Роль родителей в формировании профессионального спортсмена

Мой сын является профессиональным спортсменом. Ребенком был спокойным, послушным, учился на отлично. В общем-то у нас в семье ему особо воли не было - мы с мужем оба очень серьезно относились и к его учебе и к его занятиям спортом. За успехи - хвалили, за лень и ошибки - ругали, с проблемами пытались справиться.

В общем, дома был у нас мальчик-паинька, но на поле мы требовали паиньку превращаться в бойца и лидера. И такая тактика была вполне успешна. Сын рано выбился в перспективные игроки, пошел в рост по спортивной карьере, дорос до молодежной команды. И пока он играл за молодежную команду - был лидером, всегда решал на поле все ситуации самостоятельно, иногда даже против установок тренера. И все тренеры его за это хвалили, что смелый, что может взять игру на себя, что видит ситуацию.

Роль родителей в формировании профессионального спортсмена

Но год назад он попал в команду мастеров и тут начались проблемы. Его будто заклинило - "тут все серьезно, тут главное - не ошибиться". Он не играет, не думает сам, не принимает самостоятельных решений. Решения вымученные и часто не продиктованные логикой.

Например, если тренер велел отдать пас, то он даже выходя один на один не будет забивать, начинает отдавать кому-то пас и выгодная ситуация "уходит". Он стал закрепощенный, бег замедлился, техника пропала, о смелости, лидерстве или азарте и говорить не приходится. Ощущение, что сына подменили. Домашний послушный мальчик-паинька "переселился" из дома на футбольное поле.

Причем год назад, едва попав в команду и пока он еще не вдолбил в голову что "здесь не детский спорт, я тут молодой, лезть никуда нельзя, и действовать надо только по схеме", у него многое получалось, и известные тренеры прочили ему большое будущее.

Я сама в прошлом профессиональная спортсменка, сейчас - тренер, у меня муж - тренер, мы всю жизнь работаем со спортсменами, мы видим проблему, но ничего не можем сделать с психологией сына.

Его будто "заклинило" где-то в голове, он выходит на игры напряженный, зажатый. Как деревянный. Мы вначале думали - ничего, молодой просто, вот годик поиграет со взрослыми, привыкнет, дальше раскрепостится. Но нет - в течении года все только ухудшается.

Обиднее всего, что на тренировках он - один из лучших даже во взрослой команде. Прямо будто возвращается в прошлое - злой, легкий, подвижный, техничный, интересный игрок. Из-за этого его еще и держат, не отправляют назад в молодежку, все ждут когда "раскроется".

И видно - сломай он внутренний психологический стереотип или барьер (не знаю, как правильно) и станет играть! Мы разговариваем с ним, объясняем, уже игры записывали и показывали - он все видит, и вроде уже соглашается с нами, но выходит на игру - и будто не было никаких разговоров - боится лишний шаг ступить, все действия только по установке тренера. Как ему раскрыться, как вернуть желание думать и решать самостоятельно, уверенность в себе и в своих решениях?

Или это мы виноваты, что дома "душили" его, и он вырос просто банально трусом, а не бойцом и ему действительно незачем лезть в серьезный спорт? Помогите пожалуйста, подскажите. Заранее спасибо.

 

У Вашего сына, я предполагаю, сработал психологический механизм проекции. Он бессознательно перенёс образ отношений сын-родитель на тренера, а отношение в семье на команду. В семье по отношению к Вам он младший и пока менее профессиональный, поэтому ему трудно сейчас выиграть конкуренцию у родителей, которые достигли высоких спортивных результатов, посвятили всю свою жизнь спорту и сейчас работают тренерами.

Возможно, Ваша поддержка помогала ему, когда он играл за молодежную команду. Предполагаю в этом возрасте у него был с вами (с родителями) б0лший эмоциональный контакт, отсутствовал свой личный спортивный негативный опыт и ваш сын был движим своим юношеским максимализмом и поэтому максимально выполнял ваши родительские установки. Отсюда и уверенное поведение на поле и противопоставление своего мнения тренерскому, так как он чувствовал от вас поддержку.

Сейчас, на мой взгляд, нужно немного сменить тактику, и подключить в поддержку и для формирования нового уровня достижений спортивного психолога. 

Предполагаю у вас на сына большие планы на его спортивное будущее и высокий уровень ожиданий достижений этих целей. Возможно, вы его эмоционально перегружаете своими ожиданиями больших и скорых достижений. Он пытается оправдать их и это его закрепощает. Это хорошо Вы описали, как он ведет он себя на поле во время игры и на тренировке.

Более высокие достижения пока вашему сыну одному не под силу. Вы ему дали всё, что могли и как родители и как тренеры, поэтому нужно подключать других специалистов (спортивного психолога, массажиста, тренера по физической подготовке), которые откроют в вашем сыне новые ресурсы для достижения высоких целей.

Пример из моей жизни. Мои младшие дети занимаются в детском театре балета «Мимолетности».

Там они изучают классический танец, гимнастику, французский язык, историю балета, актёрское мастерство, психологию, а ещё поют и рисуют. Я, как отец обеспечиваю оплату занятий, время на доставку на занятия и обратно, положительный эмоциональный контакт с педагогами, анализ достижений и проблем мох детей и совместное с педагогами, решение развития или коррекции. Предполагаю, что это делают все родители.

Кроме этого, так как я являюсь психологом, я провожу дополнительные занятия со своими детьми в плане эмоционального раскрепощения во время танца, песни,  чтобы они могли уверенно и артистично декламировать стихи, играть театральные роли. Так же провожу специальные психологические занятия на концентрацию внимания, поведение, отношение в коллективе детей, взаимоотношения с педагогами.

Для дополнительного развития слуха, чувства ритма и голоса мы отдали сына в школу искусств и в ансамбль народной песни и танца «Мыланка». Так же, он поет в хоре Православной Воскресной школы.

Все эти действия, то есть привлечение дополнительно специалистов, мы делаем для максимального развития творческих способностей наших детей.

Так же и вам нужно привлекать к работе с вашим сыном дополнительно других специалистов.

Для правильной диагностики психоэмоционального состояния спортсмена попробуйте «разговорить» сына, чтобы узнать есть ли, или были у него стрессовые ситуации с членами команды или тренером. Предполагая, что могли быть, так как он является молодым, перспективным игроком и может потеснить бывалых, заслуженных игроков. В спорте высокая конкуренция, да и на добрые, нежные, корректные слова у спортсменов и тренера не всегда находиться время.

Хорошо бы чтобы Ваш сын во всех подробностях рассказал Вам о ситуации в команде, на поле, в раздевалке. А Ваша задача только выслушать, поддержать его и ни в коем случае не поучать его и не критиковать. А полученную информацию верно оценить и подключить специалистов для решения.

Ситуация с новым тренером так же стрессовая. Он, как правило, еще не знает личностных особенностей Вашего сына и не учитывает их, а, как это бывает в большом спорте, требует результат. Нужно послушать сына, как он относится к тренеру, сравнивает ли он его с прежним тренером. Попробуйте научить сына построить более лучший эмоциональный контакт с тренером.

Пример, футбольный матч сборных России и Андоры. Диктор рассказывал как Дик Адвокат доверяет Алану Дзагоеву и когда он это чувствует, то творит чудеса, это его окрыляет. В результате Дзагоев забил два мяча.

 Тренер - человек и к нему новому молодому спортсмену нужно самостоятельно (или с помощью родителей, спортивного психолога) подобрать "Ключик", найти подход к тренеру. Возможно, у Вашего сына нет такого навыка и опыта. Ведь в молодежных командах наоборот тренер ищет "ключик" к спортсмену, чтобы вырастить, раскрыть его.

Очень эффективно поддерживает молодых спортсменов самораскрытие родителей-спортсменов. Расскажите сыну о своих трудностях на этапах становления Вашей спортивной карьеры. Сделайте акцент на Ваших проблемах (а не достижениях) и путях их решения. Таким образом, Вы станете эмоционально ближе к сыну и частично раскрепостите его, дадите понять, что непреодолимых преград не бывает.



Просмотров: 521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Вопрос расстановщику. "Невестка настраивает моего сына против меня?"
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • "Инструкции по строительству" для желающих посадить дерево, построить дом и родить сына
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что на сама деле означает фраза "посадил дерево, родил сына, построил дом"?
  • Вопрос расстановщику. "Мне трудно любить сына"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Как родителям "завалить" приучение сына к делам по дому
  • "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына..."
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Плохой сценарий "хорошего сына"
  • Как "отпустить" сына? (из авторской практики МАК)
  • "Мне кажется, я теряю сына..!"
  • Гиперпролактинемия или "Хочу сына!"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • "Страна троллей" в песочнице или Один в поле не воин.
  • "Поле чудес" или "минное поле"?...
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Один в поле не воин"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь