы творчества в рамках философии и психологии.................................................................................4

1.1 Различные подходы к пониманию творчества................................9

Глава 2. Возникновение и развитие спорта как культурно-философского феномена на Востоке и Западе...........................................15

2.1 Возникновение и развитие спорта как культурно-философского феномена на Востоке.........................................................................................17

2.2 Возникновение и развитие спорта как культурно-философского феномена на Западе...........................................................................................20

2.3 Различии между западным и восточным спортом.........................23

Глава 3. Становление творческих способностей в боевых искусствах Древнего Востока и Древней Греции...........................................................25

3.1 Развитие творческих способностей в боевых искусствах Востока...............................................................................................................26

3.2 Развитие творческих способностей в боевых искусствах Запада.29

Заключение.......................................................................................................31

Библиография..................................................................................................34


Введение

«Достойный человек не идет по следам других людей» – Конфуций (ок. 551 —  479 до н. э.). «Первое же и главенствующее из божественных благ – это разумение...» – "Законы" Платона (ок. 428 – 348 г. до н.э.). Древние философы-мудрецы, один на Востоке, другой на Западе не имели отношение к науке, как мы ее сейчас понимаем, однако эти мысли живы по сей день, и человечество все дальше шло путем размышления, пока, наконец, знаменитый французский философ, ученый и математик, сказал: «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, следовательно существую» – Рене Декарт (1596 1650).  Декарт – отец рационализма, главный его вклад в философию – это метод научных размышлений.  Только недавно в спорте стали признавать возможность творческой активности. Ранее исследовали творчество в различных видах искусств или в так называемых «художественными» видах спорта, к примеру в художественной гимнастике, фигурном катании и т. д.

Сейчас занятия спортом особенно актуальны. Физическая активность важна, не зависимо от мира изобретений и техники, как важно не только мыслить, осознавать, рефлексировать, но и чувствовать свое тело. Только тогда возможна внутренняя гармония. В бетонных коробках человек зачастую утрачивает связь с природой и с самим собой. Спорт способствует оптимальному функционированию всех систем человеческого организма.  

Суть проблем освоения боевых искусств на Востоке и Западе можно понять лишь в контексте взаимодействия культур. Ключ к различиям кроется в истории и философии культуры и восходит ко временам Древней Греции и Древней Индии.


  • Исторический аспект проблемы творчества в рамках философии и психологии

 «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь». Конфуций.

Хотя закономерности в понимании творческих способностей складывались исторически на протяжении IХХ - ХХ веков, история изучения творческих способностей идет из глубокой древности, и происходит из истории изучения мышления и гениальности.

С древнейших времен вплоть до XIX в. благодаря А. Баумгартену, Г.Гегелю, И.Канту и другим слово «гений» (от лат. genius – дух) в научных трактатах прочно утвердилось как термин.  В античной культуре «гений» - фигура мифологическая, представления о сочетании божественного духа с человеком были основой представлений о гении в обыденном сознании. Им обозначали явления, которые позднее стали называть – «субъектом творческой деятельности».

Термины «талант» и «гений»  стали использоваться практически одновременно. Можно предположить, что появление термина «талант» (от греч. talaton – крупная мера золота) как научного термина было связано с представлениями о возможности измерения степени гениальности. Постепенно слова «талант» и «гений» стали как бы классификациями гениальности, если талантом считалось просто высокая степень развития способностей к определенному виду деятельности, то «гениями» стали называть людей обладающих высшим, максимальным уровнем способностей, расположенный, как бы, над талантом.

Важной особенностью представлений о гении, являлось убеждение, что гениальность проявляется только в искусстве. Термин «созерцательная деятельность разума», который ввел Аристотель, объединяет понятия научного и художественного творчества, подчеркивая связь художественного творчества с интеллектуальной, познавательной деятельностью. По мнению Аристотеля «созерцательная деятельность разума» (научная и художественная) стоит выше любой другой, ибо она родственна божественной.

Хуана Уарте – испанский врач, живший в эпоху Возрождения (XV—XVI века) один из первых попытался глубоко осмыслить проблему одаренности. Он предполагал, что максимальное использование на государственной службе одаренных людей может содействовать возрождению могущества Испанской империи. В качестве основных способностей он выделял фантазию (воображение), память и интеллект.

Его исследование было одним из первых в истории психологии, в котором основной задачей было изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора. Х.Уарте предлагал  открыть у каждого человека его дарование еще в детстве, чтобы в дальнейшем ребенок изучал  ту область знания, которая ему подходит.

В XVI-XVII вв. наука постепенно высвобождается от диктатуры богословия и превращается в самостоятельную отрасль знания. Благодаря открытиям Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера возникло экспериментальное естествознание, как следствие возникла необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии познания.

 Эпоху Возрождения сменил период классицизма (XVII—XIX века), который включает в себя эпоху Просвещения (XVII и XVIII века). В это время причиной разногласия является спор о происхождении художественного таланта (живописного, поэтического и др.), является ли он даром божественным или имеет земное происхождение.

Идея представителей эпохи Просвещения о том, что вообще никакого дара, ни божественного, ни врожденного не существует, противопоставляется утверждению картезианской концепции «врожденных идей» (Г.В. Лейбниц, Р. Декарт и др.). 

Одним из видных представителей эпохи Просвещения был английский философ и педагог Джон Локк. Дж. Локк, а вслед за ним многие его современники и последователи считали, что человеческая душа – «белая бумага, без всяких знаков и идей» и лишь при соприкосновении с материальным миром она приобретает различные навыки,  особенности. Термин «чистая доска» был предложен еще Аристотелем, но в это время он приобрел современное звучание.

Начиная с середины XIX в. начинается принципиально новый этап в исследованиях одаренности, истоки гениальности ищут уже во врожденных (прирожденных) особенностях. С этого времени, эксперимент как метод прочно обосновался в исследованиях человеческой психики. 

Одним из первых начал использовать эмпирический подход в изучении способностей, одаренности, таланта выдающийся английский ученый Ф.Гальтон. Он проводит статистический анализ фактов из биографий представителей английской социальной элиты. Согласно данным исследования, из знаменитых людей каждый десятый, имеет выдающихся родственников. В ходе дальнейшей работы, Гальтон пришел к заключению  о необходимости искусственного поддерживания и совершенствования интеллектуального потенциала в человеческом сообществе.

Ф.Гальтон, пожалуй, впервые говорит о системном характере одаренности. Он характеризовал гениальность как сплав трех важных компонентов – таланта (как высшего проявления ума), характера (как личностных и мотивационных черт) и выносливости (как способность к усердной работе). При этом он полгал, что термины талант и характер полностью определяют понятие гениальность, потому как «они включают всю человеческую духовную природу, насколько мы способны ее понимать» [Га́льтон Ф. Наследственный талант и характер. – 1865.]. В широкое понятие одаренности Гальтон включил наряду с «интеллектуальной силой» такой эмоционально-личностный компонент как приверженность делу. Он предполагает присутствие личностных черт в структуре гениальности, которые обеспечивают реализацию ума. Это как раз та важная составляющая, которую упускают сводя одаренность к высокому уровню умственных способностей.

А начале XX в. период разработки идеи интеллектуальной одаренности стал следующим шагом на пути развития представлений о гениальности. Это связано, прежде всего, с развитием «тестологии», связанной с именем известного французского психолога А.Бине,  а так же развитием психодиагностики и психометрии, которые ведут свою родословную от Ф.Гальтона. Бине предложил концепцию, в которой на ряду со средовыми факторами, значимость которых не оставалась без внимания, предполагалось все же биологически детерминированное развитие интеллекта в онтогенезе. Методики А.Бине строились на представлениях о когнитивной сложности интеллекта. Учитывались не только сформированнось определенных познавательных функций, но и уровень социального опыта (знание значения слов, способности к моральным оценкам и т.д.). Он стремился выявить общие способности к познавательной деятельности, однако, при этом практически все задания, были ориентированы только на выявление – умственных способностей. У последователей А.Бине (Л.Термен, 1916; Р.Мейли, 1928; Дж.Равен и Л.Перлоуз, 1936; Р.Амтхауэр, 1953 и др.) так же тестовые задания, направленные на определение «коэффициента интеллекта», так и остались конвергентными.

Не смотря на то, что А.Бине одним из первых заговорил о разработке серии обучающих процедур, которые могли бы повысить качество функционирования интеллекта, создать  систему его целенаправленного развития, большинство его последователей приняли концепцию фиксированного интеллекта.

А.Бине ввел в обиход так же понятия «умственный возраст» и «хронологический возраст», их несовпадение квалифицировалось, согласно В.Штерну, от одаренности до умственной отсталости.

С именем В.Штерна связан целый этап в понимании и измерении одаренности, он считал, что понятие умственной одаренности нужно оградить от эмоциональных и волевых свойств индивида. Умственной одаренности в его концепции отводится свое место даже среди интеллектуальных функций. Далее в психологии десятилетиями одаренность cводили к измерению коэффициента IQ. Однако ученые и работники образования подвергли критике сторонников традиционной тестологии. Одним из первых был подвергнут сомнению тезис о фиксированности интеллекта.

Функциональный подход к одаренности  появляется на рубеже XIX – XX в.в. в рамках ассоциативной психологии. А.Бен, В.Вундт, Д.Милль, Г. Спенсер, Т.Циген и др. полагали, что душе присущи три основных свойства: чувствование, воля, мышление. Мышление они рассматривали как интеллект или мыслительную силу духа.

Познавательным процессам (функциям) в ассоциативной психологии отводилось большое место. К ним помимо мышления относили так же внимание, память, восприятие и др. Стали разрабатывать методики для измерения индивидуальных различий с целью выделения одаренных детей.

Несмотря на ряд значительных достижений в области проблемы творчества, на полную противоречий, длинную историю и предысторию в изучении этой проблемы, и в ХIХ веке еще нет абсолютной согласованности по данному вопросу.


1.1 Различные подходы к пониманию творчества

На сегодняшний день можно выделить два наиболее распространенных подхода в понимании творческих способностей. 

  • В Тестологической парадигме, где вектор развития направлен вширь, а дивергентное мышление как фактор креативности представлено по принципу «больше-меньше».
  • В Процессуально-деятельностной парадигме, где выделяется единица анализа творчества как результат развития процесса познания вглубь, как «взрывание слоев сущего» (Рубинштейн С.Л.).

Первый подход господствовал в течение первого столетия молодой науки. В нем творческие способности рассматривались как максимальный уровень развития способностей, что подкреплялось механистической традицией, количественных различий.

Психология, подобно естественной науке, в своих первых шагах искала объяснение сложных явлений через материальный носитель. Учение З. Фрейда о психодинамике впервые в психологии объясняет свойства организма как свойства энергетической системы. В основанной им энергетической модели творческий способностей, З. Фрейд, ввел понятие «психической энергии» как материального носителя, с помощью которого возможно количественное измерение творческого потенциала. Фрейд переводит физиологические термины в психологические, что позволяет объяснить такие характеристики поведения как спонтанность и настойчивость. В свое время эта модель отвечала на вопрос индивидуальности и бессистемности проявления творческих способностей. Энергетическая модель закрепила потребность количественного измерения и определила представление о творческих способностях как о максимальном выражении способностей.

Лазурский А.Ф., описывая критерий классификации уровней личности, брал за основу количество нервно – психической энергии и степень активности человека. Всего уровней три:

  • низший психический уровень, недостаточная приспособленность к внешней среде мешает человеку проявить себя, слабая психика малоодаренного человека;
  • средний уровень, хорошая приспосабливаемость, индивид на своем месте в этом мире;
  • высший психический уровень, следование своим влечениям и потребностям, через творчество индивид переделывает внешнюю среду под себя. Таланты и гении относятся к высшему психическому уровню, они не приспосабливаются к обществу, они обладают инициативой, выдвигают новые идеи к которым общество должно приспосабливаться.

Последней школой в рамках первого направления является школа возглавляемая С.Л.Рубинштейном (1922 г.). Школой Рубинштейна развивалось понимание мышления как процесса в рамках процессуально-деятельностной парадигмы, им развиваемой. До сегодняшнего дня в достижения этой школы рассматриваются как последнее слово в Психологии мышления. 

Однако, со временем было доказано, что творческая отдача человека и показатели умственных способностей не всегда коррелируют.  Подход, в рамках которого творческие способности сводились только к интеллекту, не смог удовлетворить социальный заказ на выявление людей с высоким творческим потенциалом, Кризис был связан с тем, что  «на пути отождествления целого с  элементами, проблема не решается, а просто обходится».

В 50-е годы назрело стремление выделить специфическую способность к творчеству, не сводящуюся лишь  к интеллекту. Указанная тенденция воплотилась во втором подходе, в методологии Дж. Гилфорда. Согласно новому подходу факторы творческих способностей существуют самостоятельно, параллельно другим интеллектуальным факторам и имеют свою локализацию (факторы дивергентного мышления). Гилфорд выделил отдельные коэффициент креативности "Cr" коофициэнт "IQ". Понимание природы творческих способностей перешло к прямому их противопоставлению с интеллектом.

Подлинной целью Гилфорда было более полное построение мультифакторной структуры интеллекта. То, что не фиксируют, по его мнению, тесты IQ должно было быть восполнено  факторами креативности. Таким образом, факторы креативности входят в единую структуру интеллекта, являются ее частью, но не влияют на общий характер интеллекта. В структуре Гилфорда все факторы независимые способности. Это создает объективную возможность их рассмотрения в тестах «интеллекта» и специальных тестах «креативности» как отдельные показатели. Дж. П. Гилфорд пишет, что креативные способности определяют, до какой степени индивид может проявить креативное поведение. «Креативная личность – это вопрос тех паттернов черт, которые характерны для креативных людей. Креативный паттерн проявляется в креативном поведении, которое включает такие действия, как изобретение, проектирование, сочинение и планирование. Люди, демонстрирующие эти типы поведения в какой-то степени, признаются  креативными» (4.С. 444). Гилфорд отмечает, что при определении личности предпочтительнее операциональный тип исследования.

Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 

1) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость — способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

3) образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Позднее Дж. Гилфорд упоминает шесть основных параметра креативности:

  • способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;
  • оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

По данным психогенетических исследований Гилфорда креативность в большей степени, нежели интеллект, определена влиянием окружающей среды. Креативность как дивергентное мышление стало рассматриваться в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению. Благодаря Дж. Гилфорду понятие креативности как творческой активности стало популярным. Он указал на принципиальное различие между конвергентным мышлением и дивергентным мышлением. Примененный Дж.Гилфордом термин «дивергентность» стал синонимом креативного мышления. Однако в его понимании «дивергентности», как метод далеких ассоциаций, не совпадает по содержанию с дивергентностью как механизмом эволюции, обеспечивающим порождение нового через механизм бифуркации. Поэтому оно не гарантирует, а создает лишь некоторую вероятность получения нового знания.

Богоявленская Д. Б. пишет, что тип тестирования, разработанный Гилфордом, может определять гибкость и другие черты личности, но не может ни объяснить, ни определить  «креативные обещания».   Сведение креативности к операциям исключает саму креативность.

Третий подход к пониманию творчества Д. Б. Богоявленской разработан в процессуально деятельной парадигме. В сознании человека, как в обыденном понимании, так и в научной литературе, очень прочно закрепилось понимание творчества как создание чего – то нового. Но, определяя продукт творчества как творчество, не изучается его процессуальная сторона. Определяя творчество только по результату, получается, что нет процесса творчества, есть только результат. Абсолютно игнорируется природа творчества – Богоявленская Д.Б. [Психология творческих способностей: Монография.– С.: Изд. Федоров. 2009.]. Б. Пастернак писал о творчестве поразительно точно: «Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех».

Размытое определение творчества в современном мире приводит к делению профессий на творческие и не творческие. Определение творческой профессии сейчас таково, что мы как бы подразумеваем проявление в ней творческих способностей, однако этого может и не случиться. К творческой профессии может принадлежать и ремесленник.

На самом же деле, активность личности может быть, как направленной на достижение социально обусловленной цели, так и внутренне инициативной, творческой. И снова хочется привести слова Б. Пастернака:

«Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись».

У творческой личности результат активности всегда шире заданной цели. Интеллектуальная инициатива – это продолжение мыслительной деятельности за пределами заданной задачи. Интеллектуальная инициатива в третьем подходе выступает в качестве единицы анализа творчества.

В концепции Богоявленской выделены три уровня интеллектуальной инициативы.

Первый уровень стимульно – продуктивный, он направлен на достижение поставленной цели, успеха. Люди этого типа могут достигать хороших результатов и предлагать оригинальные идеи, но их активность не выходит за рамки заданной извне задачи.

Второй уровень – эвристический. На этом уровне человек выходит за рамки заданной задачи, его активность всегда шире той, что требуется для его успеха. Уже имея способ решения, человек продолжает анализировать задачу, сопоставлять ряд задач и находит новые закономерности.

Третий, высший уровень интеллектуальной активности – креативный. На этом уровне субъект не только выходит за пределы заданной задачи и выводит новые закономерности. Для креативного человека новые закономерности, их анализ вырастает в новую задачу, которую он ставит и решает уже самостоятельно. Найденные закономерности подвергаются анализу и доказательству. «В ситуации нестимулированной продуктивной деятельности и кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, чего не видят другие, что и определяет ее творческий статус» (Богоявленская, 2009). Ученый этого уровня интеллектуальной активности, на основании найденных фактов и закономерностей, ставит новую проблему и строит теорию, решающую эту проблему. Для креативного уровня интеллектуальной активности характерны теоретические открытия.


  • Истоки формирования философии и спорта как культурного феномена на Востоке и Западе

Формирование древних видов спорта – это в первую очередь воинское искусство того времени, оно было важной составляющей культуры, наполненной бесконечные войнами. Эти войны безусловно отразились на сознании человека того времени, его религиозных и этических установках.

Единоборства не возникли отдельно от философии и культуры. Изучая истоки философии древнего мира можно лучше понять различии и общие тенденции свойственные тому времени. Мифология всегда отражала тенденции человеческого сознания, культуры, как истока развития социального и личностного в человеке.

Боги Древнего Востока выглядят устрашающе непонятно для западного человека, однако на Востоке знали, что таким чудовищным видом они отгоняют злых духов. Тем не менее, подобные проявления этих богов не могут быть переведены на человеческий язык, они отражают особое представление о мире как непостижимом для человека. Философия на Востоке говорит о покорности обстоятельствам и правителям, об услужливости и почтении. В первую очередь о мудрости. О гибкости, сравнивая человека-война со стеблем молодого бамбука, который может гнуться до земли не ломаясь – напротив, чем ниже он сгибается, тем сильнее будет его движение вверх, тем легче он одолеет соперника.

Если восточная философия больше напоминает женщину, то в Древней Греции явно превалировало мужское начало. Если на Востоке отдавалось предпочтение медитации, бесстрастию и внутренней сосредоточенности как залогу победы, то на Западе бесспорно превалировал ум. Боги греков в отношениях между собой отражают человеческие отношения и характеры, даже человеческие слабости. Таким образом греки были уверены, что они похожи на богов. Эта особенность, не раз критиковалась в греческой мысли, позднее, в христианстве, она характеризует видение высшей силы, высшего разума как понятного человеку, и познаваемого человеком.

Греческая культура впервые представила мир как сущностно познаваемый и предложила человеку возможность сомнения и «это искусство сомнения восхитило тысячи людей» [Монолог Галилея из пьесы Брехта "Жизнь Галилея"]. Для человека способного сомневаться недостаточно принадлежать к сословию, философской школе  или боевому клану, у него уже существует необходимость личностной ориентировки в мире и личного религиозного действия.


2.1 Истоки формирования философии и спорта как культурного феномена на Востоке

На древнем Востоке воинские искусства не существовали отдельно, но сливаясь с религией и философскими течениями, образовывали нечто целостное. На Востоке издревле господствовали деспотичные режимы, и люди совместно трудились на огромных плантациях. Общественный идеал на Востоке – постоянство, покорность, услужливость.

В Древней Индии население делилось на сословия – касты, внутри каст преобладал коллективизм, сплоченность. Ценилось почитание древней мудрости и традиций, преобладало стремление к абсолютной координации разума, тела и энергии через йогу, медитацию, боевые техники. Сила и красота духа, как исток душевных и физических сил были основной целью. Умение управлять своим телом, совершенствование физической силы являли собой как бы следствие достижения гармонии тела и духа.

Первые философские идеи Индии появляются с возникновением вед, как особого вида священных религиозных текстов. Ведическая философская традиция сформировалась примерно в третьем веке до н.э. Далее школы стали делиться на теистические, т. е. признававшие веды (astika) и атеистические, т. е. не признававшие веды (nastika). Школа йоги строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, однако они не отрицают авторитета вед, напротив, считают, что веды отражают то, к чему они пришли самостоятельно. Так было и с школами санкхьи, ньяйи и вайшешики. К атеистическим относятся такие как: чарвака, буддийская, джаинская.

Индийскую философию часто упрекают в том, что ее теории носят скорее догматический, чем критический характер, основываются скорее на авторитете, чем на самостоятельном рассмотрении. Однако такое обвинение несправедливо по отношению к большинству индийских систем, которые,  как и на Западе, основываются на методе свободных рассуждениях.

Древняя Индия обладала искусством ритуально – оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. Из Индии к нам пришли первые упоминание об удушающих приемах, точечных ударах и пр. В Древней Индии они служили элементом медитации, то есть средством психологической настройки в экспериментальных условиях, в которых тренировались индийские войны. Тренировка происходила на грани возможностей, на краю обрыва, в густой чаще и т. д. Такие места выбирались специально, чтобы развить координацию движений, остроту слуха, зрения, ощущение пространства и т. д..

Из Индии боевые практики распространялись с помощью буддийских монахов в Тибет, Китай и далее по всему Востоку. Отсюда взяли свои корни нинзя, ямабуси и другие разновидности боевых практик, произошли многие системы и школы, такие как «Шоу – Дао».

Становление философской мысли в Китае связано с двумя наиболее известными философами, Конфуцием и Лао-Цзы, созданные ими школы, даосизм и конфуцианство, до сих пор сохраняют пор своё влияние. На восточную систему ценностей повлияли так же философы Мэн – Цзы, Чжуан – Цзы с 770 по 221 век до н.э., далее, с 1 века н.э., буддизм

Индииц Бодхидрахма принес буддизм из Индии. Он основал в Китае Шаолинский монастырь где начал обучать монахов Чан – буддизму, помимо физических упражнений основанного на психической тренировке и саморегуляции. Здесь и возник термин «усен» – монах-боец. Психическая тренировка имела большое значение, ей уделялось достаточно времени, существовали определенные упражнения, например, внешне нужно было уметь демонстрировать ярость, а внутренне сохранять спокойствие.  Из сплава народного китайского боевого искусства и боевых практик Индии появилось УШУ (общая боевая система Китая). До появления УШУ спортивная и боевая подготовка в Китае была похожа на греческую (состязания на колесницах, стрельба из лука, охота, метание копья и рукопашный бой), но ее уровень был значительно слабее чем в Греции.

В Китае к середине первого тысячелетия нашей эры четко обозначилось деление эзотерических воинских искусств на две ветви: даосскую и буддийскую. В рамках каждого из двух направлений классических восточных единоборств  – даосского («внутреннего») направления и буддийского («внешнего») существуют исторически сложившиеся большие школы типа Тайцзы-цуань или Шаолинь-сыцюань. Внутри большой школы действуют малые школы, в пределах которых периодически возникают новые авторские стили.

В целом, традиция боевых искусств Востока характеризуется способностью к быстрому переключению, восстановлению физического и психического равновесия, которым обладают мастера боевых искусств.

Довольно много проблем в современной культуре восточных единоборств возникло за счет взаимодействия с западным спортом, особенно профессиональным. Они усугубляются и некоторыми особенностями западного мышления, и фрагментарным воспроизведением древних видов боевых искусств.  Сейчас восточные единоборства приобретают либо игровой характер, либо чисто спортивный. Спорт, как часть западной культуры, превращает восточные единоборства в зрелищные шоу, которые так же далеки от культуры Востока, как, скажем, бои гладиаторов.


2.2 Истоки формирования философии и спорта как культурного феномена на Западе

«Один для меня – десять тысяч, если он наилучший» – Гераклит (544—483 гг. до н. э) древнегреческий философ-досократик.

В период возникновения греческой философии существовали пирамиды и геометрия Египта, зиккураты и астрономия Вавилона, финикийцы, поражающие воображение своими мореходными навыками. Хотя многие исследователи пишут о связи и заимствовании некоторых философских идей (идея о переселение душ) [Царева Г. Учение метемпсихоза // Переселение душ. Сборник. - М., 1994. ] и достижений греческой науки (геометрия и пр.) из таких древних интеллектуально мощных цивилизаций в бассейне Средиземноморья как Египет, Вавилон, а так же и стран Востока, считается, что основы западной науки были заложены сравнительно молодой греческой нацией.

В Древней Греции из-за труднодоступности островов в борьбе за благоденствие сформировались небольшие самостоятельные общины. Демографическое положение способствовало тому, что в государстве формировалась соревновательный дух, стремление к индивидуальности, независимости, свободе и высшим достижениям в разных областях. В греческих городах-полисах появился такой тип правления как демократия. В 5 веке до н.э во время деятельности и правления знаменитого государственного деятеля Перикла демократия достигла своего наивысшего расцвета в Древнегреческой культуре. С именем Перикла связана классическая эпоха в истории Древней Греции с расцветом архитектуры, спорта и пр.

В Греции видно влияние таких философов как Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие, они оставили глубокий след в эллинской культуре. По сути дела, в греческой философии человек становится субъектом мышления, осознавая свою самостоятельность и ценность, личность уже выделяет себя из космоса. Отстаивая возможность собственного действия и собственного рассуждения, человек покидает круг бесконечного повторения традиционных образцов этнического или социального поведения.

Греческая философия неразрывно переплетается с физическим совершенством. «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы» - Сократ (ок. 470 — 399 до н.э.). Древняя Греция олицетворяет собой культ человеческого тела. Но кроме развитого, красивого, гармоничного тела, ценилось хорошее образование, владение изящными искусствами и знание философии. Воспевалась красота тела, чувственность, так же как дух воина и образованность. Ценилась индивидуальность личности, достижений. Соревнуясь в ловкости, силе, смелости греки демонстрировали свое превосходство.

В системе педагогики древние греки не отделяли систему физического воспитания от системы умственного и духовного образования, которое направлялось на достижение физического и духовного совершенства. Физическая культура переплеталась с гражданским, религиозным, образовательным, социальным, и моральным началами в образовании. В Афинах – культурном центре Греции, в первую очередь реализовывалась идея «калакагатии» – гармонического развития личности.

Слово гимнастика произошло от греческого слова гимнос — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). Калогория – греческий физический идеал, канон красоты, «калос» (гр. красивый) – непобедимая мужская сила. Настоящий мужчина в Элладе – атлет и поэт-мыслитель.

Физические занятия делились на орхестрику и палестрику. Орхестрика, которая в свое время сформировалась из ритуальных танцев, входила в состав гимнастики. Она носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. Палестрика – упражнения, выполняемые в палестре: тренировочном зале или площадке. Палестрика получила наибольшую известность, она включала в себя упражнения состязательно-спортивного характера. Большая часть военно-прикладных видов спорта, которые входили в палестрику, представляли собой различные виды единоборств,  включая пятиборье, (с бегом, прыжками, борьбой, метанием диска и копья), панкратион и кулачные бои. Борьба была значительной частью системы физического воспитания. Иногда, в ходе борьбы имитировались некоторые экстремальные условия. Тренировочный процесс был систематизирован по времени и количеству нагрузки, поочередно тренировались различные группы мышц. По мере роста и взросления юношей физические нагрузки увеличивались [Гик. Е., Гупало Е. Популярная история спорта. - Академия, 2007].

С приходом к власти римлян отношение к спорту стало меняться. В Элладе спорт приравнивался к искусству, ценилось гармоничное развитие человека, как его тела, так и ума, чувства красоты. Эллины ценили спокойствие у своих атлетов, называя его «даром и свойством богов, отсутствующим у простых смертных» [И.А. Ефремов. Тайс Афинская.– М.: Эксмо, 2008]. В Риме это боевое искусство превратилось в кровавые развлекательные зрелища. Если в Древней Греции в играх участвовали свободные жители, чтобы показать свою силу, красоту, умение владеть своим телом и оружием, то в Римской империи устраивались бои гладиаторов, набранных из рабов и вынужденных драться и убивать. Знатное сословие было лениво, невоздержанно в еде и смотрело на происходящее со стороны, получая необходимые им эмоции, чтобы заполнить пустоту собственной жизни. Стоит задуматься по стопам какой культуры идет современный спорт высших достижений.

2.3 Сходства и различии между западным и восточным спортом

«Кто поднялся на цыпочки, тот не сможет долго стоять. Кто делает большие шаги, тот не сможет долго идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, тот не достигнет успеха. Кто сам себя возвышает, тот не сможет стать старшим среди других. Если исходить из Дао, то все это называется лишним желанием и бесполезным поведением» – Лао Цзы (древнекитайский философ VI—V веков до н. э.).

На Западе ценилась сила, на Востоке слабость как внутреннее волевое действие. На Западе ставили во главу тело, на Востоке дух, но при существенных различиях, стремление к спокойствию, гармонии, совершенствованию душевных и физических качеств объединяли западную и восточную культуры древности. С приходом римлян ситуация на Западе стала меняться и с тех пор эта культура все дальше уходит от своих истоков, все глубже становиться разрыв между Западом и Востоком.

Одна из важных особенностей западноевропейской философии и культуры – индивидуализация. На Западе каждый полководец, каждый период культуры были по-своему уникальны, даже противоречивы, имели свою историю. Восточный полководец, в отличие от знаменитых полководцев античной и средневековой Европы, предстает перед нами как воин-мудрец. На Востоке преемственность знаний и культурных традиций имеет огромную, если не главенствующую роль, великие мудрецы прошлого почитаются за познание непреходящих универсальных истин. Почитание древней мудрости и, в тоже время, принцип гибкости лежит в основе культурной традиции Востока.

            Отличие западного спорта от восточных единоборств:

  • боевые искусства на Востоке и Западе возникли под влиянием различных философских систем, различного представления о мире и месте человека в этом мире;
  • если в западном спорте акцент поставлен на достижения и соревнования, то на Востоке войны скорее совершенствуются, чем соревнуются, там нет спортивных состязаний и пр.;
  • восточные единоборства отличаются меньшей предопределенностью движений;
  • в восточных единоборств очень многое построено на подражании животным и природным явлениям, на западе воспевался сам человек.

          Конечно, здесь речь идет о боевых искусствах древности. Например современное спортивное УШУ – это упрощенная версия того древнего боевого искусства, которое и сейчас сохранилось на родине. Из него убрали духовную основу, медитативные и другие способы психической и физической саморегуляции, убрали идею и философию. Из практических наблюдений видно, что современное европезированное УШУ уступает в поединке боксу, зародившемуся в Греции.


  • Становление творческих способностей в боевых искусствах Древнего Востока и Древней Греции

          При занятиях спортом, человек сначала овладевает некоторыми основами физической подготовки, после чего уже может творчески подходить к процессу тренировок и своих достижений. Это можно сравнить с периодом, когда ребенок начинает ходить, сначала ему помогают, он делает один шаг, потом другой и постепенно, когда он уже может хорошо управлять своим телом, переходит на новый уровень возможностей. При обучении двигательным действиям необходимо учитывать общие особенности развития психических процессов, так как совершенствуется восприятие вообще.

3.1 Развитие творческих способностей в боевых искусствах востока

«Хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости» (Ле – цзы 4 – 5 вв. до н. э.). Восточные единоборства – это уникальная культура, в которой боевая практика возвышена и преображена до уровня искусства. Благодаря тесному переплетению «боевых» искусств с «мирными», даже непосвященный человек сразу чувствует на Востоке эстетическое начало. «Оно подобно неповторимому вкусу морской воды, несводимому к вкусу соли или воды в отдельности» [Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах востока.– М.: Мол. гвардия, 1990].

«Хранители секретов воинского искусства – выдающиеся полководцы, воины – мудрецы, мастера – становились одновременно носителями глубинных знаний о мире» [Фомин В.П., Линдер И.Б.1990].

. Культурное знание на востоке имело своей целью переростание сущности человека, его профессиональных границ и выход к некоему высшему знанию, высшему закону, которому подчинялось все сущее. От простой воинской подготовки, Кэмпо [наиболее точное общее название восточных боевых искусств, происшедшее из японского языка] возвышалось до пути познания мира, самопознания и совершенствования человека.

Одна из важных особенностей боевых искусств востока состоит в совмещении одухотворенной красоты и гармонии с суровой реальностью боевых действий. Возможно, как раз это возвышает воинскую подготовку до искусства, которое определяет путь человека.

Выражение эстетического в боевых искусствах проявляется в огромном диапазоне, от почти театральных действий до ситуаций пограничных между жизнью и смертью. В крайних точках этого диапазона оказываются столь различные явления, что их глубинное сходство порой даже трудно предположить.

Связь боевых искусств с традиционной музыкой заслуживает особого внимания. Музыка составляла неотъемлемую сторону психологической подготовки бойцов, привнося с собой эстетику в повседневные утомительные тренировки. «Чувство ритма, столь необходимое в воинских искусствах, роднит их с музыкой. Да и весь процесс изучения кэмпо, от азов до вершин похож на занятия музыкой» [Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. – М.: Наука, 1992]. Вначале заучиваются ноты, потом разыгрываются скучные гаммы, от них следует переход к этюдам и пьесам, которые постепенно усложняются и обретают все больше объема и красоты. Наиболее одаренные мастера творят симфонии подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа а едином ритме вселенной. Так возникают новые стили.

Среди авторов и основатель современного айкидо Морихей Уешиба, обучавшийся у многих мастеров в поиске нового стиля борьбы, и реформатор современного карате Масутацу Ояма, который аналогичным образом создал новый контактный стиль, синтезировав движения разных национальных видов борьбы и многих школ.

В «боевых танцах» (ката) используются танцевальные и хореографические элементы. Пластические формы катов легко вошли и усвоились в современных балетных постановках и эстрадных шоу. Акробатические элементы боевых искусств проникли в динамичные современные танцы.

Известно, что йога была адаптирована К. С. Станиславским и легла в основу уникальной школы актерского мастерства, а театр Б. Брехта по-своему реконструировал психотехнические принципы традиционного китайского сценического искусства.

Традиция боевых искусств, как и искусство икебаны, знаменитые японские сады камней  и т. д. имеет тоже эстетическое начало. В культуре – через символические условности ритуала и традиционные каноны искусства, в природе – через подражание живым существам, стихиям и другим природным явлениям.

Эстетизация природы через каноны искусства как бы вплетена в кемпо. Подражание стихиям и явлениям природы пронизывают всю методику обучения. «Все методы и приемы маскировки нинзя основывались на даосском принципе соответствия пяти природным стихиям – дереву, огню, земле, металлу, воде» [Тарас А.Е. Воины – тени: Нинзя и нинзюцу. – Мн.: Харвест, 1999]. Взяв за основу подражание зверям, птицам, пресмыкающимся, насекомым в ушу сложились целые «звериные» стили. Ассоциация с водой способствует развитию текучести движений в технике мягких блоков, уходов и уклонений. В плавных скользящих перемещениях, где касание земли лишь снимает пылинки с почвы, слышится шум леса. В силовых дыхательных упражнениях имитируется одновременно рев тигра и шипение змеи. «Подражание прекрасной природе, ее естественной гармонии развивало у воина способность концентрированно переживать соответствующие эмоционально – энергетические состояния. В итоге мастерство превращалось не только в культурный, но и в «природный» феномен, сияющий взаимоотраженной красотой» [Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах востока.– М.: Мол. гвардия, 1990].


3.2 Развитие творческих способностей в боевых искусствах Запада

«Мужчины, теряя поэтическую силу, делаются похожими на пифагорейских считальщиков или на мстительные и расчетливые божества сирийских и западных народов. Они считают свои заслуги и грехи как деньги, расплачиваясь с божеством, и вместо очищения получают роковое чувство вины и бессилия» [И.А. Ефремов. Тайс Афинская]. Греки стремились к гармонии чувственности, духовности и ума. Красоту, гармоничность пропорций воспевали в поэзии, скульптуре. Этим они схожи с восточной культурной традицией, где многие знаменитые китайские и японские поэты, художники были хорошими войнами, а наиболее известные представители военного сословия вошли в историю также как каллиграфы, поэты, мастера чайной церемонии. Недаром самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскую, где на первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была нутурфилософия или философия природы.

Крит был едва ли не главным центром, в котором формировались воинственные танцы греков. Например «геранос» (журавль) – один из таких танцев привезенных с Крита. В стремлении к гармонии, единению с природой снова можно увидеть связь с Востоком, там журавль или цапля – любимый «образ» звериных стилей боевых искусств. Так же как и на Востоке, в Греции движения этого танца являли собой подражание птице, нужно то подниматься «на цыпочки», то склоняться к земле, он так же связан с резкостью движений и ударов на разных уровнях, но с предельной дистанции. Для греков быстрота и точность так же характерна, как гибкость и сила, которую отождествляли с образом змеи. Связь этих двух параметров намечалась еще в эгейские времена.

Поскольку греческая философия рассматривала человеческое тело как храм ума и души, физическое воспитание должно было способствовать здоровью, физическому и умственному, развитию интеллектуальной и духовной сферы [Суриков И. Древняя Греция: история и культура. - М.: Астрель, 2005]. Платон, Аристотель, Гомер и многие другие известные личности того времени считали физическое воспитание способом укрепления организма и ума.

Собираясь в гимназиях, мужчины Древней Греции не только занимались спортом, но также обсуждали искусство, литературу и философию. Соединяя физические упражнения с интеллектуальными заданиями, они стремились найти равновесие между умом и физической силой.

По сути орхестрика – это овладение культурой движения, восприятия звука, ритма и т.д. Имея выход на подвижные игры, танцы (в том числе и боевые), акробатику, искусство пантомимы, она оказывает сильное влияние на греческий театр.

Как и все искусство, боевое или спортивное искусство Д. Г. отличалось: гармонией, уравновешенностью, упорядоченностью. Как в живописи и архитектуре, в спортивных состязаниях ценились красота форм, целостность, гармоничность движения. Демонстрируя силу, красоту, точность, в движениях не было места суетливости. Несмотря на скорость, они исполнялись четко, с достоинством и благородством человека, гармонично вписывающего себя в пространство неба и земли. Физическое совершенство неоспоримо было искусством, где человек ваял себя словно скульптуру, являясь сам по себе произведением искусства.


Заключение

          Горе человеку, который не пустит стрелы желания своего выше человека и тетива лука его разучится дрожать – Фридрих Ницше (1844 – 1900). Мы сейчас живем во времена прогресса, высоких технологий и высоких достижений, в том числе в спорте, мы как бы запускаем стрелу в небо, собираясь все постичь и сомневаясь во всем. И все равно нас тянет на Восток, будто нас манит тайна Востока, поныне не разгаданная. Может быть это тайна единения человеческого тела и духа, человека и космоса, человека и природы, человека с самими собой в конце концов. «Неведомая ширь земного шара притягивает к себе. Взоры обращаются к Азии и Африке, к древним колыбелям культуры. Обратное движение с Запада на Восток, по-видимому, является внутренно неизбежной диалектикой европейской культуры» [Бердяев Н. Судьба России. (Опыты по психологии войны и национальности). М., 1990].

          Если обратиться к истории, мы видим, что древние греки, так же как и восточные народы, искали гармонию между умом и физической силой, соединяя физические упражнения с интеллектуальными заданиями, но в Римской империи, к сожалению, то искусство физического совершенства, к которому стремились греки, постепенно превратилось в кровавые зрелища для развлечения горожан. Вместо того, чтобы демонстрировать собственную силу и ловкость, они приходили смотреть на бои гладиаторов. Простолюдинам их подсовывали вместо свободы, для укрепления власти римлян, а знатные горожане гораздо больше внимания уделяли пиршествам, культ еды в то время поражает воображение. Они были крайне не воздержаны во всем, и приходили в Колизей получить хоть какие-то эмоции. Потому бои старались делать как можно более зрелищными.

          С возникновением Римской империи постепенно возникает барьер в становлении, раскрытии и реализации творческих способностей в спортивной деятельности. Современный Спорт высоких достижений, несомненно берет свое начало в Риме, и не случайно у нас до сих пор не вставал вопрос исследования творческих способностей у спортсменов. Все конечно помнят советскую поговорку: «В здоровом теле здоровый дух» или  же крылатое латинское выражение «Mens sana in corpore sano», правда оно вырвано из контекста и в белее полном варианте эти строки звучат так:

«Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, -
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала»

[Децим Юний Ювенал – римский поэт-сатирик (ок. 60— ок. 127). Сатира Х]

          Предположительно, Ювенал за основу первой строчки взял известную в Древнем Риме поговорку: «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление». Таким образом, изначально говориться о стремлении к гармоничному развитию души и тела человека.

          Эта фраза Ювенала стала известна благодаря тому, что ее повторили английский философ Джон Локк (1632—1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778). И хотя авторы толковали выражение согласно изначально вложенному содержанию, оно дошло до нас с противоположным смыслом.

          То, что утратили со временем древние греки и римляне, а вместе с ними и западный спорт отчасти, все еще живо на Востоке. На Востоке спорт – это не просто изматывающие тренировки пять или семь дней в неделю, это жизненный путь – путь воина. Человек не мыслит себя иначе, как в процессе этого пути, который включает в себя различные аспекты жизни, разносторонние тренинги и пр. Возможно Гальтон именно это назвал «приверженностью делу», которая обязательно сопутствует одаренности. Если подумать, вся жизнь современного спортсмена, насквозь пропитана  стремлением превзойти, но не самого себя или человеческое естество, как у Ницше, а превзойти другого (человека, противника). В этом нет свободы и силы духа, скорее раболепное служение результату, как критерию победы, которая достигается часто ценой здоровья, как физического, так и психического. Безусловно, среди современных спортсменов есть и те, кто поглощен своей деятельностью, хочется лишь указать на тенденции, которые сложились не случайно, тенденции у которых есть история.

          В боевых искусствах Востока важен исторический диалог веков, живая связь многих поколений выдающихся мыслителей и мастеров, который в традиционной культуре продолжается и сегодня. «Покой есть главное в движении» – Лао Цзы. «Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу» – Конфуций. Согласно философии Древнего Востока необходимо уметь выигрывать и проигрывать, через принцип гибкости и «недеяния» происходит поиск смысла вечной текучести и изменчивости бытия. Древние восточные боевые искусства, которые живы и сейчас, не нацелены на результат как единственно верный критерий успеха. Сила человека не в победе над противником, но в мудрости, а тот, кто настроен лишь на результат, слаб в своей душе. Возможно, подобная философия помогает людям, занимающимся восточными единоборствами выйти на более высокий уровень развития творческих способностей. Образуя новые стили, мастера единоборств не ищут принципиально нового или определенного результата, который должен превзойти результат противника, они слушают свое тело, которым безупречно владеют, чувствуют окружающий мир, и как будто пишут музыку с неповторимыми ритмами и движениями.

Библиография

  1. Авант. Философия античного и феодального общества. Учебник. М.: 1998
  2. Афиногенов А.М., Глазунова О.И., Петрунина И.А. Одаренные дети. Диагностические методики: М. – центр «Школьная книга», 2010.
  3. Бердяев Н. Судьба России. (Опыты по психологии войны и национальности). М., 1990.
  4. Библер В.С., Мышление как творчество (Над чем работают, о чем спорят философы): М., Политиздат, 1975.
  5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества: Изд. Рост. ун-т. 1983.
  6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Монография.– С.: Изд. Федоров. 2009.
  7. Вэрри Д. Войны античности от Греко – персидских воин до падения Рима. / Пер. с английского – М.: Эксмо, 2004.
  8. Гик. Е., Гупало Е. Популярная история спорта. - Академия, 2007.
  9. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Дис. д-ра пед. наук: М. 2002
  10. Дхирендрамохан ДАТТА. Древняя индийская философия./ Пер. с англ. под редакцией В.И.Кальянова. – Изд. Ин. лит. М. 1954.
  11. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. – М.: Наука, 1992.
  12. Дрэгер, Донн Ф. Классическое будзюцу. /Пер. с англ. Е. Гупало. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
  13. История философии. Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. М.: Инфра-М, 1999
  14. Лаоцзы. Обрести себя в Дао./сост., авт. предисл., перевод, коммент. И.И. Семененко. - ML: Республика, 2000
  15. Медведев А.Н. Тайное учение даосских воинов, путь Шоу-Дао. Книга 1 М.:АСТ, 2007
  16. Носова Т.Е. Филосовско педагогичесие аспекты боевых искусств востока: Дис. канд. филос. наук: М., 2007
  17. Пономарчук В.А. Физическая культура и становление личности. – М., 1991
  18. Попенко В.Н. Ниндзютсу. – М., 1993
  19. Радишевский Е.А. «Джиу-джитсу», Боевое искусство самураев. – Минск: «Современное слово», 2003
  20. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1975
  21. Рубинштейн С. Л. Основная задача и метод психологического исследования мышления// Вопросы психологии. 1960, №3
  22. Савенков А.И. Эволюция философско-психологических учений о гении: psychol-ok.ru
  23. Суриков И. Древняя Греция: история и культура. - М.: Астрель, 2005.
  24. Тарас А.Е. Воины – тени ниндзя и ниндзюцу. Изд. Минск: «Харвест», 1999
  25. Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах востока.– М.: Мол. гвардия, 1990
  26. Фридрих Ницше. Несвоевременные размышления: "О пользе и вреде истории для жизни". Изд. Аст Москва,
  27. Фридрих Ницше. "Так говорил Заратустра". Изд. Аст Москва,
  28. Царева Г. Учение метемпсихоза // Переселение душ. Сборник. - М., 1994. 
  29. Шопенгауэр А. Избранные произведения, «Просвещение», 1992.
  30. psylab.info/ - энциклопедия психодиагностики.
  31. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Перевод В. В. Бибихина. – М., Изд. «Республика», 1993.
  32. http://www.mystic-chel.ru/europe/greece/153.html - история Древнего мира.

 

 

[1] Га́льтон Ф. Наследственный талант и характер. – 1865.

[2] Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Монография.– С.: Изд. Федоров. 2009.

[3] Монолог Галилея из пьесы Брехта "Жизнь Галилея"

[4] Царева Г. Учение метемпсихоза // Переселение душ. Сборник. - М., 1994. 

[5] Гик. Е., Гупало Е. Популярная история спорта. - Академия, 2007.

[6] И.А. Ефремов. Тайс Афинская.– М.: Эксмо, 2008.

[7] Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах востока.– М.: Мол. гвардия, 1990.

[8] Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах востока.– М.: Мол. гвардия, 1990.

[9] по работам Фомина В.П., Линдер И.Б наиболее точное общее название восточных боевых искусств, происшедшее из японского языка.

[10] Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. – М.: Наука, 1992.

[11] Тарас А.Е. Воины – тени: Нинзя и нинзюцу. – Мн.: Харвест, 1999.

[12] Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах востока.– М.: Мол. гвардия, 1990.

[13] И.А. Ефремов. Тайс Афинская.– М.: Эксмо, 2008.

[14] Суриков И. Древняя Греция: история и культура. - М.: Астрель, 2005.

[15] Бердяев Н. Судьба России. (Опыты по психологии войны и национальности). М., 1990.

[16]  Децим Юний Ювенал – римский поэт-сатирик (ок. 60— ок. 127). Сатира Х.

[17] http://lib.rus.ec/b/199163/read



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самоконтроль как сила концентрации или управления собой. Развитие творческих способностей.
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Путь боевых искусств
  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что мешает развитию наших творческих способностей?
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • У моего ребенка нет способностей к математике. Как так получилось?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • «Что?», «Как?», «Почему?» и «Зачем?» терапевтировать? Четыре типа способностей.
  • Развитие творческих способностей детей в условиях самоизоляции
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Статья "Как поставить сотрудникам задачу, которую они выполнят так, как нужно руководителю?"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Деньги и как сделать так, чтобы они всегда были.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись Часть 5. Реализация творческих и креативных целей
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь