|
Что наш мозг прячет от нас? или Зачем нужны механизмы психологической защиты?Автор статьи: Наквасина Светлана Николаевна
Часто ли Вы замечали за собой, что Вы забыли что-то нужное/важное? Забыли какой-то эпизод из своего прошлого? Били со злости посуду или подушку? После неудачи сказали сами себе: «Ну и ладно, не больно и хотелось…» ? Говорили начальникам и преподавателям: «Сам дурак!» ?. Конечно! С вами точно происходило что-то подобное! А если нет – то Вы, скорее всего, и об этом тоже забыли.
Дело все в том, что наша психика устроена очень сложно. И наш мозг защищает нас разными способами – забывает болезненную или очень важную информацию, искажает воспоминания, не позволяет выражать недовольство вышестоящим лицам. Всё это называется МЕХАНИЗМАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ (МПЗ). Дело в том, что в нашей жизни встречаются трудности – чаще или реже, более или менее серьезные. И наш мозг ограждает нас от переживаний по поводу трудностей. То есть, психологическая защита – это система, которая стабилизирует нашу личность, сводит к минимуму чувство тревоги, уменьшает количество наших внутренних конфликтов. Это происходит следующим образом (за счет следующих механизмов психологической защиты - МПЗ): Механизм отрицания действует так: человек отрицает какой-то факт, обстоятельство, свои желания или свои качества. Пример №1: Очень конфликтный и склочный человек говорит о себе: «Я очень легкий человек, со мной легко ужиться». Пример №2: Человек, который потерял близкого человека в ДТП, поначалу не принимает его смерть «Да нет, он не умер, этого не могло быть, просто не могло так случиться». Люди, использующие этот МПЗ, отказываются признавать очевидное. Просто потому что это им неприятно, это не вписывается в их картину мира. Механизм вытеснения действует так: неприемлемые для человека желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. Это связано с учение Зигмунда Фройда об уровнях психики – сознательном, подсознательном и бессознательном. Пример №1: Человек не запоминает сны. Пример №2: Человек забыл какой-то неприятный эпизод из своего прошлого – как его побили, или как он кого-то обидел. Пример №3: Человек никогда не благодарит в ответ на необходимую помощь, но свою неблагодарность он «вытесняет», он о ней не помнит. (Почему не благодарит – это уже другой вопрос.) Это похоже на вещи, которые человек хочет убрать с глаз долой, а выкинуть жалко – поэтому эти вещи отправляются в гараж, на балкон, на дачу, чердак или антресоль. То же самое происходит и в нашей психике.
Механизм регрессии действует так: человек, оказавшись в трудной ситуации, ставит перед собой более простые задачи, ищет более простые способы их выполнения. Пример №1: Можно попросить авторитетного супруга/супругу/друга/родителя/наставника решить вопрос за Вас. Пример №2: Супруга в результате семейной ссоре уезжает на неделю к маме в другой город. Пример №3: Когда на человека не обращают внимание, он раздражен, настроение портится. Может снижаться волевой контроль, может появиться обидчивость, капризы.
Механизм компенсации действует так: человек ищет замену реального или воображаемого недостатка в другой области деятельности, хобби. Пример №1: Худощавого мальчика в очках высмеивают в школе, а он, в свою очередь, унижает обидчика за счет своей хитрости и интеллектуального превосходства. Пример №2: Подросток, которого обзывали «ботаником», начинает активно заниматься физической культурой, чтобы набрать мышечную массу и стать сильнее. Пример №3: Девочка с неказистой внешностью, увидев красивую женщину по телефизору, начинает одеваться, краситься, ходить и говорить как она. Иногда компенсация осуществляется с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другого человека. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не становятся частью самой личности.
Механизм гиперкомпенсации действует так: человека не устраивает его недостаток, и он усиленно прорабатывает именно этот недостаток. Пример №1: Люди с ограниченными возможностями здоровья (отсутствие конечностей вследствие ампутации, болезни, травмы и т.д.) активно участвуют в паралимпийских играх. Пример №2: Подросток, которого регулярно избивают во дворе, начинает активно заниматься физической культурой, чтобы набрать мышечную массу и стать сильнее (реальный пример – Арнольд Шварцнеггер). Механизм проекции действует так: неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли приписываются другим людям. Пример №1: Сотрудник, испытывающий неосознанную ненависть к начальнику, замечает признаки ненависти к начальнику у своих коллег. При этом собственную ненависть он отрицает. Пример №2: Мать, которая испытывает какую-то боль/дискомфорт, усиленно начинает заботиться о ребенке (в моменты ощущения боли) – заставляет лежать в постели, использовать мази, пить микстуры, принимать витамины/таблетки. Пример №3: Исполнительный оптимистичный студент видит аналогичные качества в своем преподавателе. Чаще всего человек приписывает другим свои негативные, аморальные стремления и желания. Однако бывает и так, что значимым лицам присваиваются позитивные чувства.
Механизм замещения действует так: человек «выплескивает» подавленные эмоции (чаще негативные) на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Пример №1: Мужчина, которого на работе начальник публично «отчитал», после работы срывается на своих домочадцев. Пример №2: Ребенок, который не может выразить негатив в отношении взрослого, бьет подушки, рвет мягкие игрушки. Ряд исследователей включают в этот механизм не только замену объекта действия, но и его источника, и самого действия, подразумевая под этим различные варианты замещающей деятельности.
Механизм интеллектуализации действует так: человек решает трудные ситуации чрезмерно «умственным» способом, игнорируя свои переживания. Пример №1: Студент хотел получить на экзамене 4, но плохо отвечает и попадает на пересдачу. Студент думает про себя: «Да у него уже деменция налицо, нормально я отвечал. Главное на пересдаче к нему не попасть…» Пример №2: Мужчина старался получить повышение, однако долгое время оставался на той же должности, а затем и вовсе попал под сокращение, хотя работал старательнее других сотрудников. Реакция мужчины на всю эту ситуацию: «Вот куда мир катится, все места сокращают. Так, в четверг иду забирать трудовую, надо позвонить Саше, может у него есть работа для меня. А еще принесу жене цветы и тортик. Прорвемся!». При этом человек уходит из мира эмоций в мир мыслей, абстракций.
Механизм рационализации действует так: человек в трудной ситуации создает псевдоразумные, но благовидные обоснования своего или чужого поведения. Истинные причины данной ситуации человек не может признать из-за угрозы потери самоуважения. Пример №1: Студент хотел получить на экзамене 4, но плохо отвечает и попадает на пересдачу. Выходя из учебной комнаты, он улыбается и говорит себе: «Ну и пёс с ним, сам дурак этот препод!». Пример №2: Мужчина старался получить повышение, однако долгое время оставался на той же должности, а затем и вовсе попал под сокращение, хотя работал старательнее других сотрудников. Реакция мужчины на всю эту ситуацию: «Не больно и хотелось, сами свои отчеты будете писать». При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта.
Механизм реактивного образования действует так: человек предотвращает выражение неприятных мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Пример №1: Свои инстинктивные желания человек игнорирует, развивая при этом убеждения типа «Порнография отвратительна», «Секс – это низко» и т.п. Пример №2: Бессознательно черствый, равнодушный человек демонстрирует окружающим жалость и заботливость. Происходит трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.
_________________________________________________________________ Хорошо это или плохо? В психологии, к сожалению, не сложилось единого взгляда на явление «психологическая защита». Одни исследователи считают психологическую защиту однозначно непродуктивным, вредоносным средством решения внутреннего или внешнего конфликта. Другие – предлагают делать различие между патологической психологической защитой и нормальной, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни, обычной составляющей человеческого сознания. Один и тот же механизм может помочь в ситуации А и сыграть «злую шутку» в ситуации В. В любом случае, проявления механизмов психологических защит нужно учиться отслеживать и, если они непродуктивны, прорабатывать. Для диагностики и проработки МПЗ рекомендуется обратиться к дипломированному психологу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|