|
Интеллектуальная деятельность руководителя (1 часть).Автор статьи: 404
В теории управления разработаны многочисленные и очень разнообразные перечни тех интеллектуальных качеств, которыми должен обладать «эффективный руководитель». Зачастую они являются просто результатом обобщения наблюдений и житейского опыта, представляют собой «продукт систематизации здравого смысла». Поэтому в них представлены очень несходные, разнопорядковые свойства, причём часто и неинтеллектуального характера. Вообще, очень трудно назвать какое-либо положительное «общечеловеческое» качество, в том числе - и интеллектуальное, которое бы не было полезным и для деятельности руководителя, что, собственно, и является достаточным основанием для включения многих качеств в такого рода перечни. В целом это, безусловно, верно; но все же остается вопрос: какие из них наиболее специфичны именно в управленческой деятельности? Его решение определяется современными представлениями о структуре и строении интеллекта. Понятие интеллекта определяется как интеграция, т.е. целостная система, единство всех частных (специальных) и общих познавательных способностей человека. В свою очередь, частные, специальные познавательные способности соотносятся с конкретными психическими процессами — восприятием, памятью, мышлением и др. Общие способности характеризуют уже не уровень развития отдельных психических процессов, а их «совместную работу» - целостное функционирование. В своём комплексном проявлении интеллектуальные способности неразрывно связаны со всеми другими, также общими, способностями: креативностью, обучаемостью, рефлексивностью, активностью. Взаимодействие с ними порождает и новые особенности интеллекта. Далее, вся интеллектуальная деятельность руководителя развёртывается в достаточно специфических условиях. Они специфичны по предмету деятельности - им выступает совокупность «социальных объектов» (т.е. других - подчиненных лиц); и по степени жесткости — режиму требований, ответственности и др. Все это определяет исходную прагматичность позиции руководителя; выдвижения на первый план практических компонентов интеллекта. Итак, основой для выделения специфических интеллектуальных свойств руководителя является структура его частных и общих интеллектуальных качеств (соответственно свойств отдельных психических процессов и общих способностей). Она, однако, окрашивается в специфические тона под влиянием всего комплекса характеристики этим одновременно как социалъный (по предмету приложения) и как практический (по условиям и содержанию деятельности). Для того чтобы стать фактором эффективного управления, он должен специфицироваться - стать практическим интеллектом, а также обрести корни в разветвленной и богатой системе профессионального опыта. Придание практической направленности интеллекту и формирование профессионального опыта для руководителя неразрывны с социальными взаимодействиями, контактами, в которых он работает. В силу этого под влиянием объекта и условий деятельности интеллект руководителя во все большей мере начинает выступать не только как практический, но и как социальный, а в итоге приобретает характер практически-социального интеллекта. В связи с этим и частные, и общие его свойства приобретают определенное своеобразие. Такие психические процессы, как восприятие, память, мышление в деятельности руководителя являются специфическими характеристиками интеллекта руководителя, взятого в плане его частных познавательных способностей. Все они поэтому выступают как категории управленческой деятельности. Интеллект руководителя предстаёт в связи с собственно интеллектуальных качеств руководителя. Поэтому всё то, что характеризует восприятие, память и мышление руководителя, одновременно характеризуют и его интеллект. Главной особенностью восприятия является то, что ведущим его типом в управленческой деятельности выступает социальная перцепция, процессы межличностного восприятия. Они очень своеобразны и по своему содержанию, и по требованиям, предъявляемым к человеку. Формирование и совершенствование навыков межличностного восприятия в ходе управленческой деятельности ведет к тому, что на его основе складывается и развивается специфическое личностное качество руководителя, его интеллектуальная способность — психологическая проницательность. Её значимость для управленческой деятельности очень велика. Умение «оценить с первого взгляда» человека, видеть «за внешним поведением» истинные его мотивы, способность «читать другого» все эти и многие другие речевые обороты наглядно иллюстрируют важность данного качества. Далее, в процессах памяти особая роль в обеспечении эффективного управления принадлежит двум её основным типам - оперативной и долговременной памяти. При этом специфика управленческой деятельности, её условия и особенности требуют от процессов оперативной памяти их особого качества - свойства мобилизационной готовности (свойство оперативной памяти руководителя, обеспечивающее быструю, точную и полную актуализацию информации прошлого профессионального опыта, адекватной содержанию управленческой ситуации). В ещё более очевидной форме управленческая деятельность «использует» и ресурсы долговременной памяти, формируя такое важнейшее свойство руководителя, как профессиональный опыт. Мера его полноты, богатства, адекватности также является специфическим регулятором интеллектуальной деятельности. Поэтому она выступает как одно из важнейших качеств руководителя. Таким образом, мнемические процессы (восприятие, память, мышление) входят какчастные компоненты в структуру практического интеллекта: оперативная память - преимущественно в форме мобилизационнойготовности; долговременная память - через характеристики формирующегося на её основе профессионального опыта. Аналогичная закономерность существует и для процессов мышления. Его общие особенности под влиянием специфики управленческой деятельности приобретают своеобразие и предстают в форме практического мышления. Любая из особенностей процесса практического мышления имеет в своей основе то или иное интеллектуальное качество, интеллектуальную способность. Это прежде всего прогностичность, рефлексивность, систематичность, избирательность, конкретность, оригинальность, «направленность на реализацию», критичность, реалистичность и др. Интеллект руководителя включает все эти и другие частные хотя и очень важные познавательные способности, однако не сводится к ним и ими не исчерпывается. Он имеет и обобщенные свойства и проявления, присущие ему в целом; они определяют собой уровень частных, специальных его способностей. Так, из двух типов интеллекта — вербального и невербального доминирующее место в структуре практически-социального интеллекта имеет первый из них. Для высших проявлений практического интеллекта — для мышления руководителя самим предметом его деятельности является «социальный объект». Система знаний о нём оформлена понятийно, вербально. В структуре взаимодействия руководителя с этими «социальными объектами» - подчиненными исключительное по значимости место принадлежит общению, т.е. также преимущественно вербальному средству. Все это (а также многое другое, например, вербальный тип представления большей части документации) ведёт к доминированию вербального компонента в практически-социальном интеллекте. Это, однако, не означает, что другая - невербальная составляющая незначима. Но сам характер её направленности — в большей мере на оперирование абстрактным (а не конкретным), формальным (а не содержательным) материалом -обусловливает ее подчинённое место по отношению к вербальному интеллекту. Далее, по аналогичным причинам относительно большая нагрузка в деятельности руководителя ложится на конвергентное (тип мышления, основанный на развитой способности к быстрому и правильному нахождению единственно возможного ответа в регламентированных условиях деятельности), а не на дивергентное (тип мышления, основанный на развитой способности к поиску и нахождению множества вариантов решения проблемы при чётко заданных исходных посылах) мышление. Это связано с её высокой ответственностью, а следовательно, с необходимостью поиска максимально обоснованного решения, а также с выраженной повторяемостью типичных ситуаций управленческого цикла, с нормативностью требований к этой деятельности и др. Конвергентный тип мышления в наибольшей мере соответствует практическим задачам как таковым, в отличие от теоретических, познавательных (требующих больших дивергентных способностей). Существуют также и определенные приоритеты в сравнительной роли двух типов интеллекта (по Р. Кэттелу) - «связанного» («кристаллизованного») и «свободного» («текучего»). В идеале конечно, и тот и другой должен быть достаточно высоким. Тогда богатство опыта, профессиональной компетентности и знаний, закрепленных в «связанном» интеллекте, будет сочетаться с операционной мощью «свободного» интеллекта, который как раз и проявляется в новых задачах, нетипичных ситуациях. «Связанный» интеллект будет тем самым обеспечивать стратегическое, а «свободный» - оперативное управление. Однако это - именно идеал. Чаще приходится наблюдать большую выраженностъ какого-либо одного из этих типов. По отношению к управленческой деятельности, к интеллекту руководителя как практически-социальному более важным представляется фактор «связанного» интеллекта. Дело в том, что он непосредственно соотносится с важнейшим регулятором управленческой деятельности - профессиональным опытом руководителя, лежит в основе его формирования. Итак, практически-социальный интеллект руководителя – это определенный симптомокомплекс, в котором доминируют вербальный и «связанный» типы в сочетании с конвергентным мышлением. Он, в частности, обеспечивает формирование управленческого опыта в его наиболее адекватном виде: по объёму — за счёт «связанного» интеллекта; по содержанию — за счёт вербального, социально-ориентированного интеллекта; по прагматичности ориентации – за счёт преобладания конвергентного мышления. На таком сочетании основаны многие иные качества, посредством которых принято характеризовать интеллект руководителя: например, «широта взглядов», «глобальный подход к проблемам», «профессиональная компетентность» и др. Все они, однако, в конечном итоге производны от структуры управленческого опыта, а он, в свою очередь, является продуктом функционирования практически-социального интеллекта, обладающего тремя основными отмеченными особенностями. Они, однако, не исчерпывают, собой всех особенностей интеллекта руководителя. Так, очень значимую роль в организации управленческой деятельности играет интеллектуальное свойство метакогнитивной осведомленности. Оно состоит в адекватном самовосприятии и использовании сильных сторон своего интеллекта, а также — в учёте и умении «прятать» его слабые стороны. Умение использовать именно наиболее развитые личностные и познавательные качества, избегать при этом способов интеллектуальной деятельности, которые требуют «включения» недостаточно развитых качеств - это один из главных механизмов высокопродуктивной интеллектуальной деятельности. По отношению к деятельности руководителя он, однако, специфичен. 1. Он становится более рельефным и выраженным в связи с большой сложностью и жесткостью условий управленческой деятельности. Эти условия в наибольшей мере «высвечивают» сильные и слабые стороны интеллекта руководителя, усиливают требования реализации первых и недопустимость вторых. 2. Комбинация по принципу «опора на достоинство - подавление недостатков» лежит в основе стилевых особенностей деятельности руководителя. Исследования учёных показывают, что именно правильный учёт своих «плюсов» и «минусов» является одной из главных причин формирования того стиля деятельности, который наиболее соответствует личностным особенностям. 3. Одной из главных «забот» руководителя является его имидж, репутация, авторитет. Отсюда метакогнитивная осведомленность приобретает черты не только внутреннего регулятора интеллектуальной деятельности, но и становится регулятором внешнего поведения руководителя. В результате выбираются такие способы поведения и воздействия на подчиненных, которые в наибольшей мере базируются «на сильных сторонах» и, что главное, — подчеркивают их. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|