Агрессия – это одно из средств отстаивания своей территории и защиты своих границ

Автор статьи: Андрей Горев

 

 Агрессия  это одно из средств отстаивания своей территории и защиты своих границ 


В своей работе психологи часто слышат истории о том, что два человека очень мило общались друг с другом, пока не решили начать жить вместе, на одной территории.

До этого они испытывали чувство единения душ, но, оказавшись под одной крышей, обнаружили, что вместо любви и ласки стали постоянно сталкиваться с проявлением в свой адрес агрессии. И, мало того, они вдруг обнаружили, что сами часто впадают в состояние неуправляемой ими агрессии.

Как и в большинстве других случаев потери контроля над своей психикой, причины вспышек агрессии, охватывающих нас во взрослой жизни, нужно искать в нашем детстве.

Дело в том, что агрессия считается очень некрасивым и социально неодобряемым чувством, несмотря на то, что на самом деле ее проявление бывает очень полезно, а порой и просто необходимо в совместной жизни. Если ребенку не давали возможности в детстве проявлять агрессию, то у него не было никакого шанса научиться управлять ею.

Живя в своей родительской семье, дети как бы приспосабливаются к поведению и правилам игры, задаваемым их родителями. Навыки управления своей агрессией осваиваются ими в комплекте с общими правилами совместной жизни. Но, начав жить под одной крышей с человеком, выросшим в другой семье, с другими правилам и стереотипами поведения, бывшие дети оказываются как бы без «внешнего прикрытия». Они оказываются уязвимыми для чужой агрессии и не умеют управлять своей.

В природе, особенно среди хищных животных, демонстрация агрессии является очень важным средством защиты своей территории. И она чаще всего позволяет избежать реального столкновения и проявления насилия между двумя особями одного вида. Когда же два представителя рода человеческого оказываются на одной замкнутой территории, то очень часто вместо единения двух душ разгорается конфликт двух эго.

Умение договариваться друг с другом о правилах совместного проживания является результатом «сублимации» природной агрессии, которая служит базовым инструментом решения «территориальных споров» и нарушения личных границ. Если человек в детстве не имел опыта демонстрации агрессии, то у него не было и возможности научиться преобразованию ее в более достойные способы отстаивания своих границ (как внешних, так и внутренних).

 

Зло порой побеждает только другое зло

Одна моя знакомая рассказала о случае, который очень сильно ее озадачил, и мне он также показался очень поучительным, так как проблематизирует некоторые современные установки на взаимоотношение с детьми.

Эта знакомая несколько лет назад переехала в новый микрорайон, дом, квартира и двор ей понравились, но оказалось, что этажом выше поселились очень неприятные люди. Они постоянно что-то праздновали, ругались, роняли мебель, среди ночи могли начать бурно выяснять отношения с громким матом и швырянием стульев, бутылок и еще каких-то тяжелых предметов. Один из этих жильцов и оказался главным героем истории, которую она мне рассказала.

Как я уже говорил, двор у них был очень приятным, там постоянно гуляли дети, и на лужайке под окном моей знакомой любили греться на солнышке кошки. Но в какой-то момент во дворе появилась маленькая девочка 3-4 лет, которой очень нравилось бить этих кошек лопаткой, кидать в них песком и камнями.

В жизни детей бывают такие периоды, когда им нравится проявлять агрессию и быть «плохими мальчиками» и «плохими девочками». Мама девочки старалась объяснить дочке, что животных обижать нельзя, что им тоже бывает больно, но девочка упрямо играла свою роль и не хотела пропитываться жалостью к нашим братьям меньшим.

И в тот раз девочка также начала обижать кошку, она загнала ее под скамейку и пыталась пнуть или стукнуть палкой. Моя знакомая попросила девочку не обижать кошку, но та ее замечание просто проигнорировала. Мама этого маленького чудовища в таких случаях просто хватала дочку за руку и пыталась отвести ее в сторону. Моя знакомая схватить за руку чужого ребёнка не могла, поэтому стала прокручивать в своей голове слова, которыми можно было бы как-то образумить маленькую хулиганку.

И вдруг с балкона третьего этажа раздался грозный оклик ненавистного для моей знакомой соседа: «Эй ты, пигалица! Еще раз кошку тронешь, я тебе голову оторву! А тебя зарою в этой сраной песочнице! Ты все поняла?». Моя знакомая застыла от шока и возмущения: как так можно разговаривать с ребенком!

А девочка аккуратно положила палку на скамейку и спокойно ушла играть в другой конец двора. После этого случая никто и никогда не видел, чтобы эта девочка когда-либо обижала животных.

 

Агрессия – это одно из средств отстаивания своей территории, своих границ

Принято считать, что дети становятся «злыми» по причине того, что они сами становятся жертвами чьей-либо агрессии или оказываются свидетелями агрессивного поведения своих родителей, родственников или других людей. Но очень часто агрессия просыпается в детях не вследствие каких-то внешних причин, а потому, что они просто интуитивно осваивают все, что привлекает их внимание.

Агрессия – это очень важное и полезное для человека чувство. Мы пока еще не стали ангелами и живем среди людей, а людская натура склонна к проявлению агрессии. В известном смысле агрессия – это средство отстаивания своей территории, своих границ. В конце концов, демонстрация агрессии – это очень надежный способ самозащиты или остановки насилия. Тот факт, что мы видим в наших детях маленьких ангелочков, не избавляет их от необходимости становиться людьми, в натуре которых имеется очень много чего звериного.

Скорее всего, эта девочка проявляла агрессию по отношению к кошкам как раз потому, что дома она с агрессией никогда не сталкивалась, но ей было нужно как-то прочувствовать, освоить и обуздать это новое для нее чувство. Объяснить ей, что животных обижать плохо, было нельзя, так как она не понимала, что это значит – самой быть жертвой насилия и жертвой агрессии.

 

Игра как способ освоения и канализации агрессии

Когда мы наблюдаем за маленькими котятами или щенками, то видим, что они, играя, шутя кусают друг друга, борются и проявляют наигранную агрессию. Они тем самым готовят себя к встрече с реальной агрессией в окружающем их мире. Очень часто мы стараемся оградить детей от любых проявлений агрессии, но «звериное нутро» людской природы иногда берет верх, и дети сами начинают отыгрывать для себя это важное для выживания любого живого существа качество и навык – они учатся быть агрессивными.

Для того, чтобы ребенок имел возможность освоить чувство агрессии и научиться с ним справляться, иногда достаточно просто играть с ним в игры, в которых агрессия проявляется в шуточном виде. В тех же случаях, когда это чувство слишком сильно овладело душой маленького человечка, приходится придумывать более специфические игры, в сюжет которых входят сцены опасности, нападения, проявления агрессии и последующего примирения между различными участниками разыгрываемой «драмы».

В тех случаях, когда агрессия ребенка оказывается направлена на родителей или на других членов семьи, нужно обратить внимание на то, не происходит ли грубого нарушения его внутренних границ.

Родителям бывает трудно понять, что это зависимое от них существо, которое не может оставаться и выжить без их внимания, тем не менее, претендует на соблюдении дистанции и на защиту своей «территории». Территориальное поведение может включаться у маленьких хищников раньше, чем они научаются говорить и изъяснять свои мысли и чувства, поэтому в качестве профилактики стоит разыгрывать с ним различные сценки, в которых потенциально может проявляться агрессия.

Самыми простыми способами организации детской игры может выступать «кукольная психодрама». Для этого нужно купить набор не очень больших и разновеликих мягких игрушек, которых можно удобно разместить на диване или на столе. Можно наделять эти игрушки различными характерами и свойствами, придумывать вместе с ребенком истории. Постепенно дети осваивают навыки игры, и, наблюдая за ними, можно не только понимать, что происходит в их душе, но и разыгрывать конфликтные ситуации с последующим их разрешением.

В описанной выше истории в роли «психотерапевта» выступил тот алкоголик, который преподнёс маленькой девочке урок агрессии. Ее мама вместо того, чтобы помочь ребенку обуздать это чувство, пыталась объяснить ей, что она не должна его испытывать. Злой оклик соседа продемонстрировал, что кошка находится на «его территории», а девочка нарушает его границы. После чего ребенок спокойно ушел играть в свои владения.

Если снова вернуться к двум влюбленным, которые начали жить под одной крышей и обнаружили, что постоянно нарушают внутренние границы друг друга, то можно сказать, что если бы они научились «демонстрировать агрессию», то, скорее всего, избежали бы ситуации, когда оба перешли к ее активному применению, обвиняя и оскорбляя друг друга. «Демонстрация агрессии» в применении к человеку – это не рычание друг на друга, а аргументированное отстаивание своих позиций и своих границ.

Конфликты между людьми могут проходить без криков и обвинения друг друга, 
спорные вопросы могут решаться в форме шуток и серьезного делового разговора, 
но при любом конфликте в душе человека ощетинивается и показывает свои зубы маленький хищник, отстаивающий свои границы.

Агрессия наполняет нашу душу энергией, и умению переводить «звериную энергию» в форму уверенной аргументации при отстаивании своей позиции в конфликте или споре мы начинаем учиться с раннего детства. Но для того, чтобы иметь возможность с нею справляться, нужно не пугаться ее испытывать.



Просмотров: 651
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Если мужчина говорит вам, что очень дорожит своей свободой…
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • Она вышла «замуж» за женщину, потому что боялась агрессии мужчин
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Попытка воспитать «удобного» ребенка или Что нужно знать об агрессии родителю подростка?
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • 10 способов сделать то, что не очень хочется или очень не хочется, но надо
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Очень хочу жить так, как люблю, но.... что же скажет княгиня марья-алексевна?
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Моя потеря. Я ненавижу что ты умер или ресурс для создания своих личностных границ
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Почему мы не говорим того, что должны, или как мы делаем друг друга несчастными во взаимоотношениях …
  • Самая большая проблема в детской агрессии, - нет, не в самой агрессии, а в реакции на нее родителей.
  • Развод, расставание с партнером это больно? Очень больно! Невыносимо больно! Что делать?
  • Предвидеть что-либо очень трудно, особенно будущее
  • Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • Выражайтесь правильно или что бывает, когда друг друга не понимаешь
  • Что делает нашу жизнь насыщенной и разнообразной? Что дает чувство удовлетворения своей жизнью?
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?
  • Что такое «мучительная близость» и как детям и родителям прекратить быть обузой друг для друга*



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь