|
Хоккей. Групповые нормы и роли спортсменов.Автор статьи: Боршняков Александр Михайлович
Структура группы основывается на двух элементах: 1) функции и роли определяются для каждого члена, и он с ними соглашается; 2) устанавливаются нормы, которые помогают этим членам уживаться вместе и избегать внутренних конфликтов. ФУНКЦИИ ИЛИ РОЛИ Формальные Свод правил, задач или функций, выполнение которых ожидается в зависимости от того места, что занимает каждый член команды. Пример: вратарь, защитник, нападающий, тренер, капитан, и так далее. Неформальные Свод правил, задач или функций, выполнение которых ожидается в зависимости от того, как каждый спортсмен поставил себя в команде. Примеры: лидер, шутник, серьезный игрок, одиночка, ветераны, молодежь… Функционирование команды сильно улучшается в зависимости от того, насколько четко они осознают, и насколько сознательно принимают отводимые им функции или роли. Ясность – оперативное и конкретное определение задачи или функции. Принятие – степень согласия с функциями, которые были определены. Причём, задачи тренера могут быть не стандартными, но ясными, а степень принятия спортсменом – безусловная. В этом залог успеха. Это хорошо иллюстрирует отрывок из фильма "Легенда №17". Каждый член группы должен иметь четкое представление о своей роли в достижении общекомандного успеха в клубе и на уровне национальной сборной. Хотя функции игроков могут быть разными, все заслуживают одинакового признания и одинаковой оценки их значимости со стороны тренера. Нельзя отводить одним функциям более важное значение, чем другим, все игроки должны чувствовать себя причастными в равной степени к команде клуба или сборной страны. В команде клуба нельзя допускать раскола, ссылаясь на то, что хоккеисты прошли разную школу хоккея, раньше играли за разные клубы. В следующем фрагменте фильма "Легенда №17" тренер проводит жёсткое упражнение для хоккеистов, чтобы они осознали, что они уже не игроки различных хоккейных команд, а игроки сборной страны. Всё это делается для сплочении команды и формировании мотивации на победу. С другой стороны, неравнозначную оценку хоккеистов могут давать СМИ, руководство клуба или федерации, но это не должно оказывать серьезное влияние на команду, подрывать авторитет тренера.
Маловероятно, что центральный нападающий будет забивать много голов, если остальная команда плохо играет в атаке. Защитник, подключающийся к атакам по флангу, столь же ценен в плане значимости своей роли в команде, что и забивной форвард. И столь же значимым должен чувствовать себя хоккеист, выходящий на смену из второго, третьего и даже четвёртого звена, помогающий команде сохранять сбалансированность игры, общий настрой, выполнение установок тренера и отдавать всего себя для общей победы. Самое важное – это степень принятия хоккеистом отведенной ему роли или функции на площадке. Тренер, как правило, использует в своем общении с игроками различные приёмы для того, чтобы убедить или уговорить их согласиться с его доводами. Иногда, для достижения этой цели привлекает в работу спортивного психолога. НОРМЫ Нормы регулируют поведение членов группы или команды. Эти нормы могут иметь отношение к любому аспекту внутреннего распорядка группы. Можно выделить два типа норм: формальные или явные и неформальные или неявные. Формальные Обычно устанавливаются по инициативе руководства клуба или тренера. Они четкие и выражены в явной форме. Регулируют поведение членов группы в процессе достижения поставленных целей. Предполагают возможное наказание за их несоблюдение. Пример: распорядок дня, перелеты, униформа, прием пищи, занятия другими видами спорта… Неформальные Обычно возникают в результате притирки членов группы. Выражаются в неявной форме. Имеют большое значение в функционировании команды. Пример: определенные привилегии для ветеранов, привычки и традиции, которые имеют место в раздевалке или во время сборов… В клубах обычно существует Регламент внутреннего режима. Кроме того, тренер имеет обыкновение вводить дополнительные нормы, которые считает необходимыми для нормализации обстановки в «раздевалке». В обоих случаях устанавливаются формальные нормы по отношению к хоккеисту. Самое интересное и важное – это вовлечение хоккеистов в разработку этих самых норм, что ускоряет их принятие и последующее соблюдение, а также укрепляет единство группы. Для того, чтобы объяснить функционирование группы, также необходимо знать те нормы, которые, не будучи записаны на бумаги, оказывают на него существенное влияние. Обычно это обычаи, традиции, нравы, привычки, ценности, убеждения, которые устанавливаются в раздевалке и передаются из сезона в сезон. Они могут пойти на благо команды или, наоборот, во вред. Тренер должен быть наблюдателем для того, чтобы понять, кто «заправляет на кухне», либо привлекать для этих целей спортивного психолога. В отдельных случаях встречаются многоопытные хоккеисты, которые не могут правильно осознать свою важную роль в команде, в том числе и за пределами поля, и устанавливают «ветеранский закон». При этом они могут поведать прессе о какой-то спорной ситуации, выставив ее в выгодном для себя свете, или направиться на прием к президенту, минуя тренера, что является примером таких неформальных норм. Много трудностей на этапе формирования команды, превращение её из группы различных хоккеистов: ярких лидеров и тех, кто для глаз не специалистов находится в тени, остаётся не заметным – в выдающуюся команду, такую как наша Советская, а теперь и Российская "Красная машина". Всё это делается для спортивных побед! Чтобы можно было ликовать от радости и глубоко, со слезами на глазах, прочувствовать удовольствие от победы! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|