"Мне кажется, я теряю сына..!"

    Мне кажется я теряю сына

       Весенний, теплый денек. В суете своих повседневных дел я слышу приятную мелодию своего телефона. Отвечаю и слышу растерянный и тревожный женский голос: "Здравствуйте. Меня зовут Аня. Помогите, мне кажется, я теряю сына... Мой сын учится в первом классе. Учится хорошо, поведение в школе хорошее, на уроках активный, на переменах со всеми дружит, гуляет, учителя замечаний не делают и довольны им. Ходит на кружки, занимается спортом. Но в последнее время всё как-то изменилось. За уроки дома мне очень сложно усадить сына, приходится кричать. Был даже случай, когда он вообще меня послал! Так и сказал: «Да пошла ты». Я думала, что у него вырвалось, и не придала значения, но это повторилось снова. Я в отчаянии. На что-то что ему не нравится, он начинает бить диван, махать руками, злиться. Когда я хочу его успокоить, обнять, он отходит от меня или идет в другую комнату. В последнее время это стало все чаще проявляться. Я хочу понять, что с ним происходит. Я очень боюсь за сына, боюсь, что он отдалится от меня.»

      Уже при встрече я задаю Ане вопросы: "Как ваша жизнь выглядит сейчас? Что происходило в ней раньше?"
Аня: «С мужем развелись, когда Андрюше было 3 года. Он живет в другом городе, отношения с сыном поддерживают, общаются по телефону, на каникулы сын ездит к папе на несколько дней. За год до школы Андрюша жил с бабушкой и дедушкой, а я нашла работу в другом городе и могла приезжать к ним только по выходным. Сразу не было возможности забрать сына с собой. Забрала его перед поступлением в первый класс и теперь мы живем с ним вдвоем».

      Я ставлю перед Аней 2 стула и предлагаю ей побыть на стуле, обознающем ее сына (классическая психодраматическая техника обмена ролями, чтобы "побыть в шкуре другого"). Растерянно, глядя на меня, Аня все же соглашается и садится. Спустя какое-то время я задаю вопрос: Как ей на этом месте? Как она себя чувствует? Аня, опустив голову, говорит: "Грустно, ощущение, что я совсем одна, плохо..." Я предлагаю посмотреть на маму (стул, обозначающий маму Андрея, Аню). Аня из роли своего сына с трудом поднимает глаза и замечает давящий ком в горле, сглатывает слюну и сжимает челюсти. Она ощущает обиду, злость и недоверие… (все упражнение до конца описывать не стану – нет такой цели).

     Да, именно так чувствует себя ребенок на месте Андрея. Он чувствует себя брошенным. В 3 года его «бросил» отец – мама с папой не смогли договориться, развелись и отец уехал в другой город. Почти сразу после этого его «бросила» мать. Ей нужно было работать, и она оставила сына с бабушкой и дедушкой, а сама уехала в другой город.

      Для ребенка родители – люди, которым он слепо доверяет себя, свою жизнь. Он абсолютно уверен во всемогуществе «своих» взрослых. Он знает, что они все решат, разберутся, позаботятся. Но обстоятельства жизни Андрюши сложились так, что его вера самым близким людям сильно пошатнулась. И это выбило почву у него из-под ног. Прежний мир, где «есть папа», «мама», «мы вместе, мы семья…» рушится. Мир, который был всем, давал опору и безопасность рушится на глазах ребенка, а он становится молчаливым свидетелем, от которого ничего не зависит. Внутри страх, тревога и свое бессилие. Он вынужден просто наблюдать за тем, как меняется его жизнь. Спасает лишь иллюзорная вера в то, что если бы он был более послушным, более способным, не баловался, радовал… то «папа бы не ушел», «родители бы не ссорились», «мы были бы вместе»…
Сложный период: развод, разъезд, жизнь с бабушкой и дедушкой без мамы, снова переезд в новый город, в новый дом. И все это время Андрюша "золотой" ребенок - послушный, старательный, способный, радует своими успехами. Он так нежно берег маму, все понимал и не грузил собой. Мама, озадаченная тем, как теперь жить, как заработать денег на жизнь, прокормить себя и ребенка, погруженная в свои переживания – обида к мужу, горечь от разочарования, чувство вины о том, что не сумела сохранить семью, страх перед будущим и тревога, справится ли она - делает, что может.

    Проходит время, жизнь понемногу стабилизируется. И, кажется, что все в порядке: теперь Андрюша живет вместе с мамой, ходит в первый класс, продолжает общаться с папой по телефону и приезжать к нему в гости на каникулы. На общем фоне благополучия вдруг эти "непонятные" вспышки гнева, злость, капризы, отвержение. Почему? Откуда?

      Теперь "война" кончилась, и жизнь наладилась. Мама окрепла и вынырнула из своих переживаний. Сейчас она сможет его увидеть, выдержать напор переполняющих его чувств. Чувств, с которыми сам он справиться не может. Да и, наверное, уже не хочет. Он устал в свои 7 лет быть взрослым и все понимать, не обращать на себя внимания и не обременять "своих" взрослых капризами. Он ребенок, который чувствует себя брошенным (ну и что, что на время). Он остался один наедине со своим страхом, виной, бессилием и тревогой в то время, когда его жизнь менялась кардинально. А родителям было не до него. Никто не рассказал, что происходит, не интересовался, как ему, не давал места чувствам. Андрюша просто ребенок, который имеет право на свои чувства. Он имеет право злиться на маму за то, что она не была рядом, когда была ему так нужна. Имеет право хотеть внимания и тепла, несмотря на сложный период в жизни семьи, и обижаться, когда этого не получает. Имеет право плакать и капризничать, когда ему плохо, и рассчитывать на принятие и утешение.

     Теперь он снова хочет верить в то, что он важен для мамы, его чувства имеют значение, и рядом есть родители, которые не бросят, даже если он будет грубить, не слушаться и посылать. Теперь он знает, как больно разочаровываться в самых близких, поэтому вынужден их проверять, чтобы восстановить доверие.

     Для мамы Ани злость, непослушание, отвержение - это отдаление сына и потеря контакта с ним, а для Андрюши - шанс снова приобрести близкого человека и доверять.
....................................................................................................................................

        Кризисный периоды в жизни семьи бывает у всех. Часто супругов переполняют разные сильные чувства в этот период. Поэтому родителям бывает сложно объяснить ребенку, почему его жизнь меняется, увидеть его чувства, побыть рядом и дать поддержку. Чтобы помочь себе справиться со своими чувствами и быть хорошей опорой своему ребенку в этот непростой период, вы можете обратиться за помощью к психологам.


*В целях соблюдения конфидициальности личная история упоминается с согласия клиента, а имена участников были изменены


Возможна онлайн консультация по Skype: shelest-psy
Запись по телефону 38(097) 425 69 58 (Viber) или в личку



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Что на сама деле означает фраза "посадил дерево, родил сына, построил дом"?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "У мужа кроме меня еще три женщины, но его все устраивает!"
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Что скрывает жалость? или "Делай добро и бросай его в воду".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь