Значимость поддерживающего окружения

Д.Винникотт (известный британский психолог) ввел такое понятие "преданная мать" и сказал, что мать должна полностью приспособиться к новорожденному младенцу и к его потребностям.

В возрасте младенца с рождения до 6 месяцев маме нужно отодвинуть свои потребности, чтобы полностью звучать с малышом в его ритме (в ритме дыхания, кормления и т.д.). Мама интуитивно знает, что делать и что малышу нужно, она видит мир его глазами и представляет его ощущения. 

Д.Винникотт также вводит понятие "достаточно хорошего родительствования", полагая, что иногда вмешательства докторов и медсестер может принести больше вреда, чем пользы.

Д.Винникотт первым написал, что в младенчестве до 1,5 лет малыш воспринимает себя и маму как единое целое и не воспринимает себя отдельно от мамы. 1,5-годовалый малыш считает, что мама является продолжением его тела, его рук и ног (он бросает игрушку, а мама ему подает, он опять ее бросает, а мама опять подает и т.д.). Он улыбается маме и она ему тоже. Папу малыш тоже знает, по голосу, по энергетике, это знание пренатально. Трепет папы очень нужен ребенку.

Единство, которое переживает малыш с мамой Винникотт назвал контактом вне деятельности, подчеркивая, что это их совместное бытие. И это переживание, эта зависимость необходима ребенку для того, чтобы он в последствии мог достичь независимости. Таким образом, здоровая привязанность необходима для здорового отделения в будущем.

Также Винникотт описал, что если младенцев оставляют одних без контакта со значимым ему человеком, то ребенок испытывает очень сильную тревогу. В проводимых Винникоттом клинических исследованиях взрослые клиенты описывают так свои детские переживания: "Я разваливаюсь на куски", "я падаю в бесконечную пропасть", "я умираю, умираю...", я теряю последние отблески надежды, что моя мама вернется". 

Все это осложняется еще тем, что у младенца нет чувства времени, поэтому переживание это слишком долго для малыша.

Винникотт приходит к выводу, что для малыша очень важно поддерживающее окружение. Термин "поддерживающее окружение" взят из того, как мама держит малыша, заботясь о нем, и физически, и эмоционально, своей энергией. В таких отношениях происходит естественный рост ребенка,  и этому способствует также помогающее окружение, малыш учится взаимодействию с близкими и приобретает наследуемый способ контакта, что закладывает основу его здоровья.

Винникотт сделал ошеломляющий вывод, что то, как мама держит малыша, то как она эмоционально относится к нему, для малыша важнее даже, чем качество молока, которое поступает во время кормления.

В 1,5 года малыш начинает отстаивать себя и свою собственную индивидуальность, прежде всего убеждаясь, что у него и у мамы разные тела. Он кусает то маму, то себя, тем самым проверяя свои убеждения, т.к. когда кусает маму не чувствует боли, а когда себя - чувствует. Это стремление исследовать исходит изнутри его растущей психики. И для ребенка очень важно пройти эту стадию зависимости с помощью поддержки своей матери. Маме терпеть боль, конечно, не нужно, но и кусать в ответ малыша тоже не следует (бывает и такое), т.к. малыши очень пугаются. И не надо его ругать и говорить, что он плохой. Мама сдерживает его порывы и говорит: "Ты убеждаешься, что ты другой, чем я, и у нас разные тела. Вот твое тело, вот -мое, а вот границы между ними. Вот смотри, я отошла, а ты остался." Он видит, что мама его понимает и, как правило, успокаивается.

Таким образом, мама помогает малышу решить эту задачу с малыми потерями, т.к. не очень хорошо быть искусанной. Задача матери на этой стадии выжить и остаться постоянной к малышу, а оставшуюся часть работы ребенок сделает сам и, конечно,  убедится, что он не часть мамы, а мама не часть него.

Следующей задачей мамы перестать говорить только "да" и начать говорить "нет", для того чтобы малыш научился реагировать на отказ, научился сердиться, чтобы у него возникла очень четкая разница между "да" и "нет", т.к. его психика к 2м годам вырастает. Когда ему будут говорить "да", для него это будет воодушевляющим. А когда "нет", то он научится понимать, что для этого есть какая-то причина, и это, конечно, не обязательно будет ему нравится, но он будет справляться с этим.

Если на какой-либо из стадий есть травма, то она окажет влияние на последующее развитие, и психологам очень важно это знать, для того чтобы замечать эти признаки, как они есть сейчас и как могли бы быть в здорОвом развитии.  



Просмотров: 384
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • "Мама, ты где?" О важности эмоционального контакта мамы с ребенком до года
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Почему фраза: "Пока-пока, мама ушла", - очень опасна?
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Работа с МАК". Техника "Я, мама и обида".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • " Я хочу, чтобы мама умерла..."
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда мама о ребёнке говорит "мы"
  • "Не очень-то и хотелось" Как хотеть так, чтобы случалось
  • "Мамина любовь, или "Мама ты меня любишь?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Когда мама "три в одном": Жертва, Преследователь, Спасатель.
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь