Хоккей. Групповые нормы и роли спортсменов.

 Структура группы основывается на двух элементах:

1) функции и роли определяются для каждого члена, и он с ними соглашается;

2) устанавливаются нормы, которые помогают этим членам уживаться вместе и избегать внутренних конфликтов.

ФУНКЦИИ ИЛИ РОЛИ

Формальные

Свод правил, задач или функций, выполнение которых ожидается в зависимости от того места, что занимает каждый член команды.

Пример: вратарь, защитник, нападающий, тренер, капитан, и так далее.

 Неформальные

Свод правил, задач или функций, выполнение которых ожидается в зависимости от того, как каждый спортсмен поставил себя в команде.

Примеры: лидер, шутник, серьезный игрок, одиночка, ветераны, молодежь…

Функционирование команды сильно улучшается в зависимости от того, насколько четко они осознают, и насколько сознательно принимают отводимые им функции или роли.

Ясность – оперативное и конкретное определение задачи или функции.

Принятие – степень согласия с функциями, которые были определены.

Причём, задачи тренера могут быть не стандартными, но ясными, а степень принятия спортсменом – безусловная. В этом залог успеха. Это хорошо иллюстрирует отрывок из фильма "Легенда №17".

Каждый член группы должен иметь четкое представление о своей роли в достижении общекомандного успеха в клубе и на уровне национальной сборной.

Хотя функции игроков могут быть разными, все заслуживают одинакового признания и одинаковой оценки их значимости со стороны тренера. Нельзя отводить одним функциям более важное значение, чем другим, все игроки должны чувствовать себя причастными в равной степени к команде клуба или сборной страны. В команде клуба нельзя допускать раскола, ссылаясь на то, что хоккеисты прошли разную школу хоккея, раньше играли за разные клубы.

В следующем фрагменте фильма "Легенда №17" тренер проводит жёсткое упражнение для хоккеистов, чтобы они осознали, что они уже не игроки различных хоккейных команд, а игроки сборной страны. Всё это делается  для сплочении команды и формировании мотивации на победу.

С другой стороны, неравнозначную оценку хоккеистов могут давать СМИ, руководство клуба или федерации, но это не должно оказывать серьезное влияние на команду, подрывать авторитет тренера.

 

Маловероятно, что центральный нападающий будет забивать много голов, если остальная команда плохо играет в атаке. Защитник, подключающийся к атакам по флангу, столь же ценен в плане значимости своей роли в команде, что и забивной форвард. И столь же значимым должен чувствовать себя хоккеист, выходящий на смену из второго, третьего и даже четвёртого звена, помогающий команде сохранять сбалансированность игры, общий настрой, выполнение установок тренера и отдавать всего себя для общей победы.

Самое важное – это степень принятия хоккеистом отведенной ему роли или функции на площадке.  Тренер, как правило, использует в своем общении с игроками различные приёмы для того, чтобы убедить или уговорить их согласиться с его доводами. Иногда, для достижения этой цели привлекает в работу спортивного психолога.

НОРМЫ

Нормы регулируют поведение членов группы или команды. Эти нормы могут иметь отношение к любому аспекту внутреннего распорядка группы. Можно выделить два типа норм: формальные или явные и неформальные или неявные.

Формальные

Обычно устанавливаются по инициативе руководства клуба или тренера. Они четкие и выражены в явной форме. Регулируют поведение членов группы в процессе достижения поставленных целей. Предполагают возможное наказание за их несоблюдение.

Пример: распорядок дня, перелеты, униформа, прием пищи, занятия другими видами спорта…

Неформальные

Обычно возникают в результате притирки членов группы. Выражаются в неявной форме. Имеют большое значение в функционировании команды.

Пример: определенные привилегии для ветеранов, привычки и традиции, которые имеют место в раздевалке или во время сборов…

В клубах обычно существует Регламент внутреннего режима. Кроме того, тренер имеет обыкновение вводить дополнительные нормы, которые считает необходимыми для нормализации обстановки в «раздевалке». В обоих случаях устанавливаются формальные нормы по отношению к хоккеисту.

Самое интересное и важное – это вовлечение хоккеистов в разработку этих самых норм, что ускоряет их принятие и последующее соблюдение, а также укрепляет единство группы.

Для того, чтобы объяснить функционирование группы, также необходимо знать те нормы, которые, не будучи записаны на бумаги, оказывают на него существенное влияние. Обычно это обычаи, традиции, нравы, привычки, ценности, убеждения, которые устанавливаются в раздевалке и передаются из сезона в сезон.

Они могут пойти на благо команды или, наоборот, во вред. Тренер должен быть наблюдателем для того, чтобы понять, кто «заправляет на кухне», либо привлекать для этих целей спортивного психолога.

В отдельных случаях встречаются многоопытные хоккеисты, которые не могут правильно осознать свою важную роль в команде, в том числе и за пределами поля, и устанавливают «ветеранский закон». При    этом    они    могут поведать  прессе о  какой-то спорной ситуации, выставив ее в выгодном для себя свете, или направиться на прием к президенту, минуя тренера, что является примером таких неформальных норм.

Много трудностей на этапе формирования команды, превращение её из группы различных хоккеистов: ярких лидеров и тех, кто для глаз не специалистов находится в тени, остаётся не заметным – в выдающуюся команду, такую как наша Советская, а теперь и Российская "Красная машина". Всё это делается для спортивных побед! Чтобы можно было ликовать от радости и глубоко, со слезами на глазах, прочувствовать удовольствие от победы!



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • У каждого уважающего себя психолога и тренера должен быть план!
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Роли, которые выбирает наш ребенок. Роли, которые выбрали мы...
  • Как найти работу своей мечты (техника "4 группы желаний")
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Роли, которые мы для себя выбираем
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Привычки в постели, которые могут привести к расставанию
  • Роли, которые мы проживаем, и как найти себя настоящего.
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • А вы чувствуете себя частью команды?
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Что нужно иметь для того чтобы знакомиться с мужчинами
  • Женщины, которые хотят, но не могут.
  • Правила,которые могут убить.
  • Как вести себя мужчине, чтобы не оказаться в роли насильника
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь