Внутренняя мотивация юного спортсмена. Откуда берется и как развивать?

Для начала определю основные моменты, которые играют роль в формировании и развитии внутренней мотивации в спорте у юных спортсменов:

1. любовь ребенка к определенному виду двигательной активности (заметьте, я здесь не указываю лидерские качества или потребность в первенстве);

2. влияние родителей;

3. влияние спортивного коллектива, тренера.

В данной публикации рассмотрим первый и основной параметр внутренней мотивации:

ЛЮБОВЬ РЕБЕНКА к определенному виду двигательной активности

Итак, почему ребенок начинает ходить в спортивную секцию?

Когда начинаю работать с юным спортсменом, на первой встрече всегда задаю ему вопросы:

- почему ты занимаешься фигурным катанием/борьбой/плаванием и т.д.?

- что именно тебе нравится?

- если бы тебе предложили на выбор: остаться в этом виде спорта или выбрать другой, или вообще выбрать другое занятие, что бы ты сделал?

В какой-то степени такие вопросы являются провокационными. Даже совсем юный спортсмен для того, чтобы ответить, начинает думать над своими желаниями, мотивами.

Что вижу и слышу я?

Одни с "горящими" глазами говорят мне: "мне очень нравится! мне нравится плавать/кататься на коньках/драться", "я хочу быть быстрым, сильным, смелым, высоко прыгать" и т.д.

Другие рассказывают, что их привела мама/папа. И они занимаются, чтобы не расстроить их.

Третьи делятся своей радостью общения в команде. Рассказывают, как им весело, какие интересные друзья.

Четвертым нравятся поездки, соревнования. Потому что после них дают подарки, можно путешествовать в другие города.

Пятым нравится учиться чему-то новому, чего не умеют другие.

Как думаете, в каком случае есть внутренний мотив, необходимый для достижений в спорте?

  • Путешествия доставляют радость, когда они подкрепляются позитивными эмоциями. Нет результатов - спортсмена ругают и всё путешествие превращается в пытку.
  • С друзьями по команде можно поссориться, что-то пойдет не так и этот мотив станет не важным.
  • В какой-то момент времени юный спортсмен почувствует, что занятия не приносят удовлетворения, скорее напрягают, и спорт, который выбрали родители, становится испытанием.
  • Новизна постепенно превращается в кропотливые будни, когда нужно отрабатывать, отрабатывать...И этот мотив ослабляется.

 

Самый крепкий ФУНДАМЕНТ для формирования ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ - это ЛЮБОВЬ именно к этому виду деятельности.

Наверняка у каждого из вас есть что-то, что вы делаете с удовольствием. И даже если встречаются помехи, трудности, вы готовы с ними мириться, преодолевать их, так как само занятие вас увлекает.

В детстве я сама занималась спортивной гимнастикой. Те кто был или есть близок к этому виду спорту, знают с чем сталкиваются юные гимнасты: постоянные немыслимые растяжки, падения при обучении техническим элементам, особенно на бревне, брусьях. И я всё это воспринимала как должное, так как мне нравилось то, что я делала. Я тренировалась в спортзале, дома и это не напрягало. До сих пор, попадая в гимнастический зал, его специфический запах вызывает приятную ностальгию...

Не так давно присутствовала на тренировке фигуристов. В группе человек 20, и мальчики, и девочки. Тренер дает задание - отработать прыжок - спортсмены выполняют, каждый в своем темпе. Интересно было видеть со стороны: одни прыгнули 3-5 раз и прокатывались рядом, не напрягаясь, периодически общаясь друг с другом. Другие (таких меньше) - прыгали, прыгали, прыгали и сделали за этот промежуток времени прыжков 15 точно.

Результаты на соревнованиях соответствующие. И общаясь с этими "прыгунами", я как раз и видела эту любовь, им именно НРАВИТСЯ ДЕЛАТЬ ЭТО. Другие из занятий успевали брать то, что нравится им, например, общение.

К чему я это всё пишу?

Если в основе занятия вашего юного спортсмена нет любви к этой деятельности - мотивация скорее будет только внешней и неустойчивой!

Если ваш ребенок занимается "из под палки" - сигнал к тому, что фундамент слабый. Возможно, его занятия этим видом спорта - только ваше желание, нереализованное вами в свое время.

Или что-то пошло не так...

Хорошо бы поговорить с ребенком. Задать ему вопросы (см. выше). И лучше будет, если это сделает не родитель и не тренер, так как дети не хотят расстраивать вас (они видят ваш вклад, ваши усилия и ваши переживания).

Иногда бывает, что спортсмен переходит в другой вид спорта и его результативность резко повышается, так как он находит занятие по душе.

А бывает, что есть ЛЮБОВЬ, и ребенку нравится этим заниматься, он получает удовольствие, но некоторые внешние факторы всячески "убивают" его внутреннюю мотивацию.

Об этом далее…



Просмотров: 418
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Почему мне не нравится идея, что "ты всё можешь, главное захотеть"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если ваша "большая любовь" откажется от вас... Что у вас тогда останется?
  • Почему так тянет к "неподходящим" мужчинам и что с этим делать ?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Почему любовь – это бывает так страшно? Что делать со страхом?
  • Возрастные кризисы и "Когда что-то пошло не так"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "В чем мое предназначение?", или почему мне не нравится эта идея
  • Что имеем в виду, говоря "нарцисс", "нарциссизм" ?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Мужские сексуальные проблемы. Трансвестизм, или "почему мне нравится быть девочкой".
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь