Мать и ее младенец

После рождения ребенка для женщины существует не только младенец, которого она держит на руках, но и «младенец в голове». Этот воображаемый младенец появляется еще во время беременности, а иногда и раньше в фантазиях женщины (концепция С. Лебовиси). Беременность влечет психологическую  перестройку,  поэтому воображаемый ребенок приобретает вес и присутствие. С одной стороны,  мать «создает» для этого ребенка воображаемое тело, приписывает те  или  иные свойства, которые будет пытаться обнаружить после рождения.  Возможен даже эмоциональный  отказ матери от рожденного ребенка, когда она  переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала (при этом она воспринимает реального ребенка  как источник принуждения и страдания).

С другой стороны, когда мать занимается новорожденным, она ухаживает за ним вместе со своей собственной историей.  Общая картина взаимодействия  с младенцем во многом определяется  тем, как мать  представляла  себе материнство еще до того, как она  реально стала  матерью.   Для иллюстрации тезиса можно процитировать психолога   Ф. Дольто (книга  «На стороне ребенка»):  «если  в младенце перестают видеть реального  ребенка, он оказывается … то мечтой о детстве, ностальгической фантазией, … объектом приложения власти, усердным слугой, достойным наследником».  То есть,  из ребенка, сознательно или бессознательно делают объект более значительный, что затрудняет его  гармоничное развитие.

Но есть ли «норма», идеал отношений матери и ребенка к которому надо стремиться? Психолог Д. Винникотт в своем  труде «Маленькие дети и их матери»  утверждает, что не имеет смысла детально описывать контакт, который устанавливается между мамой и малышом. К сожалению,  универсальных правил попросту не существует, но зато есть способность мамы чувствовать и  доверять своим чувствам. Д. Винникотт  уверен, что любая мать ощущает своего ребенка и знает, что делать с младенцем.

Психолог  Р. Шпиц в своей книге  «Первый год жизни» считает важным пунктом при взаимодействии то, что  «в отношения мать-ребенок  вовлечены два совершенно несхожих индивида, и то, что приносит удовлетворение  матери, может кардинально отличатся от того, что доставляет удовольствие младенцу». Удовлетворение от роли матери проистекает того, как  женщина воспринимает  вынашивание, рождение и воспитание ребенка.  Р. Шпиц уверен, что для матери важно понять, что в  период беременности привязанность к младенцу еще не дифференцируется    от привязанности к собственному телу. Но, когда рождаясь, младенец отделяется от матери, женщина должна отрешиться от иллюзий, будто младенец  по-прежнему сохраняет  идентичность с ней.  

Кроме того, характер потребностей ребенка постоянно меняется(т.к. ребенок развивается), следовательно, способ взаимодействия с ним должен прогрессивно изменяться на каждом последующем уровне развития.  В идеале,  материнская забота должна иметь место исключительно в соответствии с актуальными потребностями ребенка (реального, а не воображаемого): то есть  у ребенка должна быть  возможность прожить переход от полной зависимости к частичной независимости и поиску полной независимости. Наградой для матери в этом случае является самостоятельность ее ребенка и его гармоничное развитие.

Поэтому задача матери – наблюдать и корректно оценивать потребности ребенка и оптимально  выполнять свои обязанности (в соответствии с потребностями  уровня  развития ребенка).  Если за ребенком  ухаживают  с неподходящим «наполнением» (недостаточным, сверхзаботой), то материнская забота остается по ту сторону потребности ребенка или не  достигает ее. То есть нарушения  детско-родительских отношений могут  оказать влияние не только на социальные контакты ребенка, но и  вносить свой вклад в задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка.



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Плач ребенка и реакция матери
  • Как матери принять особенного ребенка?
  • Глаза матери - зеркало ребенка.
  • Переживания матери взрослеющего ребенка
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Где и как найти радость матери ребенка-инвалида?
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Проблема сохранения здоровья матери и ребенка
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Мать-основа развития ребенка
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь