Достаточно хорошая мать – от тревоги совершенства/несовершенства к реальным отношениям

Автор статьи: Светлана Чигарькова

В современном мире ускоренных процессов во всех областях жизни и зона материнства подверглась большим изменениям. Не будем долго распространяться на тему усложнения гендерных ролей, об этом уже все в курсе. Лучше поразмышляем о том, что важно для матери в ее представлениях о своей собственной роли для своего ребенка, в выработке своей внутренней позиции.

Психоаналитическая традиция с начала 20 века дала новую установку на понимание материнства – его роль в формировании ребенка стала считаться главной. Напомним, что вплоть до конца первой четверти 20 века в привилегированных сословиях кормлением и воспитанием детей занимались не родители, а различного рода прислуга. Взаимодействие с ребенком было строго ограничено режимом дня и росло постепенно с его взрослением. После Первой мировой войны эта традиция стала постепенно ослабевать как в связи с изменением быта, так и с новыми идеями о семье. Итак, с одной стороны, психоанализ высветил действительную важность отношений между ребенком и матерью, закладывающих основы восприятия и функционирования человека в мире.

С другой стороны, утверждение о значимости ранних детских взаимоотношений породило все возрастающую тревогу в самих матерях. Ответственность за будущность ребенка будто бы вся лежит на ней. И тут как раз мы наблюдаем парадокс – знание о важности своей роли приводит к неспособности полноценно ее выполнять из-за постоянной тревоги за свою несостоятельность. Желание быть идеальной матерью, которая не причинит вреда своему ребенку, приводит к столь высокой тревоге, что она передается самим детям. Сейчас многие мамы говорят, что их младенцы мало спят, капризничают, более чувствительны ко многим вещам, что говорит об их повышенной тревожности (хотя причина не всегда сводится исключительно к материнской тревогой).

Известный детский психоаналитик Д.В. Винникотт сформулировал очень полезное определение матери, верно справляющейся со своей ролью, - «достаточно хорошая мать». Заметьте, не «идеальная», а «достаточно хорошая». Эта такая мать, которая прислушивается к потребностям и желаниям своего ребенка, вступает в контакт с ним не поверхностно и механистически, а с действительным теплом и заботой, а главное это та, кто совершает ошибки, которые могут огорчать ребенка, но не разрушать его. Более того, эти ошибки могут способствовать росту и развитию ребенка. Мы существуем в несовершенном мире, и наши отношения не могут быть совершенными. Это важно осознать. Для ранних лет ребенка важно формирование доверия и спокойствия к окружающему миру, которое опосредуется отношением матери к этому миру. Поэтому важно, чтобы мать испытывала меньше тревоги и больше доверяла себе. Ведь она и есть тот мир, с которым взаимодействует ребенок.

Если мы говорим о ситуации, где мать вынуждена на ранних этапах развития ребенка расставаться с ним из-за необходимости работать, то важно, чтобы рядом с ребенком оставался тот, кто может дать ему это чувство безопасности и доверия. Пусть это будет бабушка, другой родственник или няня. Главное, чтобы этот человек выполнял эту важную функцию, когда Вас рядом нет. Это определенная жертва со стороны матери и она не может не переживаться через страдание. Это нужно принять. Но для матери важно понять свою роль в жизни ребенка, ее ценность и необходимость. В чем смысл этой жертвы? Да, Вы не кормите ребенка грудью, не гуляете с ним днем, не проводите столько времени, сколько хотели. Но что Вам дает то, чем Вы занимаетесь, что это дает Вашему ребенку? Будьте честны в ответе перед собой. Подумайте над этим, создайте свою собственную внутреннюю позицию материнства, а не боритесь с теми социокультурными моделями, что предлагают Вам окружающие. Пусть та энергия, которая уходит на эту борьбу и на чувство вины за невозможность вписаться в жесткие рамки «идеального», «предписанного», «должного», будет направлена на Вашего ребенка, когда у Вас есть на то возможность.  Пусть то время, которое Вы можете посвятить ребенку, будет измеряться не в количественной, а в качественной парадигме.

У Вас нет возможности проводить много времени с ребенком, тогда создайте свое время и пространство для интимного взаимодействия с ним. Пусть это будет некий ритуал, который будет связывать Вас. Например, Вы можете всегда купать ребенка перед сном. Или петь ему колыбельную. Или лежать какое-то время с малышом в выходной вдвоем, разговаривать с ним, не отвлекаясь ни на что другое (телевизор, компьютер, телефон). Здесь главное, первое: чтобы это взаимодействие было последовательным (каждый вечер, каждый выходной, через день), чтобы для Вас это время было неприкасаемым; второе: чтобы Вы вступали в телесный контакт с ребенком; третье – общались, разговаривали с ним, не отвлекаясь от него. Смысл этого ритуала должен быть не в количестве времени на него затраченного, а в его постоянстве и качестве взаимодействия, сосредоточенности на ребенке.

Таким образом, подводя итог этой заметки: 1) выработайте свою собственную позицию о материнской роли, а не пытайтесь впихнуть себя в шаблон, тем самым, Вы сможете снизить уровень Вашей вины и тревоги; 2) создайте условия для развития чувства безопасности и доверия к миру у ребенка, когда Вас рядом нет; 3) выделите время и пространство для повторяющегося и последовательного взаимодействия с ребенком – создайте Ваш собственный ритуал. Мы не тешим себя иллюзией, что все три пункта легко выполнить, это сложная работа, требующая как внутренних, так и внешних ресурсов. Банально, но дорогу осилит только идущий. 



Просмотров: 511
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Знакомство ребенка с эмоциями, как и главное, почему это важно?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Почему так важно любить своего ребенка
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Хочу ребенка! Что важно осознать. Упражнение для будущих мам.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Мать-основа развития ребенка
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Развивать ребенка важно и нужно, но как избежать ошибок?
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Будем ребенка любить, или пусть живет?
  • Как не доконать своего ребенка во время ЕГЭ
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Что важно развивать у ребенка?
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Как матери принять особенного ребенка?
  • Идеальная Мать или как не лишить ребенка счастья?
  • Как важно научить ребенка...проигрывать.
  • Ребенка любить! И почему это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь