|
Позитивная психотерапия. Взгляд на человека и концепция базовых способностей.Автор статьи: Екатерина Докунова
Психотерапевтическая практика невозможна без концептуального взгляда на человека. Без концепции личности специалисту трудно сформулировать ответы на вопросы: Что такое здоровье? Что движет человеком? Что делает человека счастливым? Почему у него возникают расстройства и трудности? и Каковы стратегия их преодоления? В свое время вгзляд позитивной психотерапии на природу человека и концепция базовых способностей изменила мое отношение к работе с психологическими сложностями и психическими расстройствами и нарушениями. У нас есть врожденная способность и потребность интересоваться (сп.познавать) и наслаждаться (сп. любить) устройством вещей и мира вокруг. «Когда бы мы не пытались определить предмет психологии, то есть человечскую сущность, мы применяем стандарты, извлеченные из определенной философии. Например, человек может рассматриваться как машина, реагирующая на определнные импульсы, или как существо, обладающее потребностями, которые можно контролировать с помощью социальных норм. Он может рассматриваться как продукт наследственности, как обладатель свободной воли или как продукт окружающей среды. Мы обращаемся с человеком согласно тому, как мы его рассматриваем». (Пезешкиан. Позитивная семейная психотерапия). «Концепция позитивной психотерапии основывается на точке зрения, что каждый человек без исключения, независимо от пола, возраста, национальности, уровня развития, классовой принадлежности обладает двумя базовыми способностями: способностью к познанию и способностью к любви.» (Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия). «Способности к любви и познанию (когнитивность и эмоциональность).. мы понимаем как присущую каждому от рожения предрасположенность, требующую актуализации и дифференциации. Все другие способности могут быть развиты из этих БС или рассматриваются как проялвения их различных комбинаций. Обе БС находятся в функциональной взаимосвязи: соответсвующее развитие одной из них поддерживает или облегчает развитие другой.» (Психосоматика, Н. Пезешкиан).
Способность познавать.(Когнитивность, рациональность). Способность учиться и учить. (Н. Пезешкиан). Каждый человек пытается познать причинную связь явлений действительности. Способность учиться, любознательность, желание познать устройство вещей и мира вокруг можно наблюдать у ребенка с первых дней жизни. Его стремление интересоваться окружающим может быть заметно в его желании наблюдать, рассматривать, трогать, сравнивать ощущения от внешних раздражителей (слуховые, зрительные, вкусовые, тактильные). Позже, эта способность может быть заметна в желании открыть, раскрыть, открутить, разобрать. Потом в многочисленных вопросах, (А почему? А как? А зачем?), помогающим ребенку больше познать как устроен мир вокруг него. У нас есть потребность в познании. Потребность в деятельности, направленной на получении нового знания. Мы интересуемся и хотим знать почему светит солнце, почему летит самолет, откуда берутся страдания и болезни, кто мы, зачем мы живем и.т.д. Способность ставить подобные вопросы и потребностью искать ответы на них развивается на основе базовой способности к познанию. Способность любить (эмоциональность, эмоциональная сфера) - способность и потребность переживать, ощущать эмоции; реагировать, откликаться на окружающий мир, устанавливать и поддерживать эмоциональные отношения. «Эмоциональность, спосбность любить и быть любимым. Сп. активно устанавливать эмоциональные отношения (любить) и способность эмоциональные отношения принимать и поддерживать (быть любимым)». (Н.Пезешкиан.Психосоматика) Базовые способности являются врожденными задатками. Они возникают до любого культурного воздействия. Дальнейшая их реализация будет происходить под влиянием среды и культуры, в которой растет и развивается ребенок. По принципу зерна, прорастающего в почве, под влиянием должного ухода или неблагоприятных факторов среды, эти базовые способностей дифференцируются и реализуются в неповоторимый набор индивидульаных особенностей и черт личности. (Актуальные способности).
«По разным причинам, будь то физические нарушения или окружающие условия, многие люди не в состоянии в полной мере получить доступ к своим БС. Проявятся они или нет и в какой мере будет зависеть от поддерживающих или тормозящих факторах его тела, окружения и времени, в котором он живет. Гипотеза о базовых способностях не означает ничего, помимо того, что человек добр и хорош по своей сути». (Н.Пезешкаин. Позитивная Семейная Психотерапия). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|