|
Взаимосвязь прокрастинации и копинг-стратегийАвтор статьи: Цуркин Владислав Александрович
В условиях повсеместного усложнения социально-экономической ситуации в мире все более актуальной становится проблема приспособления людей к постоянно меняющимся условиям социальной среды. Необходимость постоянной адаптации, высокой продуктивности выполнения работы, многозадачность создают чувство напряжения, незащищенности, увеличивается общая нагрузка на психику. Особенно сильно подобная ситуация влияет на неокрепшую психику подростка. Ему постоянно необходимо решать различные задачи, усваивать социальные нормы, устанавливать межличностные контакты. Осложняется еще ситуация и тем, что требования образовательной среды нестабильны, постоянно внедряются новые правила оценивания знаний: ВПР, ГИА, ЕГЭ и т.д. Все эти факторы обостряют необходимость вырабатывать адекватные ситуации способы совладания со стрессом. Кроме того, в подростковом возрасте достаточно быстро снижается стремление к учебе - происходит смена ведущей деятельности с учебной на общение со сверстниками. Именно в этом возрасте закладывается способность к дальнейшей продуктивной деятельности и самореализации в будущем. Однако препятствовать таким достижениям может такое распространенное явление как прокрастинация, т.е. склонность откладывать дела «на потом». Особенно ярко данный феномен проявляется у подростков в учебной деятельности, что негативно сказывается на общей успеваемости. По данным канадского психолога Пирса Стила, с 1978 по 2010 г. процент людей, страдающих прокрастинацией, увеличился с 15 до 60%. А среди учащихся старших классов 86% признаются, что регулярно откладывают выполнение школьных заданий на потом. При этом многие из респондентов StudyMode (как минимум 45%) осознают, что прокрастинация довольно часто негативно отражается на их успеваемости. Несмотря на столь широкую распространенность данного феномена, исследования прокрастинации начались сравнительно недавно, хотя ряд ученых отмечают, что уже в древних рукописях встречается описание признаков прокрастинации. Термин «прокрастинация» появился в 1977 году благодаря исследованию П. Рингенбаха. Дальнейшие клинические наблюдения и материалы консультативной практики по возможным способам борьбы с прокрастинацией были обобщены А. Эллисом и В. Кнаусом. За основу исследований она брали клинические наблюдения и пытались когнитивно объяснить данный феномен. Активное исследование этой проблемы осуществлялось в 80-х гг XX века: Solomon, 1984; Lay, 1986; Rothblum, где были предприняты попытки объяснения возникновения прокрастинации и ее связи с личностными особенностями. В это же время появились и первые опросники по изучению прокрастинации: Aitken,1982; Lay,1986; McCown et al., 1987; Tuckman, 1991. В российской науке изучением данного феномена занялись в конце ХХ - начале ХХI века: Шухова Н., 1996; Михайлова Е. Л., 2007; Варваричева Я. И., 2008, 2011, которые также связывали данный феномен со многими личностными аспектами, такими как: мотивация, перфекционизм, общая тревожность, нарушение самооценки. В подростковом возрасте, ввиду смены ведущего типа деятельности усиливается проявление прокрастинации. В то же время постоянное откладывание важных дел порождает ощущение фрустрации и приводит к состоянию стресса. Все это заставляет чаще активизировать внутренние ресурсы и искать различные способы совладания со стрессовой ситуацией. Для редуцирования стресса человек прибегает к использованию различных способов совладания со стрессовыми ситуациями. В западной психологии способы совладания принято называть копинг-стратегиями. Их подробным изучением занимался Р. Лазарус. Кроме того, из западных ученых большое внимание копинг-стратегиям уделяли Д. Амирхан, Н. Селье, Дж. Роттер, Р. Плутчик, С. Фолкман. Среди отечественных ученых изучением стратегий совладания занимались Л.И Анцыферова, Т. Л. Крюкова, С. К. Нартова-Бочавер, С.В. Фролова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. А описание взаимосвязи прокрастинации и неэффективных копинг-стратегий встречается лишь в немногочисленных работах Sirois F.M., Pychyl T.A., 2002; Карловской Н.Н., 2008; Киселевой М.А., 2014. Кроме того, основная часть работ по изучению прокрастинации реализована либо на студенческой выборке, либо в работах по организационной психологии, где изучаются социальные и индивидуально-личностные последствия прокрастинации (Rothblum E.D., Beswick G., Mann L., 1984; Lay C.H., 1986; Schraw G., Wadkins T., Olafson L., 2007; Барабанщикова В.В., Каминская Е.О., 2013; Карловская Н.Н., 2009; Киселева М.А., 2014). Однако вопрос об особенностях прокрастинации и копинг-стратегий именно в подростковом возрасте остается открытым в связи с чем и возникает научная новизна исследования. В данном исследовании для изучения уровня прокрастинации было использовано 2 опросника с целью подтверждения результатов. В обоих опросниках (на склонность к прокрастинации Ширвари О. А. и др., и СВП М. А. Киселевой) встречается шкала «общая прокрастинация». Корреляционный анализ связей копинг-стратегий и особенностей прокрастинации показал широкий спектр статистически значимых связей. Наиболее сильная положительная корреляция наблюдается между предпочитаемой копинг-стратегией «бегство» и всеми видами прокрастинации (r=0,638, r=0,635, r=0,351, р<0,01). Копинг-стратегия «бегство» подразумевает, что человек не прикладывает усилия для разрешения проблемы, а старается ее избежать, отстраниться от любых стрессоров, что схоже с механизмом прокрастинации, когда вместо решения конкретной задачи человек начинает заниматься другими, более приятными, но не настолько актуальными делами. Данный результат схож с результатами исследования Е.П. Ивутиной, проведенного на студенческой выборке. Также сильная прямая корреляция обнаружена между предпочитаемой стратегией «дистанцирование» и прокрастинацией (r=0,543, r=0,523, r=0,318, р<0,01). Данные показатели могут говорить о желании прокрастинатора избежать решения проблемы (с надеждой, что ситуация разрешится сама собой, без их участия), пытаются эмоционально абстрагироваться от нее. В данном случае можно говорить о прокрастинации как варианте избегающего копинг-поведения с использованием рационализации в качестве оправдания своего поведения (по Крюковой Т. А.). Дистанцирование подразумевает стремление отгородиться от возникшей неприятной ситуации, на время забыть о ней, что также схоже с типичным поведением субъекта, склонного к прокрастинации – попытками отвлечься от проблемы с помощью других, менее значимых дел. Подобное поведение зачастую выступает в качестве эмоционально-ориентированного поведения, позволяет продлить отдых, но создать видимость активности. Подобное стремление к избеганию решения проблем и продлению удовольствия может быть связано с несформированностью эмоционально-волевой сферы и инфантильностью подростков. Также значимая положительная корреляция наблюдается между «конфронтацией» и общей (r=0,314, р<0,01) и личностно обусловленной прокрастинацией (r=0,354, р<0,01). То есть, у подростков, склонных к достаточно агрессивному разрешению проблем также имеется склонность к откладыванию дел. На наш взгляд, это связано с тем, что у приверженцев конфронтационного копинга часто присутствует нецеленаправленная поведенческая активность, высокая энергичность, сопровождающаяся неусидчивостью и суетливостью. Именно из-за недостатка терпения подростки не могут в срок выполнить монотонную работу и откладывают ее на потом. Также именно у этих подростков прокрастинация может быть проявлением подросткового негативизма, отстаивание собственной независимости, противопоставления себя сверстникам (для признания собственной уникальности) или наоборот, как подростковый конформизм. В работе Е.П. Ивутиной также было показано, что студенты, которые склонны откладывать выполнение заданий, чаще проявляют импульсивность, несдержанность в проявлении негативных эмоций и более конфликты. На наш взгляд, это же можно отнести и к подросткам. Наиболее сильная отрицательная корреляция была обнаружена между копингом «планирование решения проблем» общей (-r=0,569, р<0,01) и личностно обусловленной прокрастинацией (-r=0,450, р<0,01). С ситуативно обусловленной прокрастинацией – связь на уровне статистической тенденции (r=-0,255, р<0,05). Это означает, что подросток, привыкший предпринимать реальные когнитивные и поведенческие усилия для разрешения ситуации, скорее не будет стремиться откладывать дела на неопределенный срок, а попытается поскорее их закончить. Индивид при этом склонен адекватно расценивать собственные ресурсы и временные рамки, что позволяет ему избегать физических и моральных перегрузок и снизить стрессовое воздействие. Кроме того, отрицательная корреляционная зависимость наблюдается между копинг-стратегией «положительная переоценка» и общей (r=-0,493, р<0,01) и личностно обусловленной прокрастинацией (r=-0,380, р<0,01). То есть, подростки, которые рассматривают трудности как ресурс для личностного развития, замечают в них интересные позитивные моменты, скорее не станут откладывать важные дела до последнего, а попытаются быстрее их закончить. Таким образом, наиболее распространенными копинг-стратегиями среди подростков являются бегство, самоконтроль и планирование решения проблем. При этом наблюдается широкий диапазон корреляционных связей между склонностью к откладыванию на потом и предпочитаемыми копинг-стратегиями: положительная зависимость между прокрастинацией и низкоэффективными стратегиями (бегство, дистанцирование) и отрицательная связь прокрастинации с проблемно-ориентированными стратегиями совладания.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|