Роль руководителя в формировании благоприятного СПК в коллективе

Автор статьи: 404


    Эффективность воздействия руководителя коллектива предприятия на социально-психологический климат во многом зависит от нравственного облика руководителя, от его профессиональной компетентности и культуры, от умения грамотно, оперативно организовать практическую деятельность.

             Социально – психологический климат– это содержательная характеристика межличностных отношений в группах, коллективах. Это состояние коллектива, которое характеризуется уровнем социального восприятия и мерой удовлетворенности его членов различными сторонами общения и взаимодействия.
Он неодинаков в разных коллективах и по-разному оказывает влияние на членов коллектива. Его влияние сказывается, прежде всего, на психологическом самочувствии людей. Климат проявляется, главным образом, в таких групповых эффектах:
- сплоченность как степень единства действий (поведения) сотрудников;
- взаимная совместимость как возможность бесконфликтного общения и согласованности действий сотрудников в условиях их совместной деятельности;
- состояние уровня идентификации как принятие сотрудниками целей, ценностей и норм групповой жизни коллектива;
            Признаками благоприятного социально - психологического климата являются:
- высокая требовательность и доверие сотрудников друг к другу;
- доброжелательная деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов жизни коллектива;
-удовлетворенность принадлежностью к учреждению;
-высокая степень взаимопомощи;
- достаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.
            Влияние на социально – психологический климат оказывает управленческая деятельность начальника, а также стиль его руководства, его личностные качества.
Руководителю нужно учиться владеть своими эмоциями, знать приемы устранения как личного раздражения, так и способы, с помощью которых он может поднять настроение коллектива.
Наиболее часто способствуют конфликтам такие качества людей, как склонность настаивать на своем, не считаясь с доводами другого, категоричность суждений, импульсивность, необдуманность слов, склонность к обвинению других.

             На благополучность социально-психологическог климата в коллективе оказывают внимание следующие особенности руководителя:

  1. Способность воспринимать общие нужды и проблемы коллективаи принимать на себя ту долю работы по удовлетворению этих нужд и решению проблем, которую остальные члены коллектива взять на себя не могут;
  2. Способность быть организатором совместной деятельности: руководитель должен уметь грамотно формулировать задачу; уметь планировать совместную деятельность с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива; использовать для принятия коллективных решений мнения и предложения, противоположные собственной позиции; обладать способностями и умениями вызывать желание у подчиненных выполнять работу лучше и качественнее;
  3. Чуткость и проницательность, доверие к людям: руководитель должен находить время, чтобы выслушать людей; должен знать интересы, способности каждого подчиненного, кто в чем нуждается; быть готовым вступиться за подчиненного, если с ним обходятся несправедливо; иметь способность к сопереживанию;
  4. Представительские склонности: именно руководитель – выразитель общих для коллектива позиций его членов; должен улавливать и выражать общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам; ставить вопросы о нуждах коллектива перед руководством; готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива; являться представителем коллектива во взаимоотношениях с вышестоящим руководством;
  5. Эмоционально-психологическое воздействие: руководитель должен уметь убеждать, поощрять; должен обладать авторитетом, в том числе и неформальным (к нему могли бы обратиться как по рабочему вопросу, так и по любому личному);
  6. Оптимизм:руководитель должен быть уверен, что подавляющее число проблем, которые встают, разрешимы, своим оптимизмом он должен «заражать» и подчиненных.

Факторы эффективного взаимодействия
руководителя с подчиненными.

1. Уважение.Сотрудник начинает уважать руководителя в тот момент, когда почувствует уважение к себе, исходящее от руководителя. Проявляйте заботу о подчиненном как о личности, и он всегда поможет вам в трудной ситуации.
2. Доверие.Сотрудник ждет поддержки и доверия руководителя. Доверие возрастает, если действия руководителя способствуют продвижению работников. Доверие исчезает, если руководитель поддерживает рост некомпетентных людей.
3. Обучение.Эффективность руководителя связана с тем, чему у него можно научиться. Поэтому нужно превосходить подчиненных, нужно уметь выступать в роли учителя. Руководитель не учит, у него учатся



Просмотров: 544
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Личностные качества руководителя как фактор групповой сплочённости коллектива
  • Синдром французского борделя (синхронизация у членов коллектива)
  • Психологический тренинг как средство повышения сплочённости коллектива организации
  • Изгнание из коллектива
  • Эффективный тренинг на сплочение рабочего коллектива
  • Ваша личная жизнь - достояние нашего коллектива!
  • Страх детского коллектива в дошкольном возрасте (2-3 года).
  • Влияние действий руководителя на успех выполнения плана продаж.
  • Интеллектуальная деятельность руководителя (1 часть).
  • Интеллектуальная деятельность руководителя (2 часть).
  • Социометрия по методике изометрического построения матрицы коллектива "Арт-коллаж"
  • Как эффективно демотивировать сотрудников. Вредные советы для руководителя.
  • Арт - упражнение "Дерево коллектива"
  • Каковы качества успешного руководителя?
  • Садист, нарцисс, социопат - психологический портрет современного руководителя.
  • Ох уж эти сказки! Сказки для коллектива.
  • Образ и функции современного эффективного руководителя
  • Чем Коучинг может заинтересовать руководителя ?
  • Психологический климат и межличностное доверие.
  • Когда лучше поискать нового босса: основные признаки «плохого» руководителя.
  • PR-технологии создания личного бренда руководителя и имиджа компании
  • Этика руководителя
  • Характеристики руководителя
  • Возрастной кризис. Коучинг руководителя или что делать, когда нет мечты?
  • Как стать любимцем руководителя?
  • Метапрограммы для саморазвития руководителя
  • Тревоги и страхи руководителя
  • Виды бесед руководителя с подчиненным
  • Мега-цель (миссия) руководителя
  • Организация как вторичный процесс руководителя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь