Проблемы психологии у спортсмена ватерполиста

Эти проблемы я хочу раскрыть на примере моего консультирования в ноябре 2012 г.

Ко мне обратилась мама спортсмена: «Добрый день, Александр Михайлович! Мой сын занимается спортом и, по словам тренеров, является перспективным игроком. Этим летом он поменял спортивную школу и переехал в другой город по приглашению. И тут начались у него проблемы - страх, трусит перед соревнованиями, неуверенность и т.д. Я думала это связано со сменой обстановки и при адаптации все это пройдет. Однако это все у него продолжается, из-за чего происходит спад результатов. Новые тренеры говорят, что у него неуверенность и соответственно на него нельзя положиться, необходимо быть более дерзким и по-спортивному наглым. А теперь уже говорят, что у него эти проблемы связаны с психологией. Я очень переживаю за своего сына, у него последнее время отсутствует настроение. Я очень хочу ему помочь, но не знаю как».

Я задал маме спортсмена ряд вопросов. В гештальт-терапии начало консультирования, прояснение ситуации, выявлении проблемы, формирование запроса называется преконтактом. (информация для психологов).

«Уважаемая мама, для более глубокого понимания ситуации мне нужно, чтобы Вы ответили на несколько вопросов:

1. Сколько лет Вашему сыну? 

2. Каким спортом он занимается и как долго занимается?

3. Он первый раз поменял тренера и чьи это слова, что он является перспективным игроком - прежнего тренера или нынешнего? По каким параметрам Вы выбирали новую спортивную школу, обращали ли Вы внимание на нового тренера (или новых тренеров), на эмоциональный контакт спортсмена (Вашего сына) и тренера?

4. Страх проявляется только на тренировках и соревнованиях или так же при взаимодействии с новым коллективом? Что по этому поводу говорит Ваш сын?

5. Спад результатов отмечаете Вы, Ваш сын или новый тренер?

6. Чтобы в этой ситуации помочь Вашему сыну, для начала его нужно «разговорить» и в полном объёме узнать, что с ним происходит, во внешней ситуации и в его внутреннем мире».

 

Спасибо, что откликнулись на мое обращение. Сыну 17 лет, занимается он водным полом, он вратарь. Именно этим видом спорта он занимается почти 5 лет. Тренера поменял первый раз, но до этого не однократно бывал на сборах, там тоже были тренеры, под руководством которых он работал.

Проблемы психологии у спортсмена ватерполиста

То, что он является перспективным игроком, говорят как тренеры из нашего города, так и новые его тренеры.

Перешли в другую спортшколу, по приглашению. Сын на тренеров не жалуется, вроде ему все нравиться. На тренировках тоже вроде все нормально, с командой отношения нормальные, со всеми общается без проблем. Страх только перед соревнованиями и во время игры.

Про спад результатов говорит сам сын, он это чувствует и говорит, что может лучше играть, но у него не получается. Новый тренер мне лично говорил, что ему не хватает спортивной злости. А после последней игры, он сказал сыну, что его проблема связана с его психологией.

Хотела добавить, что на сборах в юношеской сборной у него были проблемы с командой. Он там был самым младшим. Проблема заключалась в том, что над ним подшучивали. Он очень злился и говорил, что ему очень хотелось вступить с ними в драку. Но он боялся, что его за это могут выгнать со сборов.

 Ваш сын все 5 лет был голкипером, или вначале был полевым игроком? В воротах он играет в основном составе или выходит на замену? С кем из тренеров у него более близкие теплые отношения, с главным тренером или тренером по вратарям?

Водное поло – один из наиболее трудных видов спорта. 
Успех команды ватерполистов невозможен без уверенной и надёжной игры вратаря. Есть такое выражение в спорте: «Вратарь - это половина команды». Отсюда возможно у Вашего сына высокие требования к себе, ведь ошибку вратаря уже никто не сможет исправить, так как от вратаря во многом зависит исход, как отдельной встречи, так и турнирных соревнований в целом.

Вратарь должен иметь способностью легко держаться на воде с помощью работы ног, а также, высоко и быстро приподниматься над водой (выпрыгивать из воды), удерживая в таком положении своё тело - это задача тренера по физической подготовке.
Так же вратарь должен иметь высокий рост - врожденные, наследственные данные. 

Кроме того, для вратаря очень важны: смелость и мужество. Они являться неотъемлемым качеством спортсмена, претендующего быть хорошим вратарем. Ведь вратарь – это единственный игрок на поле, который защищает свои ворота тем, что, в основном, подставляет свое тело под удары мячом. И часто эти удары приходятся не по рукам, а в корпус или в голову. И чем выше будет уровень мастерства, тем сильнее будут эти удары. Это задачи, которые решаются спортивной психологией.

Из опыта работы со спортсменами могу предположить, что у Вашего сына могут быть не пережитые эмоциональные травмы, связанные с болью от удара мячом. Эта боль может формировать бессознательное сопротивление игре, снижать мотивацию вратаря.

Из опыта могу сказать, что поведение в игре и в быту спортсменов, играющих в воротах, несколько отличается от остальных их партнеров. Это и понятно. Ведь на протяжении ряда лет этот спортсмен противостоит своим партнерам и соперникам на своем месте – в воротах. Ошибка любого игрока относительно малозаметна и меньше запоминается, чем любой промах вратаря. Ведь ошибку вратаря, в отличие от ошибок полевых игроков, некому исправить. После совершения ошибки полевой игрок тут же втягивается в игру и ему некогда переживать. А вратарь, находясь в воротах, еще долго будет под впечатлением совершенной им ошибки, может длительное время корить себя. Поэтому, как бы защитной реакцией приспособления к роду деятельности у вратарей иногда вырабатывается некоторое чувство отрешенности от происходящего, иногда замкнутости.

Эта замкнутость и не многословность прослеживается и у Вашего сына. Я делаю такой вывод на основании Ваших слов: "На тренировках тоже вроде все нормально, с командой отношения нормальные, со всеми общается без проблем".  

В психологии слово нормально часто является словом-сорняком, потому что непонятно, что для Вашего сына означает слово "нормально". В таких ответах важно задавать встречные вопросы: как это происходит, опиши подробно свои мысли, чувства, действия. Важно, чтобы спортсмен смог встретиться со своими подавленными во время игры чувствами и эмоционально отреагировать их.

Основным отличием в тренировке вратарей от тренировки полевых игроков должно быть то, что их технической подготовке во всех возрастных группах должно уделяться значительно большее количество времени и для физической, технической и психологической подготовке вратаря. 

Переходим к следующему, второму этапу консультирование - контактирование. (информация для психологов).

Очень важно проблему, полученную на сборах в юношеской сборной разобрать детально и ту не выраженную агрессию выразить сейчас, в настоящий момент. В гештальт-терапии есть такая техника - работа с образом.

Вашему сыну нужно представить один образ обидчика и гневно высказать свои обиды. Можно на стул, где представляется образ положить подушку и побить её. Если подшучивающих над ним было несколько, то эту процедуру проделать несколько раз, меняя образ, чтобы на стуле побывал каждый подшучивающий. Лучше эту процедуру проделывать со специалистом, спортивным психологом, но Вы, так как не работаете очно со спортивным психологом, можете это сделать самостоятельно, находясь рядом с сыном, следя за выражением его эмоций и поддерживая его. Правда эффективность от  этой процедуры с Вашим участием будет значительно ниже, чем с участием профессионального спортивного психолога.

Самостоятельно делать это психологическое упражнение спортсмену я не рекомендую, так как, погрузившись в свои проблемы трудно самостоятельно найти правильное решение и верный выход из сложившейся ситуации, а наоборот можно только усугубить существующую проблему.

Так же, важно узнать у сына, что кроме острых шуток у членов команды наверное и присутствовала зависть. Так как ваш сын самый молодой, а уже в сборной. Это обратная сторона медали и косвенное признание его заслуг. Дэйл Карнеги говорил: "Помните, что несправедливая критика зачастую есть скрытый комплимент. Помните, что никогда не пинают дохлую собаку". 

Можно сказать, что его поставили в ворота, где то через месяц, а через два его уже взяли на первые соревнования. Вратарем он не хотел быть, но через определенное время ему это стало нравиться, поскольку все стали его хвалить как тренеры, так и команда. Он играл всегда в основном составе, был капитаном команды. Но после переезда у него все стало по другому.

Во-первых, он там один, без родителей. Более того, ему там приходиться играть как за свой возраст, так и за студенческую команду. По своему возрасту он там еще не играл, но думаю, он будет в основе. А в студенческой команде есть вратари, которые старше его на 4 и 5 лет. Соответственно он идет на втором месте.

Я сегодня с ним общалась и вроде вывела его на разговор. Он сказал, что здесь он для всех чужой, что в него не верят. Спросила, каким образом он это определил. Он говорит, что перед каждой игрой тренеры проводят собрания, где говорят, кто и где будет играть. В первую игру ему сказали, что он сегодня играть не будет, отыграешь завтра все периоды, можешь не переодеваться. Он согласился и пошел на трибуны. На следующий день сказали, что играть будет он, но и другому вратарю сказали, чтобы переоделся, может и ему придется сыграть. Ему стало обидно, когда он не играл, то его отправили на трибуны. А когда он стал играть, то и другого вратаря оставили, не поверили, что он сможет хорошо отыграть. Из-за этого недоверия он говорит, что во время игры начинает думать только о том, как бы не пропустить мяч, а не как его отбить. Начинает мандражировать. 

У него теплые отношения только с его первым тренером, а с новыми тренерами пока таких отношений нет. Ведь даже еще полгода не прошло, как он переехал. Они его как личность не знают, и я думаю, что они уж очень прямолинейны. 
Сын говорит, что он, наверное слабак, раз у него все так сейчас получается. Он хочет быть только первым. Он всегда хотел быть первым, не только в спорте. Но у него не всегда это получалось. В нашем городе он был лучшим и был первым. И он к этому привык. А сейчас все совсем по другому.

Наступает третья фаза - Полный контакт. (информация для психологов).

Ваш сын, наверное, в первую очередь нуждается в эмоциональной поддержке с Вашей стороны. Есть ли у Вас с ним видеосвязь через скайп? Если нет, то рекомендую наладить такую связь и ежедневно, подолгу, тепло, с поддержкой и глубоко общаться с ним на разные темы: спорт, семейные отношения, дружба, отношения с девушкой.

Так же, в разговоре с сыном используйте больше юмора, рассказывайте о хорошем, меньше говорите о грустном. Ваш разговор, на мой взгляд, должен вызывать у сына положительные эмоции, а не походить только на анализ его спортивной деятельности. Из моего опыта могу сказать, что спортсмены имеющие видеосвязь с родными легче переносят разлуку и лучше адаптируются в новом спортивном коллективе.

Ваш сын не совсем верно понимает слова тренера. Ему сказали: "Можешь не переодеваться", а он воспринял, что его отправили на трибуны. Хотя уйти на трибуны было его решение. Рекомендую в подобных ситуациях - переодеваться и быть вместе с командой, поддерживать своих товарищей, от этого зависит сплоченность команды и отношение других спортсменов к нему. Кроме того, он этим действием продемонстрирует свою мотивацию на игру и это тренеры обязательно заметят и оценят.

Пусть Ваш сын не пытается предугадывать, что тренер имеет ввиду, когда ставит на игру одного или другого игрока. У тренера свои задачи, а Вашему сыну нужно хорошо выполнять свои. Когда команда побеждает, то всей команде вручают медали, даже запасным игрокам, которые вовсе не играли.

Следующая задача для Вашего сына приложить усилия для создания теплых отношений с тренерами. Для этого нужно быть активным, не боятся и подходить к ним, задавать вопросы, делиться своим пониманием игры. Эта проблема часто распространена в юношеском спорте. Первый тренер как бы "няньчиет" спортсмена, а когда он "вырастает" передаёт другому, с которым он добьётся больших результатов. Ошибка молодых спортсменов заключается в том, что подобного "нежного" отношения он ждёт и от другого тренера, а это не верно. Если раньше отношения с тренером было в большей степени забота самого тренера, то за новые отношения теперь ответственность ложиться поровну и на спортсмена и на тренера. Этому Вашему сыну нужно учиться.

Следующая задача для Вашего сына - научиться проигрывать конкуренцию и при этом не разрушаться, а мобилизоваться. Нельзя в спорте всегда и во всем быть первым. Умение выигрывать - это дар, а умение достойно проигрывать, делать правильные выводы и не сломаться,  а наоборот укрепиться духом - это дар ещё более великий. Недаром говорят: "За одного битого, двух не битых дают".

Александр Михайлович, большое Вам спасибо за то, что не оставили без внимания мои вопросы, а также за полученные ответы. Но я еще хотела бы получить ответ на такой вопрос, нужна ему в настоящее время помощь психолога? Если да, то какого именно - спортивного или обычного? Дело в том, что у нас в стране мало спортивных психологов. В нашем городе таких нет и там, где мой сын тоже нет. Но такую информацию я получила через интернет. Такие психологи в основном в Москве и Питере.

Постконтакт. (информация для психологов).

 На мой взгляд, Вашему сыну нужен спортивный психолог, так как сложности о которых Вы писали связаны со спортивными достижениями. Если у Вашего сына есть и другие проблемы, например отношения в семье, отношения с девушкой, то тогда можно обращаться к специалисту, который работает в русле отношений и семейной терапии.

Профессиональный спорт высших достижений требует от спортсмена максимальной мотивации и самоотдачи и работе на пределе физических и психоэмоциональных возможностей, а следовательно и необходима система восстановлений. В идеальном варианте профессиональный спортсмен должен постоянно работать со спортивным психологом, чтобы показывать высокие результаты и не доводить дело до психологических срывов, спада спортивной формы. К сожалению, не во всех командах есть достаточное финансирование и поэтому не каждая команда сейчас располагает возможностью работать совместно со спортивным психологом. Это я знаю по своему профессиональному опыту.

Также могу привести пример из личной практики консультирования с футболистом, который, как и Ваш сын был из другого города, вместе с другими ребятами, которых отобрали из разных городов. Ему 17 лет, у него были подобные проблемы. Его мама обратилась ко мне за помощью. Мы стали работать с ним. Результаты - явные, положительные. Он стал играть лучше. А некоторых ребят, возможно с подобными проблемами через 3 месяца отчислили и они вернулись обратно в свои города. Сейчас мой клиент играет в молодежном составе своей команды, вызывается в молодежную сборную. Я горжусь его успехами и мне приятно осознавать, что я приложил к этому свои усилия, знания, профессионализм.

С развитием видеосвязи расстояния перестали иметь большое значение. Можно выбрать хорошего спортивного психолога из Москвы, Санкт-Петербурга или какого-нибудь другого города и прекрасно работать на достижения поставленного результата. Могу опять сослаться на мою профессиональную деятельность, у меня есть клиенты по всей стране, в СНГ и часто клиенты выезжают за границу, например на соревнования или отдых и мы продолжаем работать по средствам видеосвязи. Реальные встречи можно сравнить с театром (в театре очень важна атмосфера, эффект присутствия), а консультирование по видеосвязи с телевидением, искусством похожим, но немного другим, но от этого не менее важным и ценным.

Желаю Вам сделать правильный выбор спортивного психолога. А деньги, которые Вы сейчас вложите в психологическое развитие Вашего сына, вернуться в будущем медалями с чемпионатов страны, Европы, мира и возможно даже олимпийскими медалями. К сожалению, наши российские ватерполисты утратили былые рубежи на первенствах планеты, поэтому вся надежда на Вашего сына и его сверстников.



Просмотров: 451
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Как отцу пережить, что его сын носит платье
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Я его люблю, не могу без него, но как воспитать из него мужчину?!...
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь