|
Причины прокрастинации. Почему вы откладываете всё на потом?Автор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Наверняка многие часто замечали за собой такой феномен. И сам знаешь, что нужно срочно. И сам знаешь, что важно. И в ежедневнике все записано. И начальник не поленился — напомнил… А воз и ныне там. Отчет так и застревает на одной странице. До ночи перед сдачей. И жена намекнула. И дети напомнили. И молоток приготовлен. И шуруповерт заряжен. И саморезы в порядке. И дел всего на полчасика. А полочка в ванной так и не прибита. Месяцами… Как в анекдоте. Мужик сказал, что сделает, — не надо ему каждый новый год напоминать. Имя этому феномену — прокрастинация, промедление, откладывание на потом, до лучших времен. Знать бы, когда они наступят, эти лучшие. Хороший вопрос! Вот что обычно подразумевают под «лучшими временами» участники психологических групп:
Как вы уже поняли, дорогие мои читатели, было бы желание увильнуть от дела, отговорки найдутся. Если копнуть чуть глубже, причинами откладывания и промедления могут быть следующие. 1. Комплекс отличникаЖелание быть во всем безупречным и достигать во всем наилучшего результата. Если есть малейший риск неудачи, отличник за это дело либо вообще не возьмется, либо будет постоянно откладывать, под любым предлогом оттягивать и так и не приступит. Решение здесь простое: Если вы руководитель такого подчиненного, вы просто обязаны выстроить с ним целую систему таких отношений, чтобы ему не было бесконечно страшно браться за новое и неизвестное. Как это делает хороший руководитель?
Решение дополнительное: Если вы подчиненный, который заметил у себя привычку откладывать и промедлять, нужно выработать и многократно отработать алгоритм выполнения необычных проектов. В этот алгоритм могут входить следующие этапы:
Выполнение этих нехитрых рекомендаций на рабочем месте позволяет чувствовать себя уверенно, контролировать ситуацию, не попадать под удар и разнос, а значит, любое дело превращается в удовольствие. Страх уходит. Откладывания и промедления исчезают из вашей жизни навсегда. 2. Спонтанность (импульсивность) как черта характераЕсть люди планомерные. Они как с утра включаются в рабочий ритм офиса, так ничто не способно их вывести из себя. Выключаются в конце рабочего дня, и ничто не сможет их включить до следующего утра. У них все правильно. Вот здесь я работаю. Вот здесь я отдыхаю. Спонтанные люди — совсем другие. Они могут сутками напролет на глазах у всего офиса ничего не делать, и вдруг Муза спускается с Олимпа, осеняет их своим крылом, и они наполняются таким вдохновением, что пишут стостраничный отчет за два часа. И что самое поразительное, особенно для планомериков, — их отчет гениальный. Он нравится и заказчикам, и начальству. Как известно, Моцарт написал увертюру к «Дон Жуану» утром в день премьеры. Угадайте, что про него думали музыканты, которым нужно было планомерно подготовиться и выучить ноты. Решение: Дорогие мои спонтанные товарищи! Есть хорошая новость. В состояние вдохновения себя можно вводить. Достаточно вспомнить несколько моментов таких творческих озарений или вдохновенной трудоспособности, боевого азарта, всесокрущающей мощи и заякорить это состояние в определенном жесте, позе, красках, звуках. Психологический якорь ресурсного состояния может быть любой. Для одного знакомого риелтора это ритуал обмахивания купюрой дежурного телефона — «Приходите, денежки». Для другого моего знакомого, студента, это его любимая песня «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко». Он напевает ее перед сложными экзаменами и был всегда успешен. Для меня очень хорошо работает техника «Волшебное стихотворение». Нужно просто описать в нескольких простых четверостишиях свое состояние в ситуации прошлых успехов и добавить энергию этих строк в ситуацию нового контекста. Расскажу одну историю. Давным-давно, 20 декабря 2006 года, ровно 12 лет назад, я проводил тренинг с отделом продаж типографии. Девушки-участницы были очень задорные и творческие. Они попросили: «А давайте пошаманим для привлечения денег!» А давайте! Главное, чтобы запрос был. При высокой мотивации можно сотворить настоящие чудеса. И не только сочинили три прекрасных четверостишия — чем чуднее стишок, тем лучше он работает, — но и заламинировали его в виде карманного календарика. На фоне прелестной картинки — поросенка-копилочки — монетки золотые горкой насыпали, блестками праздничными украсили. Дизайнерски подошли к делу. В том январе (а любой бизнесмен знает, что доход в январе в подобном бизнесе — это 15% от среднемесячного) они выдали 150%. Все клиенты города были у них в офисе и заказывали полиграфию и рекламу всех видов. Во время следующего тренинга они попросили: «Юрий, с деньгами все в порядке. Давайте теперь на любовь стишок сочиним! Мы созрели для семьи и отношений!» То, что мы сочинили во второй раз, при детях вслух рассказывать нельзя. И это тоже сработало. Сказка, да и только! 3. Необходимость твердого приказаЭта причина — из разряда наших вековых привычек. Еще мой ротный в армии говаривал: «Не торопись выполнять приказ, его могут отменить!» Привычка жития и бытия в обществе, где распоряжение старшего нужно выполнять, не обсуждая, без демократий и всеобщих равных голосований, привела к интересному феномену. Не имея возможности на равных вести переговоры с более статусным или ранговым оппонентом, народ привык хитрить и саботировать глупые приказы и распоряжения. Как саботировать? Откладыванием и промедлением, то есть прокрастинацией. Другими словами — еще с пеленок такой саботаж становится своеобразным ответом ребенка на авторитарные действия родителей, своеобразным видом пассивной агрессии. Как в анекдоте: «Когда родители на меня кричали и ругались, я им за это плохо ел и плохо спал». Решение: Если вы замечаете в себе отголоски прокрастинации, вы тут же можете отдать ее в другое пространство, в другой контекст. Берете за уши и, как темную тучку, отводите ее в другое место, подальше из своей жизни. Например, можно обратиться к своей детской части: «Дорогая моя детская часть, когда ты была маленькой и беззащитной, это было твоим единственным способом сопротивления насилию (физическому и эмоциональному). А сейчас мы с тобой уже взрослые, и давай-ка в детство больше не впадать. Честно, откровенно и, главное, детально обсуждать со старшими все вопросы работы, брать на себя ответственность и выполнять дело свое качественно и в срок». 4. Нет силСамой распространенной причиной откладывания и промедления является банальное отсутствие сил на эту работу. А куда, спросите вы, силушка подевалась богатырская? А на разное разошлась. Один не умеет отказать другим и делает работу других в ущерб собственным задачам. Таким людям нужно учиться отказывать, учиться говорить НЕТ. Это целое искусство. В приведенном ниже примере я специально сгущу краски (слабонервным не читать!). Проситель: — Мне рекомендовали вас как лучшего специалиста по ликвидации засоров в офисном туалете. Помогите, пожалуйста. Ваша экспертная помощь и опыт нужны прямо сейчас. Без вас весь офис погрязнет в смраде и нечистотах. Вы опытный, вы справитесь! Вы наш герой! Не умеющий отказать раздует грудь колесом и, счастливый от своей востребованности и незаменимости, побежит сломя голову помогать. На кону ведь санитария всего офиса. Ах, какой я герой! Решение: Умеющий отказывать может очень вежливо сделать следующее: — Я вас услышал. Дело, о котором вы говорите, действительно важное и не терпящее отлагательств. Я вам очень сочувствую. И я всей душой был бы рад вам помочь, да не могу. У меня на носу важный отчет. Сроки поджимают. Если я не уложусь в сроки, вся компания потеряет важного заказчика и миллионы рублей прибыли, а сотрудники не получат такой приятной премии по итогам года. Надеюсь, вы понимаете наивысший приоритет именно этой задачи для меня в настоящее время. Так что за ликвидацию аварии не возьмусь. У меня для этого нет ни времени, ни возможностей. А аварию вам помогут ликвидировать другие люди, вот телефон аварийной службы. Они профессионалы своего дела. Они обязательно справятся. Мой вам совет: любую постороннюю просьбу, с которой к вам обращаются коллеги и сослуживцы, родственники, друзья и знакомые, замените мысленно на просьбу о ликвидации аварии в туалете, и вам намного легче будет от нее отказаться. Это действительно не ваше! И точка! Как сделать так, чтобы никому не удалось сделать ликвидацию аварии вашим приоритетом? Ответ очень простой — иметь собственные приоритеты, четкие рабочие цели и планы, плотно забитое расписание своих дел, куда всяким «дурацким внезапным» поручениям просто невозможно втиснуться. И вы, ссылаясь на свое расписание, просто разводите руками и говорите такому просителю, показывая ему свой органайзер: «Посмотрите на мое расписание. Под завязку. От чего я должен отказаться, чтобы приступить к выполнению вашего нового поручения?» Вообще отсутствие сил — это отдельная тема, на которую можно написать 25 томов мелким шрифтом. Но об этом позже. Удачи и успехов вам в реализации ваших жизненных планов! А психология — вам в помощь. Текст впервые опубликован: https://psy.systems/post/prichiny-prokrastinacii?fbclid=IwAR2xaIVbkKVSaXwnkWh-P3jnfwhHivpzMRF7GUnZsxHyETdPop8RDd_pQIY Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|