Архетип младенца отражает процесс становления личности, это синтез «божественного» бессознательного, неотъемлемости природно-сверхъестественного в человеке с человеческим сознанием, посредством чего человек все более выделяется из мира природы. Встречаясь с различными испытаниями, человек при помощи сознания преодолевает их, что приводит к возникновению самости.
Становление младенца невозможно без разрыва с матерью и независимости. Конфликт, вызванный этим разрывом, обнаруживает противоречия, которые могут быть выражены вплоть до крайностей. Этот процесс индивидуальный, в нем участвует только один субъект, так как преодоление конфликта может быть решено только путем осознанности.
Младенец появляется на свет в результате борьбы двух противоположностей, объединяя эти противоположности в себе. Так как это образ объединения и целостности, в культуре его связывают со спасением, с тем, кто сможет объединить и спасти (божественная природа, бог-младенец).
Одна из характерных особенностей младенца – направленность в будущее, он должен вырасти в мужчину, преодолев мрак, под которым подразумевается бессознательное. Из-за этого в культуре младенца связывают с огнем и металлом.
Мотив заброшенности, покинутости, сиротства необходим для развития младенца, быть вдали от источника своего появления - это необходимое условие для возникновения независимости и дальнейшего становления.
Архетип матери, по мнению Юнга, складывается из следующего сочетания: окружающих человека важных и значимых родственниц; женщин, состоящих с человеком в каких-либо отношениях; мест или предметов, символизирующие плодородие и изобилие; вещей, вызывающих набожность и чувство благоговения или переживаемых, как страстное влечение; тотемных предметов и мест; магического круга, мандалы; полых предметов.
С архетипом матери ассоциируются три аспекта: плодородие и доброжелательное, благосклонное божество; оргиастическая эмоциональность; глубины подземного мира.
Юнг писал, что качества архетипа матери – это не только забота и сочувствие, мудрость, духовное возвышение за пределы разума и магическая власть женщины, магическое превращение, воскрешение, подземный мир с его обитателями, но и включает темные, теневые аспекты: тайну, «…бездну, мир мертвых, все поглощающее искушающее и отравляющее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно, как судьба».
Образы этого архетипа мы видим, как в Богородице, Деве Марии, Матери Терезе, кормилицах, колыбели, так и в негативных аспектах - в образах ведьмы, привидения, склепа, глубоких вод с омутами, змеи.
Для мужчин образ матери чаще связан с чем-то наводящим страх, чуждым, эти образы выплывают из глубин бессознательного в сновидениях. Это связано с тем, что мужчинам недоступно деторождение, вследствие чего архетип матери имеет в мужской психологии образ тайны, притягательной и пугающей.
С матерью в культуре связаны понятия рождения, питания, успокоения, защиты, мудрости и молитвы.
(Использованные работы: К.Г.Юнг «Собрание сочинений. Психология бессознательного», «Архетип и символ»)