Морально-волевая подготовка спортсменов

Автор статьи: Татьяна Силаева

Морально-волевая подгоовка спортсменов

 


 Мой новый Интернет-курс
Спортивным психологам, тренерам! Набор техник. правил. упражнений,  методическое руководство спортивным психологам для достижения Успеха Призерами-спортсменами! смотри тут
 

Не секрет, что к "техническ-тактической или "физико-физиологической" составляющей подготовки спортсменов разных направлений - к соревнованиям различного уровня важности - самими тренерами (в первую очередь!)

- не последняя роль  - принадлежит психологической подготовке призера.  Эту психологическую подгоову обеспечивают спортивные психологи

- на примере одного из занятий по теме совершенствования волевых процессов спортсменов (и не только), а именно:

 Занятие. Морально-волевая подгоовка спортсменов

     Тип занятия: семинар (предполагает вопросно-ответное форму преподнесения материала, активное участие слушателей, рефлексию – обратную связь.

     Цель семинара: ознакомить с понятием «Воля», отработать навыки формирования воли.

     Задачи: 1. Теоретическая часть. 1.1. Дать теоретическое понятие воли: - что такое волевой процесс.

     1.2.. Рассказать, как формируется воля. Как с помошью воли расширить свои возможности

     2. Практическая часть: Психодиагностическое упражнение 2.1. Выявление степени сформированности воли на данный момент у спортсменов (методом шкалирования). 2.1. Выявление проблемной зоны: степень не сформированности и ее причин. Рефлексия (обсуждение методом обратной связи). 2.2. Упражнение «Что я хочу – что я могу»: отработка навыков.

     Вывод: 1. Закрепление материала 2. Подведение итогов.

Теоретическая часть

     Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о необходимости развития у спортсменов воли. Что же такое «Воля»?

     По научному, воля - это психический процесс, который регулирует и контролирует действия человека в достижении им главной цели.

     Исходя из определения воли, мы видим, что для ее осуществления, нужна цель.

     Цели у всех разные и они зависят от того, чем человек интересуется и что делает. Вы все занимаетесь спортом. Но наверняка, с разной целью. У одних, цель: стать более уверенным, у других – научиться защищать себя, у третьих – завоевать олимпийское золото. Все мы разные. Все цели достойные. И в достижении наших целей нужна сильная, а значит, развитая, воля. Когда вы слышите выражение «безвольный человек», что вы представляете?. Очевидно, что так можно сказать и про человека. который не может бросить курить, не может отказаться в компании друзей выпить, принять наркотики. Человек со слабой волей не может сказать НЕТ. Значит, такой человек легко поддается чужому влиянию и не имеет собственную воли.

   В спорте же, кроме умения сказать нет, для достижения положительного результата, ведущего к достижению цели, необходимо сказать себе НАДО.

     Давайте посмотрим, как формируется волевой процесс. Допустим, сегодня нужно идти на тренировку, а хочется что-то другое. Вы думаете: «Я хочу спать, читать, играть, смотреть телевизор!» Но тут же возникает мысль: «Надо идти на тренировку!» Но одновременно два дела сделать невозможно. Поэтому, человек с сильной волей выбирает НАДО, а со слабой волей ХОЧУ. Почему так происходит? Ответ прост. Все зависит от нашей цели и желания. Если цель видится ясно, например, для чего ты пришел в спорт, это и есть основное сильное желание НАДО, - оно поддерживается волей. Наше НАДО учит сделать усилие над собой, заставить себя, воспитать свою волю.

     Почему так происходит? Потому что с каждым разом мы улучшаем свой результат и приближаемся к цели. Например, если цель хорошо выступить на соревнованиях, то мы просто не можем не достигнуть цели, так как в любом случае, постоянно тренируясь, улучшаем свой личный результат, и в конце концов обязательно получим призовое место.

     Но и это еще не все.

     Воля тесно связана с умением себя контролировать. Можно сказать, она зависит от самоконтроля при выборе между НАДО и ХОЧУ.

     Важно видеть при выборе между ХОЧУ и НАДО конечный результат: что будет, если я не пойду на тренировку? Очевидно, что не достигну главной цели), и что будет, если я все же приложу усилия, потренируюсь (очевидно, что я приближусь к своей цели). Это всем понятно?

     Таким образом, в первом случае результат сиюминутный, цель незначимая (например, пойти с ребятами в кино). а во втором, прилагая усилия. Мы формируем, а значит, закрепляем, свою волю.

     Высшая степень сформированности воли происходит в случае, когда ХОЧУ совпадает с НАДО. Когда они не конфликтуют (не борются друг с другом). Например, у призеров олимпийских и параолимпийских игр, завоевавших медали для нашей Родины!

Вы тоже можете достичь таких результатов, тренируя свою волю.

     Таким образом, вывод:

     Чтобы сформировать сильную волю, надо:

     1.Четко ставить свои цели.

     2. Ставить реальные цели (Шварцнегером стать не у всех может получиться).

     3. Уметь себя контролировать (помнить, что выбирая ХОЧУ, вы выбираете путь безвольного человека, а выбирая НАДО - тренируете волю.

     Так что выбор, ребята, за вами.

Практическая часть

     1. Диагностическое упражнение «Шкала самоконтроля». Цель – выявить степень самоконтроля и проблемную зону (причины, мешающие проявить самоконтроль в полной мере).

     Обьяснение: А сейчас, ребята, посмотрим насколько вы умеете контролировать свои желания, выбирать между НАДО и ХОЧУ. По окончанию упражнения, кто хочет, может проговорить свой выбор вслух.

     Пожалуйста, нарисуйте горизонтальную линию и отметьте на ней 10 делений таким образом: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Это шкала самоконтроля над своими желаниями, то есть, на сколько вы можете отказаться с усилием воли от своего ХОЧУ, в пользу НАДО. Цифра 0 означает что воли нет вообще. А цифра 10 – максимально выраженная воля. Это крайние состояния и очевидно что у вас выбор будет другой.

     Всем понятно? Есть вопросы?

     Итак, Я даю вам на выбор минуту.  Времени вам хватит? Кто может озвучить (сказать вслух) какую цифру он выбрал и почему? Пояснение выбора таково: Допустим, кто-то выбрал цифру «5» – это означает, что у человека его Надо конфликтует с его ХОЧУ. Образно говоря, они борются – кто кого победит. Это норма, при которой сказать что у человека сильная воля, нельзя, но и слабой такую волю не назовешь. Соответственно если меньше 5 единиц – это слабый контроль. Если больше -достаточный.

     Те единицы, которые недотянули до 10-ти – это и есть наш фронт работы над укреплением и формированием своей воли. Это то, что мешает нам проявлять сильную волю

     2. Упражнение «Я хочу – Я могу!»

     Цель: Сформировать навык понимания своего истинного (главного) ХОЧУ. Научить видеть, какими способами достичь своего ХОЧУ.

     Ребята, сейчас мы с вами сделаем упражнение: «Я ХОЧУ - Я МОГУ». Упражнение для того, чтобы четко понять не только, что хочешь, а главное что можешь сделать - чтобы научится легко выбирать в пользу НАДО

   Правила таковы: «Спросите себя мысленно: «Что я хочу?». Затем мысленно же ответьте себе: « Я хочу, например, научиться водить машину» или «Я хочу ноутбук». Затем задайте себе второй вопрос: «Что я могу сделать, чтобы научиться водить машину?» или « Что я могу сделать, чтобы получить ноутбук?». И, опять, ответьте, например так: «Я могу пойти на курсы вождения, тренироваться на машине друга, могу почитать про это в интернете…» или « Я могу хорошо учиться, тогда родители купят мне ноутбук, я могу летом где-нибудь поработать и т.д.».

   Есть вопросы?

   Если все ясно, пожалуйста, начнем по желанию, работку вслух по кругу. Кто не решается или не хочет, по каким-то причинам говорить, это Ваше решение, которое мы уважаем.

   ВЫВОД. Таким образом. Чтобы выработать сильную волю надо знать для чего ты тренируешься, какого результата ты хочешь добиться и после этого легко сделать выбор в пользу НАДО. Потом это будет происходить автоматически, без усилий с вашей стороны.

И вы тогда научитесь не зависеть от обстоятельств и с легкостью достигать желаемого.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

цель: обратная связь.

 АНКЕТА

      Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:

1. Напишите: понравилось занятие или не понравилось и почему.

2 .Какие темы вы хотели бы еще обсудить? 

Спасибо за ответы!                 Психолог Силаева Т.Н.               Дата_______

   интеренет-курсы для ВАС


Достижение Цели и осуществление Мечты  - жми тут

ИНТЕРНЕТ-КУРС ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ СТРАХОВ И ОБРЕТЕНИЮ УВЕРЕННОСТИ  - жми тут

О том, как предупредить конфликты (разного плана и ситуаций) в моем интернет-курсе "Как управлять конфликтами.......и сделать из "лимона - Лимонад" - просмотр тут

Подпишитесь на рассылку статей автора этого курса! - здесь

Хотите быть полезными для Своих Клиентов!, грамотно привлекать их и зарабатывать на сайте - пройдите курс со скидкой 250 рублей тут "Высшая математика заработка психолога посредством в17"

 

Автор статьи                          спортпсихолог         Силаева Т.Н.



Просмотров: 389
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Между «надо» и «хочу», 5 шагов для развития силы воли
  • Что стоит за детским «не могу!» в ответ на взрослое «надо!»? Что делать? Часть 2я. Формирование воли.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Хочу, могу и надо
  • Надо, хочу, могу в ТА
  • Хочу, Могу и Надо
  • Профориентация. Хочу. Могу. Надо.
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Пребывать в состоянии хочу, могу, надо.
  • Как превратить "НАДО" в ХОЧУ или как сделать жизнь в удовольствие?
  • Хочу-Хочу или Хочу-Надо? Где застряли ваши деньги
  • Хочу-Хочу или Хочу-Надо? Где застряли ваши деньги
  • Как примирить «Хочу» и «Надо» Упражнение
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Хочу, но нельзя. Не хочу, но надо
  • Между «хочу» и «надо»
  • Надо ли уживаться с нарциссом? А если надо, то как это сделать?
  • Я хочу и Да будет воля Твоя (Я хачу і Няхай станецца воля Твая)
  • «Хочу» и «надо»: между Сциллой и Харибдой
  • Желания : надо или хочу
  • Я знаю, чего хочу, но не могу сказать об этом
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Война в душе. Я этого хочу? Или это надо?
  • Как превратить НАДО в ХОЧУ или внешнюю мотивацию во внутреннюю - часть 2
  • Как превратить НАДО в ХОЧУ или внешнюю мотивацию во внутреннюю -часть 3
  • Когда чужое «хочу» становится вашим «надо»
  • Новый год: «хочу» и «надо»
  • Между "Надо" и "Хочу"
  • Я хочу-мне не надо. Почему некоторым людям так сложно принимать?
  • Есть такое слово "надо". Надо - кому?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь