|
Проблемы психологии у спортсмена ватерполистаАвтор статьи: Боршняков Александр Михайлович
Эти проблемы я хочу раскрыть на примере моего консультирования в ноябре 2012 г. Ко мне обратилась мама спортсмена: «Добрый день, Александр Михайлович! Мой сын занимается спортом и, по словам тренеров, является перспективным игроком. Этим летом он поменял спортивную школу и переехал в другой город по приглашению. И тут начались у него проблемы - страх, трусит перед соревнованиями, неуверенность и т.д. Я думала это связано со сменой обстановки и при адаптации все это пройдет. Однако это все у него продолжается, из-за чего происходит спад результатов. Новые тренеры говорят, что у него неуверенность и соответственно на него нельзя положиться, необходимо быть более дерзким и по-спортивному наглым. А теперь уже говорят, что у него эти проблемы связаны с психологией. Я очень переживаю за своего сына, у него последнее время отсутствует настроение. Я очень хочу ему помочь, но не знаю как». Я задал маме спортсмена ряд вопросов. В гештальт-терапии начало консультирования, прояснение ситуации, выявлении проблемы, формирование запроса называется преконтактом. (информация для психологов). «Уважаемая мама, для более глубокого понимания ситуации мне нужно, чтобы Вы ответили на несколько вопросов: 1. Сколько лет Вашему сыну? 2. Каким спортом он занимается и как долго занимается? 3. Он первый раз поменял тренера и чьи это слова, что он является перспективным игроком - прежнего тренера или нынешнего? По каким параметрам Вы выбирали новую спортивную школу, обращали ли Вы внимание на нового тренера (или новых тренеров), на эмоциональный контакт спортсмена (Вашего сына) и тренера? 4. Страх проявляется только на тренировках и соревнованиях или так же при взаимодействии с новым коллективом? Что по этому поводу говорит Ваш сын? 5. Спад результатов отмечаете Вы, Ваш сын или новый тренер? 6. Чтобы в этой ситуации помочь Вашему сыну, для начала его нужно «разговорить» и в полном объёме узнать, что с ним происходит, во внешней ситуации и в его внутреннем мире».
Спасибо, что откликнулись на мое обращение. Сыну 17 лет, занимается он водным полом, он вратарь. Именно этим видом спорта он занимается почти 5 лет. Тренера поменял первый раз, но до этого не однократно бывал на сборах, там тоже были тренеры, под руководством которых он работал. То, что он является перспективным игроком, говорят как тренеры из нашего города, так и новые его тренеры. Перешли в другую спортшколу, по приглашению. Сын на тренеров не жалуется, вроде ему все нравиться. На тренировках тоже вроде все нормально, с командой отношения нормальные, со всеми общается без проблем. Страх только перед соревнованиями и во время игры. Про спад результатов говорит сам сын, он это чувствует и говорит, что может лучше играть, но у него не получается. Новый тренер мне лично говорил, что ему не хватает спортивной злости. А после последней игры, он сказал сыну, что его проблема связана с его психологией. Хотела добавить, что на сборах в юношеской сборной у него были проблемы с командой. Он там был самым младшим. Проблема заключалась в том, что над ним подшучивали. Он очень злился и говорил, что ему очень хотелось вступить с ними в драку. Но он боялся, что его за это могут выгнать со сборов. Ваш сын все 5 лет был голкипером, или вначале был полевым игроком? В воротах он играет в основном составе или выходит на замену? С кем из тренеров у него более близкие теплые отношения, с главным тренером или тренером по вратарям? Водное поло – один из наиболее трудных видов спорта. Кроме того, для вратаря очень важны: смелость и мужество. Они являться неотъемлемым качеством спортсмена, претендующего быть хорошим вратарем. Ведь вратарь – это единственный игрок на поле, который защищает свои ворота тем, что, в основном, подставляет свое тело под удары мячом. И часто эти удары приходятся не по рукам, а в корпус или в голову. И чем выше будет уровень мастерства, тем сильнее будут эти удары. Это задачи, которые решаются спортивной психологией. Из опыта работы со спортсменами могу предположить, что у Вашего сына могут быть не пережитые эмоциональные травмы, связанные с болью от удара мячом. Эта боль может формировать бессознательное сопротивление игре, снижать мотивацию вратаря. Эта замкнутость и не многословность прослеживается и у Вашего сына. Я делаю такой вывод на основании Ваших слов: "На тренировках тоже вроде все нормально, с командой отношения нормальные, со всеми общается без проблем". В психологии слово нормально часто является словом-сорняком, потому что непонятно, что для Вашего сына означает слово "нормально". В таких ответах важно задавать встречные вопросы: как это происходит, опиши подробно свои мысли, чувства, действия. Важно, чтобы спортсмен смог встретиться со своими подавленными во время игры чувствами и эмоционально отреагировать их. Основным отличием в тренировке вратарей от тренировки полевых игроков должно быть то, что их технической подготовке во всех возрастных группах должно уделяться значительно большее количество времени и для физической, технической и психологической подготовке вратаря. Переходим к следующему, второму этапу консультирование - контактирование. (информация для психологов). Очень важно проблему, полученную на сборах в юношеской сборной разобрать детально и ту не выраженную агрессию выразить сейчас, в настоящий момент. В гештальт-терапии есть такая техника - работа с образом. Вашему сыну нужно представить один образ обидчика и гневно высказать свои обиды. Можно на стул, где представляется образ положить подушку и побить её. Если подшучивающих над ним было несколько, то эту процедуру проделать несколько раз, меняя образ, чтобы на стуле побывал каждый подшучивающий. Лучше эту процедуру проделывать со специалистом, спортивным психологом, но Вы, так как не работаете очно со спортивным психологом, можете это сделать самостоятельно, находясь рядом с сыном, следя за выражением его эмоций и поддерживая его. Правда эффективность от этой процедуры с Вашим участием будет значительно ниже, чем с участием профессионального спортивного психолога. Самостоятельно делать это психологическое упражнение спортсмену я не рекомендую, так как, погрузившись в свои проблемы трудно самостоятельно найти правильное решение и верный выход из сложившейся ситуации, а наоборот можно только усугубить существующую проблему. Так же, важно узнать у сына, что кроме острых шуток у членов команды наверное и присутствовала зависть. Так как ваш сын самый молодой, а уже в сборной. Это обратная сторона медали и косвенное признание его заслуг. Дэйл Карнеги говорил: "Помните, что несправедливая критика зачастую есть скрытый комплимент. Помните, что никогда не пинают дохлую собаку". Можно сказать, что его поставили в ворота, где то через месяц, а через два его уже взяли на первые соревнования. Вратарем он не хотел быть, но через определенное время ему это стало нравиться, поскольку все стали его хвалить как тренеры, так и команда. Он играл всегда в основном составе, был капитаном команды. Но после переезда у него все стало по другому. Во-первых, он там один, без родителей. Более того, ему там приходиться играть как за свой возраст, так и за студенческую команду. По своему возрасту он там еще не играл, но думаю, он будет в основе. А в студенческой команде есть вратари, которые старше его на 4 и 5 лет. Соответственно он идет на втором месте. Я сегодня с ним общалась и вроде вывела его на разговор. Он сказал, что здесь он для всех чужой, что в него не верят. Спросила, каким образом он это определил. Он говорит, что перед каждой игрой тренеры проводят собрания, где говорят, кто и где будет играть. В первую игру ему сказали, что он сегодня играть не будет, отыграешь завтра все периоды, можешь не переодеваться. Он согласился и пошел на трибуны. На следующий день сказали, что играть будет он, но и другому вратарю сказали, чтобы переоделся, может и ему придется сыграть. Ему стало обидно, когда он не играл, то его отправили на трибуны. А когда он стал играть, то и другого вратаря оставили, не поверили, что он сможет хорошо отыграть. Из-за этого недоверия он говорит, что во время игры начинает думать только о том, как бы не пропустить мяч, а не как его отбить. Начинает мандражировать. У него теплые отношения только с его первым тренером, а с новыми тренерами пока таких отношений нет. Ведь даже еще полгода не прошло, как он переехал. Они его как личность не знают, и я думаю, что они уж очень прямолинейны. Наступает третья фаза - Полный контакт. (информация для психологов). Ваш сын, наверное, в первую очередь нуждается в эмоциональной поддержке с Вашей стороны. Есть ли у Вас с ним видеосвязь через скайп? Если нет, то рекомендую наладить такую связь и ежедневно, подолгу, тепло, с поддержкой и глубоко общаться с ним на разные темы: спорт, семейные отношения, дружба, отношения с девушкой. Так же, в разговоре с сыном используйте больше юмора, рассказывайте о хорошем, меньше говорите о грустном. Ваш разговор, на мой взгляд, должен вызывать у сына положительные эмоции, а не походить только на анализ его спортивной деятельности. Из моего опыта могу сказать, что спортсмены имеющие видеосвязь с родными легче переносят разлуку и лучше адаптируются в новом спортивном коллективе. Пусть Ваш сын не пытается предугадывать, что тренер имеет ввиду, когда ставит на игру одного или другого игрока. У тренера свои задачи, а Вашему сыну нужно хорошо выполнять свои. Когда команда побеждает, то всей команде вручают медали, даже запасным игрокам, которые вовсе не играли. Александр Михайлович, большое Вам спасибо за то, что не оставили без внимания мои вопросы, а также за полученные ответы. Но я еще хотела бы получить ответ на такой вопрос, нужна ему в настоящее время помощь психолога? Если да, то какого именно - спортивного или обычного? Дело в том, что у нас в стране мало спортивных психологов. В нашем городе таких нет и там, где мой сын тоже нет. Но такую информацию я получила через интернет. Такие психологи в основном в Москве и Питере. Постконтакт. (информация для психологов). На мой взгляд, Вашему сыну нужен спортивный психолог, так как сложности о которых Вы писали связаны со спортивными достижениями. Если у Вашего сына есть и другие проблемы, например отношения в семье, отношения с девушкой, то тогда можно обращаться к специалисту, который работает в русле отношений и семейной терапии. С развитием видеосвязи расстояния перестали иметь большое значение. Можно выбрать хорошего спортивного психолога из Москвы, Санкт-Петербурга или какого-нибудь другого города и прекрасно работать на достижения поставленного результата. Могу опять сослаться на мою профессиональную деятельность, у меня есть клиенты по всей стране, в СНГ и часто клиенты выезжают за границу, например на соревнования или отдых и мы продолжаем работать по средствам видеосвязи. Реальные встречи можно сравнить с театром (в театре очень важна атмосфера, эффект присутствия), а консультирование по видеосвязи с телевидением, искусством похожим, но немного другим, но от этого не менее важным и ценным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|