|
Представления о существах-покровителях у современных спортсменов (научная)Автор статьи: Лебедев Матвей
Представления о существах-покровителях у современных спортсменов Лебедев М.А., бакалавр психологии Кузнецова Ж.В., к. псих. н., доцент
Аннотация: в статье на примере студентов ВУЗа физической культуры. рассмотрены представления спортсменов о существах-покровителях, в частности, животных-покровителях Ключевые слова: магическое мышление, тотемы, мифология, духовные покровители, современная ментальность… Несмотря на глобализацию и изменением общества, архаические, магические, "языческие" верования остаются живыми в народном сознании. Представители разных областей знания активно изучали эти вопросы в XIX и XX веке. [7] Они входят в широкий спектр представлений, распространенных у современных людей. [3] Эти представления относятся к образно-знаковым реалиям, унаследованным от родового самосознания, взаимодействующего с другими новообразованиями ценностно-ориентированных идентификаций (родовой, этнотерриториальной, этнической, общероссийской и общемировой) по типу кругов Л.Эйлера, по модели конъюнкции, которая выстраивается в соответствии с внешними условиями многоуровневых идентификаций и внутренней позицией каждого человека, как уникальной личности. [2] Хотелось бы заметить, что понятие «тотемное животное» в данной работе может использоваться не в том же смысле, который вкладывали в него этнологи, антропологи, этнопсихологи и т.д. Тотемное животное, в соответствии, это понятие, связанное с общинно-родовым строем и шаманистическими представлениями, обозначающее животное - предка Рода и его духовного и магического покровителя [5]; [8] В нашей работе понятие тотемного животного не означает покровителя Рода – это существо, реальное или мифологическое, которому симпатизирует человек, с которым он может чувствовать особую связь, похожесть, и, возможно, находится в особых отношениях. Именно в таком понимании оно упоминается в современной массовой культуре, хотя это и не соответствует традиционным этническим представлениям. [6] Данные исследования Нами было опрошено 69 респондентов, из них 37 мужчин, 32 женщины, от 17 до 20 лет. Опрошенные являются студентами очного отделения ВУЗа физической культуры (ФГБОУ ВО МГАФК), многие из них действующие спортсмены и/или тренеры. Некоторые вопросы подразумевали открытый вариант ответа, мы проанализировали их методом контент-анализа, выделив наиболее часто встречаемые ответы, а также наиболее оригинальные. В скобках указана частота упоминаний, в тех вариантах, где были повторы ответов респондентов.
Опрошенные респонденты женского пола в ~1.4 раза чаще признают наличие у себя животного-покровителя. Данные респондентов мужского пола: Змея (3), Ёрмунганд (гигантский змей скандинавской мифологической системы - прим. Л.М.), питбуль, лев, ангел, ленивец, дракон, ворон и орел, змея, дракон, телец, тигр, енотик-полоскун (3), рысь, рыжий кот. Обоснования - Момент рождения* (4); чувствую духовную связь (2); характер (4); поведение (6); символ мощи и силы (не описано); ленивец - такой же ленивый; пауэрлифтинг - медведь; ангел - создан нести добро и истину**; лев - царь зверей, в каком-то смысле спортсмен, полоскун - чистоплотный, любит порядок. * - можно понимать в контексте следования Традиции, а также возможной конформности мышления. ** - данный пример с позиции психологии и психоанализа можно было бы рассмотреть, как возможную актуализацию функции Супер-Эго у опрошенного. В целом его ответ содержал самоприободрение, создания образа силы и справедливости Хотелось бы отметить распространенность понимания своих духовных покровителей в виде покровителей года согласно китайскому календарю, а также согласно астрологическим знакам Данные респондентов женского пола: Олень или лань, сказали окружающие (2), собака, лиса (2), медуза, кошка (4), змея (1 курс), медведь - по дате рождения, птица, змея - мне сказали, что я на нее похожа, ёж - прячется, колется, не стайное, ленивец - ленивый, как я. Как часто Вы встречали упоминания животного-покровителя/существа-покровителя или тотемного животного? Рис. 2 - распределение данных у респондентов обоих полов.4. Из каких источников? Рис. 3 - распределение данных у респондентов обоих полов. Мы видим, что данная информация широко распространена в массовой культуре, что показывает, например, упоминаемый вариант ответа "фэнтези и фантастика", который выбрали более 20% респондентов. Вместе с тем, поскольку выдача данных в интернет-ресурсах построена не на случайности, а на принципах работы куки-файлов. мы можем предположить, что данный ответ связан со спецификой опрашиваемой аудитории, на это же указывает вариант ответа "от друзей", а также низкая частота выбора ответа "газеты, журналы". [4] Как Вы понимаете - что из себя представляет существо-покровитель/тотемное животное? Это также может быть и мифологическое существо, не имеющее прямых аналогов. Рис. 4 - распределение данных у респондентов обоих полов. По данным рис. 5 мы можем сказать, что респонденты мужского пола в больше степени склоняются к тому, что существо-покровитель - это образ, в то время как наиболее популярный вариант ответа у респондентов женского пола был "реальное существо или сущность, обитающее на других планах бытия". Вы чувствуете и/или реализуете с ним связь? Рис. 5 - распределение данных у респондентов обоих полов.Каков характер этой связи? Рис. 6 - распределение данных у респондентов обоих полов. Здесь мы видим большее количество ответов среди респондентов мужского пола. Можно предположить, что здесь задействован элемент иррационального магического мышления - раскрытие информации лишает сакральной силы рассматриваемое явление [1], что также можно заметить и при беседе со спортсменами, обращающимися к различным приметам.В чем она проявляется? Рис. 7 - распределение данных у респондентов обоих полов.Вы знакомы со специальными практиками установления связи с существом-помощником/животным - покровителем? Рис. 8 - распределение данных у респондентов обоих полов. Вариант "опишите их" респонденты почти не заполняли, поэтому в данной статье ответы на него рассмотрены не будут. 10 Хотели бы ознакомиться с такими техниками? В этом вопросе респонденты женского пола высказали несколько более высокий интерес к духовным и магическим практикам, направленным на взаимодействие с животным-покровителем. 11. С каким животным или мифологическим существом вы ассоциируете ваш вид спорта и почему? М: Плавание - змея, акула; пауэрлифтинг - медведь, каратэ - обезьяна, гадюка, теннис - рысь (2), гимнастика - змея, армспорт - тигр, кенгуру - прыгучий, неусидчивый (баскетбол), гиена - быть хитрым и работать в команде, легкая атлетика - гепард, сурок - теннис Ж: Лыжные гонки - северный олень, баскетбол - пантера, плавание - дельфин, гимнастика - львица, спортивная гимнастика - обезьяна, как и я, баскетбол - гепард, легкая атлетика - гепард (2), теннис - енотик-полоскун, художественная гимнастика - обезьяна или лошадь, инструктор бассейна - дельфин, футбол - волки (во мн. ч.) Мы видим, что представления о существах-покровителях продолжают существовать и активно реализовываться в жизни современного человека. Ментальность спортсменов, как людей, имеющих высокую склонность к магическому мышлению, к суевериям и приметам (сослаться тут на свою статью), позволяет хорошо показать многообразие данных представлений, демонстрирующих сложность и многогранность самосознания личности. Источники:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|