|
Дети. Способность к познанию.Автор статьи: Ванёва Юлия Петровна
Развитие в ребенке его внутреннего потенциала, творческих возможностей, мышления и способности думать берет начало с познания. Познания себя, своей психической реальности. Познание себя начинается с познания матери. Младенец стремиться познать себя через мать. Затем он познает окружающий мир, который включает людей, предметы и отношения. Новорожденный передает свои чувства, страхи, эмоции матери, проецируя их в нее, чтобы она приняла и узнала их, сконтейнировала. У матери есть способность к мечтанию, то есть способность с любовью думать о своем младенце – уделять ему внимание, пытаться его понять. Ее мышление преобразует чувства ребенка в познанный и выносимый опыт. Затем младенец интроецирует способную мыслить мать и идентифицируется с ней, а так же интроецирует свои собственные, но уже модифицированные чувства. (У. Бион) Познавая свои переживания через мать, младенец научается с ними справляться. Таким образом формируется новая структура – Эго реальности, способная мыслить и познавать психические качества в себе и другом. В таком Эго существует различие между сознательным и бессознательным, между бодрствованием и сном, фантазией и реальностью. Это нормальная психика, формирование которой зависит как от младенца (врожденные инстинкты) так и от матери. Например, младенец плачет, он не знает сам почему, но он чувствует дискомфорт или переживает тревогу и тд. Достаточно хорошая мать, способная мечтать о нем, способна вынести его переживание (не впасть в неконтролируемую тревогу, агрессию, беспомощность и тп.) и вернуть ему это в удобоваримом виде. Она переживает это в себе и возвращает младенцу уже понятое ей его переживание, обозначая и называя его и успокаивая младенца. Она понимает, что ее младенец плачет, например, из-за коликов и ее действия будут направлены к устранению его боли и успокоению, адекватны (она не станет по каждому поводу давать ему грудь или соску, плакать вместе с ним или кричать на него). Эмоциональная доступность матери важнейший элемент на пути здорового развития психики младенца. Когда мать доступна, когда она может справляться с тревогой, которая неотступно сопровождает ранние годы материнства (хотя скорее все годы материнства), для ребенка это означает – нет присутствия страшного, ты можешь не бояться, я рядом. Тогда он может заняться исследованием и познанием окружающего. Если мать недоступна, постоянно занята своими различными переживаниями и мыслями, ее «контейнер» занят и ребенку некуда деть свои переживания. Тогда, к его переживаниям добавляется еще одно и самое теперь главное – что с мамой, что будет со мной!? Эта тревога тормозит нормальное развитие психики. Ребенок фиксируется на страхе потерять мать. Тревога о состоянии матери не позволяет реализовать возможность познания. Это можно наблюдать в том, как дети прилипчивы к матерям, как выпадение матери из поля зрения ребенка вызывает в нем ужас и тд. Даже если мать находиться рядом со своим ребенком круглосуточно, это не значит, что она действительно для него присутствует! Это значит, что в большинстве их коммуникаций она недоступна для него. Она рядом с ним, но не вместе. Проблема эмоциональной недоступности матери кроется в ее личном опыте младенчества. Таким образом, я еще раз хочу сказать, что необходимость для хорошего эмоционального и психического развития личности ребенка есть эмоционально доступная мать, способная переживать тревоги своего младенца, обозначая их; размышлять и мечтать о нем; способная помогать развиваться ребенку на основании принципа реальности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|