|
Кто я для него, своего младенца?Автор статьи: Станкевич Елена Михайловна
Консультация подходила к концу, когда клиентка, вдруг, переключившись на другую тему, спросила меня: «Интересно, как младенец воспринимает внешний мир? Моему младшему сыну – 4 месяца, он такой забавный. Как вы думаете: кто я для него, своего ребёнка?». В моей голове пронеслись картины аудиторных лекций и обложки книг по возрастной психологии, мой мозг лихорадочно искал ответ на её вопрос… «А сами вы, как думаете?» - спросила я клиентку. На что получила следующий ответ: «Я – мама! Весь его мир – это я!». В различных психологических школах были определены свои критерии и стадии развития ребёнка младенческого возраста. Интересна в этом отношении теория венгерского врача психиатра Маргарет Малер («Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация»), которая подробно описала то, что происходит с младенцем в периоды раннего развития. Она сформулировала «Теорию объектных отношений», которая даёт нам возможность понять поведение ребёнка и правильно реагировать на его поведение. В первые два месяца (аутистическая фаза), жизни младенец занят своими внутренними ощущениями, внешние объекты воспринимает туманно, а маму, как объект, удовлетворяющий его потребности. Следующую стадию развития младенца М. Малер называет фазой симбиоза. Ребёнок начинает воспринимать окружающий мир и присутствующих в его мире людей как продолжение себя. В результате он ощущает себя слившимся с матерью и имеющих общую границу с окружающим миром. Когда мама кормит ребенка, он воспринимает руку матери и бутылочку как часть своего собственного тела, кормящего себя. Таким образом, если его потребности немедленно не удовлетворятся, то он воспринимает свое собственное «Я» как наносящее боль и приводящее к неприятным переживаниям. Примерно в четырехмесячном возрасте начинает отделение ребёнка от матери и очерчивание собственных границ. Эта фаза диффернциации длится до 8 - 10 месяцев. Часто он проявляет беспокойство и проверяет, здесь ли мама, постоянно стремясь удостовериться в ее присутствии. Крики и панику ребёнка в этом возрасте можно объяснить выражением его отчаяния и страха потерять маму навсегда. Происходит осознание мира, не связанного с матерью, появляется социальная улыбка, которой ребёнок реагирует на знакомых людей и выражение страха и недоверия при появлении незнакомых. Следующий шаг в развитии сепарации-индивидуации – фаза практики длится несколько месяцев с 10 до 16. Она отмечена расширением жизненного пространства ребёнка, так как он ползает и начинает ходить. Разлуки с матерью становятся более частыми. Однако, малыш испытывает потребность в воссоединении и напоминает о себе, приближаясь к матери, обнимает её, просится на ручки. Как вести себя маме, чтобы обеспечить эффективные условия для взросления ребёнка, приобретения им автономии? В работах Дональда Вудса Винникота, английского педиатра-психотерапевта мы встречаем понятие «достаточно хорошая мать». На мой взгляд, мы можем опираться на его идеи, проверенные временем Второй мировой войны, когда множество детей, проходили реабилитацию после расставания с родителями. Рекомендую мамам младенцев и детей дошкольников книги этого автора «Семья и развитие личности. Мать и дитя», «Разговор с родителями», обращаясь к ним, вы найдёте для себя ответы на вопросы, связанные с взаимодействием с малышами и многое в их поведении вам станет ясно. Достаточно хорошая мать интуитивно улавливает баланс между заботой, опекой с одной стороны и отпусканием, поощрением самостоятельности ребёнка с другой. Чрезмерно защищающая мать, стремится за счёт гиперопеки успокоить свои страхи, часто берёт ребёнка на руки, даже когда он не нуждается в этом, боится его самостоятельности, может пресекать инициативу ребёнка, тормозить его развитие. Отвергающая мать, - это другой полюс, она проявляет холодность, дистанцируется от ребёнка, не обеспечивает ему надёжного тыла, не поддерживает его чувства безопасности, что вызывает его тоску по единению с ней. Поэтому развитие ребёнка этого возраста, а также поведение его матери, необходимо рассматривать в паре «мать - дитя», как систему, а не как отдельных индивидов. Сегодня многие родители интересуются вопросами возрастной психологии. Это радует, ведь грамотный родитель будет допускать меньше ошибок в воспитании ребёнка. Работая с родителями, я рекомендую им обязательно обращаться к первоисточникам: книгам известных психологов, педагогов, врачей, а не только к Интеренет ресурсам. Эти книги вы можете найти здесь: http://www.koob.ru/mahler/ http://www.koob.ru/vinnikott/ Гармоничных вам отношений с собой и миром, дорогие подписчики! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|