Мужчины- вечные юноши: архетип Пуэра в мужской психике и в современной культуре

Яркие экстра-ординарные мужчины-Пуэры покоряют своим мальчишеским очарованием и разбивают немало женских сердец. Они отрицают свое старение, не чувствуют себя зрелыми до самой глубокой старости. Им трудно даются длительные отношения, зато их жизнь наполнена краткими или дистантными связями.

Начиная с конца прошлого века культ подростка, вечного юноши, обладающего физической зрелостью, но не социальной, достиг своего расцвета в массовой культуре.

Основные качества Пуэра – это эгоцентризм, демонстративность, самоизоляция, идентификация с какой-либо группой, некий идеализм, стремление к проверке границ и легким удовольствиям. Здесь возможно трикстерство, балансирующее на грани социопатии, а также размытость половой идентификации, гомосексуализм, мстительность, зависть, идеализм, оторванный от реальности, инфантильность.  Крайними формами выражения пуэризма является изоляция и психопатия.

Среди положительных сторон архетипа – непосредственность, дух свободы, способность легко менять мир, привносить что-то новое, готовность к бунту против догматизма и отцовской власти.

Как пишет психолог и таролог Галина Бедненко, социальная роль архетипа Пуэра и тех людей, в ком он интенсивно проявляется, заключается в революционном обновлении мира. Его особенностью является сильный материнский комплекс, зависимость от матери и бунт против отцовского начала. Поэтому важно, чтобы Мать и Отец нашли в себе силы отпустить ребенка- Пуэра, чтобы он смог найти свое место в мире и прожить свою судьбу.

 

Юнгианское понимание архетипа Пуэра в психике

 

В своей работе «Вечный юноша» последовательница Юнга Мария Луиза Фон-Франц красочно и интересно описывает архетип Пуэра, или «вечного юноши». Такое название происходит от героя античных Элевсинских Мистерий, юного бога, чей облик тесно связан с культом матери.

Фон-Франц употребляет наименование Пуэр для обозначения набора черт характера, которые характерны для юношей, но присущи взрослым мужчинам-Пуэрам. Как правило, они отличаются сильной эмоциональной зависимостью от матери, что проявляется  в гомосексуальной ориентации или в донжуанстве.

В первом случае все гетеросексуальные влечения замкнуты на матери, мужчина не может вступать в сексуальные отношения с другими женщинами.

Для Дон-Жуана мать олицетворяет совершенную женщину, он постоянно ищет некое подобие, богиню, поэтому, когда он влюбляется, то быстро остывает, открывая, что его избранница – обычный человек. Даже если какая-то женщина будет рядом с ним, то в ней всегда будет найден какой0то недостаток, препятствующий браку или какой-либо ответственности.

Пуэр страдает неврозом, у него есть ощущение того, что в реальности он пока не существует. Любой поиск – это всегда ощущение того, что это не то, что ему нужно.

Для психики Пуэра характерны такие особенности, как комплекс спасителя, мания величия, нежелание признать свою ординарность и быть обычным человеком, тяга к экстремальному спорту, игромании или к странному хобби как к символическому уходу от реальности.

Пуэры всю жизнь бегут от ответственности и обязательств.

Притягательность Пуэра для окружающих заключается в одухотворенности, тесной связи с коллективным бессознательным, обаянии, общительности.

В отличие от постъюнгианцев она не выделяла Пуэллу в отдельный архетип, проявляющий в психике женщины. Фон-Франц считала, что Анимус женщины может включать в себя Пуэра. В этом случае в ее жизни наблюдаются трудности в реализации творческого потенциала, а также трудности с выстраиванием долговременных отношений.

 

Символизм «Маленького принца» и судьба Антуана де Сент-Экзюпери

 

По мнению Марии Луизы Ярким примером пуэристической личности был Антуан де Сент-Экзюпери. У него были все черты Пуэра: утонченное философское мировоззрение, «неземная» профессия летчика, сложный и утомительный для него брак, прерываемый постоянными командировками.

Его знаменитая книга «Маленький принц» пропитана сентиментальностью. Но там, где есть сентиментальность, по М.Л. Фон-Франц всегда присутствует и жестокость. Тень Пуэра – это «холодный, жестокий человек, спрятанный где-то за фасадом личности». К примеру, ледяная жестокость Дон-Жуана проявляется, когда он хладнокровно покидает очередную женщину.

 

Анализируя отрывок из «Маленького принца», Фон-Франц выделяет трудности автора, который так и не нашел себе места во взрослом мире. Он считал его пустым и бессмысленным, и только мир детства – истинным.

Проблема излечения инфантилизма заключается в том, что вместе с детскими мечтами («бесами») из души изгоняется и чувство смысла жизни («ангелы»). В результате рождается циничность и разочарование.

Подсознательное значение удава из собственноручно сделанных иллюстраций Экзюпери – это архетип пожирающей Матери, поглощающая темнота, препятствующая развитию. Слон символизирует целомудрие, героизм, целостность, а также самого Экзюпери.

Детский рисунок стал пророческим, т.к. отобразил судьбу писателя, его поглощенность материнским комплексом и преждевременную смерть. При этом его мать, словно живое воплощение архетипа Матери-Смерти, неоднократно считала его умершим и надевала траурную вуаль, что, по мнению Фон-Франц, символизировало ее подсознательное желание видеть сына мертвым, но принадлежащим ей, нежели живым и счастливо женатым на другой женщине.

Фон-Франц выдвигает гипотезу о том, что Экзюпери обладал положительным материнским комплексом. Портрет Маленького принца ассоциируется с архетипом Героя. Можно провести параллель между встречей героя книги с Маленьким принцем и биографией Экзюпери. В возрасте, превышавшем 30 лет, он пережил крушение самолета и чуть не погиб в пустыне вместе с механиком. Этот эпизод произошел на фоне сильного кризиса: писатель уже не хотел быть летчиком, полеты были скорее способом уйти от реальности. Поэтому за появлением в литературном произведении Маленького принца стоял глубокий личный кризис. Однако писатель так и не предпринял попытки решить этот кризис, что иллюстрируется несколькими рисунками барашка, ни один из которых не удовлетворил Маленького принца. В итоге барашек был «спрятан» внутрь образа черного ящика. Такой подход является типичным для пуэрической личности способом ухода от проблемы.

 

 



Просмотров: 663
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Архетип Пуэра
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Предают только свои(франц.пословица)
  • 7 типичных ошибок женщины по мнению мужчины или как найти принца?
  • Франц Йозеф Галль и его шишки
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Любовные отношения, базовое доверие и архетип Великой Матери
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть III
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть I
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть II
  • Архетип Матери.
  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,
  • Архетип Великой Матери
  • Архетип Матери в сказкотерапии
  • Архетип Матери – прекрасный и ужасный
  • Эксгибиционизм. Мужчины, которые любят обнажаться. Комплекс маленького полового члена
  • Снежная королева и Кай. Архетип Великой матери.
  • Архетип Ужасной матери: краткий обзор мифов.
  • Магия Архетипа Куртизанки или архетип вечной женственности
  • Влияние матери на судьбу сына.
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Отличие я же матери от нормальной матери
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Архетип — Социальная роль или грань моей личности?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Этот жестокий и болезненный иллюзорный мир. Или когда ожидания не соответствуют реальности.
  • Этот жестокий и болезненный иллюзорный мир. Или когда ожидания не соответствуют реальности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь