Кто я для него, своего младенца?

Кто я для него своего младенца

Консультация подходила к концу, когда клиентка, вдруг, переключившись на другую тему, спросила меня: «Интересно, как младенец воспринимает внешний мир? Моему младшему сыну – 4 месяца, он такой забавный. Как вы думаете: кто я для него, своего ребёнка?». В моей голове пронеслись картины аудиторных лекций и обложки книг по возрастной психологии, мой мозг лихорадочно искал ответ на её вопрос… «А сами вы, как думаете?» - спросила я клиентку. На что получила следующий ответ: «Я – мама! Весь его мир – это я!».

В различных психологических школах были определены свои критерии и стадии развития ребёнка младенческого возраста. Интересна в этом отношении теория венгерского врача психиатра Маргарет Малер («Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация»),   которая подробно описала то, что происходит с младенцем в периоды раннего развития. Она сформулировала «Теорию объектных отношений», которая даёт нам возможность понять поведение ребёнка и правильно реагировать на его поведение.

В первые два месяца (аутистическая фаза), жизни младенец занят своими внутренними ощущениями, внешние объекты воспринимает туманно, а маму, как объект, удовлетворяющий его потребности. Следующую стадию развития младенца М. Малер называет фазой симбиоза. Ребёнок начинает воспринимать окружающий мир и присутствующих в его мире людей как продолжение себя. В результате он ощущает себя слившимся с матерью и имеющих общую границу с окружающим миром. Когда мама кормит ребенка, он воспринимает руку матери и бутылочку как часть своего собственного тела, кормящего себя. Таким образом, если его потребности немедленно не удовлетворятся, то он воспринимает свое собственное «Я» как наносящее боль и приводящее к неприятным переживаниям.

Примерно в четырехмесячном возрасте начинает отделение ребёнка от матери и очерчивание собственных границ. Эта фаза диффернциации длится до 8 - 10 месяцев. Часто он проявляет беспокойство и проверяет, здесь ли мама, постоянно стремясь удостовериться в ее присутствии. Крики и панику ребёнка в этом возрасте можно объяснить выражением его отчаяния и страха потерять маму навсегда. Происходит осознание мира, не связанного с матерью, появляется социальная улыбка, которой ребёнок реагирует на знакомых людей и выражение страха и недоверия при появлении незнакомых.

Следующий шаг в развитии сепарации-индивидуации – фаза практики длится несколько месяцев с 10 до 16. Она отмечена расширением жизненного пространства ребёнка, так как он ползает и начинает ходить. Разлуки с матерью становятся более частыми. Однако, малыш испытывает потребность в воссоединении и напоминает о себе, приближаясь к матери, обнимает её, просится на ручки.

Как вести себя маме, чтобы обеспечить эффективные условия для взросления ребёнка, приобретения им автономии?

В работах Дональда Вудса Винникота, английского педиатра-психотерапевта  мы встречаем понятие «достаточно хорошая мать». На мой взгляд, мы можем опираться на его идеи, проверенные временем Второй мировой войны, когда множество детей, проходили реабилитацию после расставания с родителями. Рекомендую мамам младенцев и детей дошкольников книги этого автора «Семья и развитие личности. Мать и дитя», «Разговор с родителями», обращаясь к ним, вы найдёте для себя ответы на вопросы, связанные с взаимодействием с малышами и многое в их поведении вам станет ясно.

Достаточно хорошая мать интуитивно улавливает баланс между заботой, опекой с одной стороны и отпусканием, поощрением самостоятельности ребёнка с другой. Чрезмерно защищающая мать, стремится за счёт гиперопеки   успокоить свои страхи, часто берёт ребёнка на руки, даже когда он не нуждается в этом, боится его самостоятельности, может пресекать инициативу ребёнка, тормозить его развитие. Отвергающая мать, - это другой полюс, она проявляет холодность, дистанцируется от ребёнка, не обеспечивает ему надёжного тыла, не поддерживает его чувства безопасности, что вызывает его тоску по единению с ней. Поэтому развитие ребёнка этого возраста, а также поведение его матери, необходимо рассматривать в паре «мать - дитя», как систему, а не как отдельных индивидов.

Сегодня многие родители интересуются вопросами возрастной психологии. Это радует, ведь грамотный родитель будет допускать меньше ошибок в воспитании ребёнка. Работая с родителями, я рекомендую им обязательно обращаться к первоисточникам: книгам известных психологов, педагогов, врачей, а не только к Интеренет ресурсам.

Эти книги вы можете найти здесь:

http://www.koob.ru/mahler/

http://www.koob.ru/vinnikott/

Гармоничных вам отношений с собой и миром, дорогие подписчики!



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Должна ли мать любить своего ребёнка?
  • Когда мама не принимает своего ребёнка
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Раннее развитие ребёнка - когда и как?
  • “Сначала наденьте маску на себя, а потом на своего ребёнка»
  • О роли матери в воспитании ребёнка
  • Потребности развития ребёнка
  • Когда родитель решает проблемы за счёт ребёнка...
  • Рождение ребёнка и формирование взаимосвязи в диаде "мать - новорождённый"
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Кризис трёх лет. Как правильно реагировать на поведение ребёнка
  • Контакт с телом матери, как возможность для ребёнка - наполниться ресурсом
  • Как реагировать на замечания незнакомых людей в адрес ребёнка?
  • Секрет счастливых отношений. Родить ребёнка или стать заботливой матерью?
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Психологическая связь матери и ребёнка.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Созависимость матери от успешности обучения её ребёнка
  • Фильм “Гаттака” - отношения матери и ребёнка
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка от 1 года до 2 лет.
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Можно ли злиться на своего ребёнка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь