Проблемы применения психотехник при воздействии на спортсменов

Проблемы применения манипулятивных психотехник при воздействии на автогонщика в соревнованиях по авторалли

 Исследование посвящено проблеме незащищенности спортсменов (автогонщиков)от скрытого воздействия противников, необходимости разработки системы защитных механизмов,

направленных на нейтрализацию негативных воздействий.

 Тема манипулирования вообще рассматривается в отечественной науке давно и весьма многогранно. Научные исследования проводились в рамках юриспруденции, медицины, социологии, политологии, педагогики и в психологии. Предметом исследования здесь всегда являются взаимодействия и взаимоотношения между людьми. Большая часть научных исследований направлена на изучение взаимоотношений в процессе труда (в основном бизнес) и педагогический аспект - процесс воспитания детей, подростков и юношей.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем фактом, что в литературе проблема применения манипулятивных психотехник в спортивных соревнованиях по авторалли остается малоисследованной, не смотря на тот факт, что данный вид спорта набирает в последнее время все большую популярность.

Целью данного исследования является выработка предложений по профилактике психологического здоровья спортсмена, а основной задачей – выявление и осознание спортсменом своих наиболее «слабых мест», подвергаемых воздействию и «сильных сторон», - для построения оптимальной линии поведения в соревнованиях.

Исследование проводилось автором в процессе непосредственного участия в соревнований по авторалли в течение шести лет, методом включенного наблюдения.

Ярким примером использования манипулятивных психотехник явилась победа Хэйдена Пэддона на одном из последних этапов WRC (world rally championship) (Аргентина), который при помощи психолога национальной регбийной команды All Blacks Гилбертом Енокой, сумел вывести из игры безусловного победителя Ожье, Хэйден Пэддон в приватной беседе тонко «подколол» француза некорректной фразой, что привело последнего в бешенство, и в итоге, отразилось на исходе соревнования в целом.

Автор считает, что рассматривать и развивать данное исследование целесообразно было бы в рамках спортивной психологии (раздел открыт в психологии в 1913 году) – науке, которая изучает деятельность человеческой психики в ходе занятий спортом.

Учитывая тот факт, что октябре 2015 года Минюст РФ предложило дополнить Уголовное законодательство новой статьей «Манипуляции со спортивными соревнованиями», однако данная редакция до сих пор не введена в действие. Под манипуляциями здесь понимается любое действие, направленное на то, чтобы результат спортивных состязаний был предопределён заранее в ходе сговора соперников между собой или с третьей стороной. Такое внимание к данному вопросу со стороны государства говорит о серьезности рассматриваемой проблемы.

Манипулятивным техникам, как таковым, посвящено ряд исследований, однако непосредственно в области авторалли подобные исследования не проводились.

Само манипулирование, как скрытое управление, достаточно широко используется в спорте, так как межличностное взаимодействие – неизбежный фактор, особенно в соревнованиях, где имеет место жесткая конкуренция. Рассматривая узкое направление в спорте - авторалли, где задействованы все механизмы человеческой психики, можно сделать вывод о значимости использования такого феномена, как манипулятивные психотехники, тогда, когда даже одного слова иногда бывает достаточно чтобы решить исход гонки, потому считаем, что рассмотрение данной проблемы в науке крайне важно с практической и теоретической точек зрения. В широком смысле, в литературе используется понятие психологической манипуляции, как типа социального, психологического воздействия, социально – психологического феномена, представляющего собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.

Теме манипулирования во взаимоотношениях, а также применению манипулятивных техник посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов. Шейнов В.П подробно описывает феномен манипулирования с различных ракурсов: эксплуатация потребностей человека, использование человеческих слабостей, использование особенностей психики; использование стереотипов, понуждение к действию и другие, а также механизмы и алгоритмы защиты от скрытого управления и манипулирования.

Хоган Кевин в своих работах говорит о побуждении изменения поведения под влиянием манипулятивного воздействия.

Следует отметить, что состояние спортсмена в условиях соревнования без преувеличения можно сравнить с «гранатой без чеки» - нервы на пределе, эмоции переполняют, чувства обострены, но одновременно - это внешнее спокойствие, выдержанность, собранность. Можно представить себе какой «вулкан» бушует внутри человека: одно неосторожное слово – и взрыв, извержение, которое сносит все на своем пути – и все это перед началом состязания. Но вот дана команда: «Старт!» и все сливается в единое целое: трасса, скорость, пилот, штурман, команда, автомобиль, стенограмма, и единая цель – финиш, победа, успех.

Психолог, профессор Марвин Зукерман пришел к выводу, что есть категории людей, которых опасность притягивает с особой силой. В течение 35 лет он вел наблюдения и определил на примере многих пар близнецов, что 60 % склонности к риску человеком наследуется и только 40 % — приобретается с опытом. Следовательно, любовь к опасности — это не столько черта характера, сколько особенность организма. Его гипотезу подтвердили израильские ученые, выделив генетическое звено, ответственное за поиск острых ощущений, — это ген, создающий в мозгу фермент допамин. Различные формы этого гена были обнаружены у наркоманов, азартных игроков, алкоголиков и спортсменов - автогонщиков. Позже Зукерман нашел доказательство биохимической связи поиска острых ощущений с необычно низким содержанием в мозгу другого фермента — тираменазы.

Этот фермент влияет на выработку чувства удовлетворения. Его недостаток и вызывает желание довести его до нормального уровня искусственно путем острых ощущений, риска.

Как известно, все манипулятивные техники, как правило, строятся на основных потребностях человек (А. Маслоу): физиологические потребности; потребность в безопасности; потребность принадлежать какой - то общности; потребность в уважении, признании; потребность в самореализации. Если рассматривать непосредственно автомобильный спорт, то ведущей потребностью здесь является самореализация, а кроме того, потребность в признании, и потребность в эмоциях.

Следует отметить, что самореализация – это индивидуализированная потребность наиболее высокого уровня, которая проявляется в разного рода достижениях. Потребность в положительных эмоциях для спортсмена имеет огромное значение.

Позитивный настрой помогает побеждать, что в свою очередь удваивает положительную эмоцию и приносит удовлетворение других потребностей.

Исследованиями установлено, что для психического здоровья оптимальным соотношением положительных и отрицательных эмоций является семь к одному.

Основные механизмы воздействия, так или иначе, построены на типах восприятия человека: визуальное, кинестетическое, аудиальное, дигитальное. Говоря на «одном языке»

людям легче понимать друг друга, а, следовательно, и управлять друг другом. Эффективность воздействия на человека позволяет понимать классификация, предложенная К. Юнгом, учитывающая типы познавательной деятельности:

- эмоциональный тип – ориентируется на прошлое;

- аналитический (мыслительный) тип – создает видимость безразличия к происходящему, события интересуют таких людей как строго логический процесс;

- ощущающий тип - воспринимает настоящее во всей его полноте и не примешивает к нему свой прошлый опыт. Этот тип хорошо справляется с кризисными ситуациями и неожиданностями;

- интуитивный тип - производит на окружающих впечатление человека легкомысленного, непрактичного.

Учитывая описанные типы и характер человека можно очень точно выстроить индивидуальную систему воздействия на каждого конкретного человека, спортсмена и подобрать наиболее эффективные именно для него манипулятивные психотехники.

Также техники манипулирования подробно рассматриваются и применяются в нейролингвистическом программировании. Методы, развитые в рамках НЛП, широко используются для скрытого управления человеком. Упрощенно можно определить НЛП как систему для познания и изменения человеческого поведения и мышления.

Наиболее популярными являются методы НЛП такие как, раппорт, позволяющий незаметно для собеседника вызвать у него заторможенное состояние – гипнотический транс, что в свою очередь уменьшает его способность к противодействию. Можно, например, просто попросить спортсмена вспомнить, что он чувствовал на прошедших месяц назад соревнованиях. В результате замешательства спортсмен может расслабиться, получить «ненужную» информацию, и - рефрейминг - практическое переосмысливание, переработка "отрицательных" аспектов жизни в "положительные" или наоборот. Еще Альберт Эйнштейн говорил о том, что проблему нельзя решить, находясь на том же уровне мышления, на котором она создана. Данные методы позволяют как существенно улучшать так и ухудшить свои результаты.

Различные авторы подразделяют виды манипулирования на простые: чувствами вины, обиды, жалости, гневом, страхом; неуверенностью в себе, тщеславием; любовью, и сложные: смещение акцентов, эмоциональное заражение, интрига и т.д.

Феномен манипулирования и управление человеком имеет не только свои методы, но и стратегии, здесь можно говорить, например, о резком переходе на личность в процессе беседы, как стратегической технике, задавание провокационных вопросов «в лоб», делать предложения от которых «нельзя отказаться», резко погрузить в проблемы, использовать комплименты и т.д.

Говоря о проблеме скрытого управления человеком особое место следует уделить алгоритмам защиты от манипуляций. Схему защиты целесообразно выстраивать исходя из того, что скрытое управление и манипулирование имеет также свою общую схему построения. К основным механизмам защиты можно отнести такие как:

  • Не давать информацию о себе, сюда также можно отнести: невозмутимость, умение скрывать свои чувства, умение говорить «нет».
  • Осознать, что вами управляют / пытаются управлять. Главный признак – чувство неудобства, внутренней борьбы, когда человеку не хочется что - то говорить, делать, а приходится.
  • Выстроить активную и / или пассивную линии защиты:

- пассивную защиту применяют, когда не знают, как поступить, не хотят портить отношения с манипулятором. Фактически проявление выдержки, сохранение самообладания и есть пассивная защита. Кроме того, в большинстве случаев манипулятор, натолкнувшись на пассивную защиту, прекращает свои действия;

  • активная защита означает – разоблачить и «нанести удар»
  • Расставить точки над «i» и подготовить контрудар. Суть метода состоит в том, что необходимо прямо, не стесняясь говорить о том, что человека беспокоит, потребовать разъяснений, т.е. – тайное сделать явным.
  • Контрманипуляция (контрудар) — сделать вид, будто не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным поворотом ситуации, показывающим манипулятору ваше психологическое преимущество, — психологическим ударом, приводящим к поражению манипулятора.

Однако, здесь необходимо учитывать, что не всякое скрытое управление требует защиты (например, когда скрытое управление не несет вред человеку), поэтому мы предлагаем разделять данный вид управления на экологичное и неэкологичное.

Исходя из вышесказанного, считаем целесообразным в данном исследовании, сделать акцент на создание профилактической системы психологической защиты, включающую как индивидуальные так и командные (групповые) мероприятия.

Автомобильный спорт это всегда команда: пилот, штурман, тренер, механики, от четкого, быстрого выполнения своих обязанностей каждого и эффективного взаимодействия всех вместе напрямую зависит результат.

Для групповой работы мы предлагаем применение командообразующих игр и тренингов, направленных сплоченность группы единомышленников, четкое их взаимодействие, а также выявление наиболее ценных качеств каждого участника и их эффективное применение.

Среди автогонщиков бытует мнение, что гонку выигрывает пилот, а проигрывает штурман, но в любом случае – это всегда команда – группа единомышленников, объединенных одной общей целью - победа. Ключевым и решающим в гонке является четкое взаимодействие между пилотом и штурманом, т.к. одно неверное или неуслышанное пилотом слово может стоить жизни экипажу, поэтому понимание здесь должно быть «настроено» на всех уровнях восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический.

Работу со спортсменами необходимо строить планомерно и последовательно. Для профилактической защиты от эмоционального воздействия, в период подготовки к стартам, рекомендуем применять различные техники на повышение самооценки спортсмена, научить его объективно оценивать свои возможности, и анализировать динамику своего развития от старта к старту (а не пытаться сравнивать себя с другими гонщиками). Анализ своих ошибок, позволит пилоту в дальнейшем изменить свое поведение в сложной ситуации, а наиболее удачных действий, – укрепиться в правильном подходе, уверенности в себе и своей победе.

Время и пространство – прошлое, настоящее и будущее, для гонщика на трассе «схлопывается» в одно мгновение, которое тянется вечность, и счет идет на доли секунд, поэтому нахождение «в настоящем» своевременно поможет ему объективно оценить ситуацию и выстроить рациональную линию поведения. Наиболее эффективными являются методики, позволяющие человеку находиться «в здесь и сейчас», т.е. все методики, направленные на придание уверенности и эмоционального равновесия. Эти подходы лучше всего планомерно применять во время подготовки к соревнованиям.

Накануне соревнований применение телесно - ориентированной психотерапии с постановкой опор, гипнотических эриксоновских техник, методик психосинтеза и НЛП, как для спортсмена, так и для всей команды, обеспечит направленность на победу, уверенность в своих действиях и эмоциональную уравновешенность, а своевременное использование в работе транзактного анализа даст спортсмену понимание своих жизненных установок и, при необходимости, возможности его коррекции.

Подводя некоторые итоги можно сделать следующие выводы:

- защиты спортсмена от применения противником манипулятивных психотехник (правовой, психологической и т.д.);

- применения психологической защиты спортсмена (профилактическая работа) в период подготовки к соревнованиям;

- применения психологической защиты спортсмена (профилактическая работа) непосредственно перед началом соревнования;

- системного подхода к подбору психологических защит спортсмена от воздействия на него неэкологичными манипулятивными психотехниками;

- построения долговременной планомерной работы с использованием командообразующих (групповых) и индивидуальных тренингов для спортсменов и команд;

- применения методик для выявления «сильных мест» спортсмена, на которые следует опираться при работе со спортсменом;

- применения методик для выявления «слабых мест» спортсмена, на которые должна

быть направлена работа специалиста и самого спортсмена.

Список используемой литературы:

  • Бэндлер Д, Гриндер Д. «Вводный курс НЛП тренинга» (НЛП) 1978.
  • Докука С.В. «Манипулятивные техники скрытой рекламы и маркетинга» (2012 г).
  • Хоган Кевин Психология влияния. Техники манипулирования в бизнесе и личном

общении. Вильямс. 2007

  • Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования. Мн.:

Харвест, 2006.

  • Щеглова Э.А. «Склонность к манипулированию и формы ее проявления в

профессионально - педагогической деятельности» (специальность 19.00.13) Томск, 2009 г.

 

УДК 159.98

Ефремкина О.В.

к.ю.н., психолог - консультант, психотерапевт.

 



Просмотров: 420
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убегание из “здесь и сейчас”, механизмы психологической защиты.
  • Проблемы психологии у спортсмена ватерполиста
  • Кто определяет готовность спортсмена к соревнованиям?
  • «Внутренний фильтр психологической защиты человека»
  • Спортивный психолог: как преодолеть эмоциональную неустойчивость спортсмена
  • Основные методы воздействия на человека
  • У юного спортсмена нет спортивной злости?
  • 7 качеств спортсмена-чемпиона
  • Спортивная психология для спортсмена и тренера
  • Методы защиты здоровья психики от агрессивного невежества
  • Механизмы психологической защиты в семьях, где есть больной зависимостью.
  • Механизмы психологической защиты в условиях стрессогенной среды
  • «Как научить спортсмена принимать проигрыш?!»
  • Средства восстановления спортсмена в циклических видах спорта
  • Агрессия – это одно из средств отстаивания своей территории и защиты своих границ
  • Механизмы психологической защиты
  • Механизмы психологической защиты
  • Механизмы психологической защиты
  • Внутренняя мотивация юного спортсмена. Откуда берется и как развивать?
  • История жизни спортсмена- регрессия с устранением подсознательного блока
  • Мама спортсмена
  • Механизмы психологической защиты в действии
  • Психологическая подготовка спортсмена
  • Раздражение как механизм психологической защиты психики
  • Психологическая подготовка начинающего спортсмена
  • Отличие психологического иммунитета от психологической защиты
  • Методы психической защиты от негативного влияния людей.
  • Роль родителей в формировании профессионального спортсмена
  • О влиянии родителей на мотивацию юного спортсмена
  • Что наш мозг прячет от нас? или Зачем нужны механизмы психологической защиты?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь