Интеллектуальная деятельность руководителя (1 часть).

Автор статьи: 404

   В теории управления разработаны многочисленные и очень разнообразные перечни тех интеллектуальных качеств, которыми должен обладать «эффективный руководитель». Зачастую они являются просто результатом обобщения наблюдений и житейского опыта, представляют собой «продукт систематизации здравого смысла». Поэтому в них представлены очень несходные, разнопорядковые свойства, причём часто и неинтеллектуального характера. Вообще, очень трудно назвать какое-либо положительное «общечеловеческое» качество, в том числе - и интеллектуальное, которое бы не было полезным и для деятельности руководителя, что, собственно, и является достаточным основанием для включения многих качеств в такого рода перечни. В целом это, безусловно, верно; но все же остается вопрос: какие из них наиболее специфичны именно в управленческой деятельности? Его решение определяется современными представлениями о структуре и строении интеллекта.      

Понятие интеллекта определяется как интеграция, т.е. целостная система, единство всех частных (специальных) и общих познавательных способностей человека. В свою очередь, частные, специальные познавательные способности соотносятся с конкретными психическими процессами — восприятием, памятью, мышлением и др. Общие способности характеризуют уже не уровень развития отдельных психических процессов, а их «совместную работу» - целостное функционирование. В своём комплексном проявлении интеллектуальные способности неразрывно связаны со всеми другими, также общими, способностями: креативностью, обучаемостью, рефлексивностью, активностью. Взаимодействие с ними порождает и новые особенности интеллекта.

 Далее, вся интеллектуальная деятельность руководителя раз­вёртывается в достаточно специфических условиях. Они специ­фичны по предмету деятельности - им выступает совокупность «социальных объектов» (т.е. других - подчиненных лиц); и по степени жесткости — режиму требований, ответственности и др. Все это определяет исходную прагматичность позиции руководителя; выдвижения на первый план практических компо­нентов интеллекта.                              

   Итак, основой для выделения специфических интеллектуаль­ных свойств руководителя является структура его частных и общих интеллектуальных качеств (соответственно свойств от­дельных психических процессов и общих способностей). Она, однако, окрашивается в специфические тона под влиянием всего комплекса характеристики этим одновременно как социалъный (по предмету приложения) и как практический (по условиям и содержанию деятельности). Для того чтобы стать фактором эффективного управления, он должен специфи­цироваться - стать практическим интеллектом, а также обрести корни в разветвленной и богатой системе профессионального опыта. Придание практической направленности интеллекту и формирование профессионального опыта для руководителя не­разрывны с социальными взаимодействиями, контактами, в ко­торых он работает. В силу этого под влиянием объекта и условий деятельности интеллект руководителя во все большей мере начи­нает выступать не только как практический, но и как социаль­ный, а в итоге приобретает характер практически-социального интеллекта. В связи с этим и частные, и общие его свойства приобретают определенное своеобразие. Такие психические процессы, как восприятие, память, мышление в деятельности руководителя являются специфическими характеристиками интеллекта руководителя, взятого в плане его частных познавательных способностей. Все они поэтому выступают как категории управленческой деятельности. Интел­лект руководителя предстаёт в связи с собственно интеллектуальных качеств руководителя. Поэтому всё то, что характеризует восприятие, память и мышление руководителя, одновременно характеризуют и его интеллект.

Главной особенностью восприятия является то, что ведущим его типом в управленческой деятельности выступает социальная перцепция, процессы межличностного восприятия. Они очень своеобразны и по своему содержанию, и по требованиям, предъявляемым к человеку. Формирование и совершенствование навыков межличностного восприятия в ходе управленческой деятельности ведет к тому, что на его основе складывается и развивается специфическое личностное качество руководителя, его интеллектуальная способность — психологическая проницательность. Её значимость для управленческой деятельности очень велика. Умение «оценить с первого взгляда» человека, видеть «за внешним поведением» истинные его мотивы, способность «читать другого» все эти и многие другие речевые обороты наглядно иллюстрируют важность данного качества.                        

Далее, в процессах памяти особая роль в обеспечении эффективного управления принадлежит двум её основным типам - оперативной и долговременной памяти. При этом специфика управленческой деятельности, её условия и особенности требуют от процессов оперативной памяти их особого качества - свойства мобилизационной готовности (свойство оперативной памяти руководителя, обеспечивающее быструю, точную и полную актуализацию информации прошлого профессионального опыта, адекватной содержанию управленческой ситуации). В ещё более очевидной форме управленческая деятельность «использует» и ресурсы долговременной памяти, формируя такое важнейшее свойство руководителя, как профессиональный опыт. Мера его полноты, богатства, адекватности также является специфическим регулятором интеллектуальной деятельности. Поэтому она выступает как одно из важнейших качеств руководителя.                    

   Таким образом, мнемические процессы (восприятие, память, мышление) входят какчастные компоненты в структуру практического интеллекта: оперативная память - преимущественно в форме мобилизационнойготовности; долговременная память - через характеристики формирующегося на её основе профессионального опыта.          

   Аналогичная закономерность существует и для про­цессов мышления. Его общие особенности под влиянием специ­фики управленческой деятельности приобретают своеобразие и предстают в форме практического мышления. Любая из особен­ностей процесса практического мышления имеет в своей основе то или иное интеллектуальное качество, интеллектуальную спо­собность. Это прежде всего прогностичность, рефлексивность, систематичность, избирательность, конкрет­ность, оригинальность, «направленность на реализацию», критич­ность, реалистичность и др.

   Интеллект руководителя включает все эти и другие частные хотя и очень важные познавательные способности, однако не сводится к ним и ими не исчерпывается. Он имеет и обобщен­ные свойства и проявления, присущие ему в целом; они опреде­ляют собой уровень частных, специальных его способностей.

   Так, из двух типов интеллекта — вербального и невербально­го доминирующее место в структуре практически-социального интеллекта имеет первый из них. Для высших проявлений прак­тического интеллекта — для мышления руководителя самим предметом его деятельности является «социальный объект». Сис­тема знаний о нём оформлена понятийно, вербально. В структу­ре взаимодействия руководителя с этими «социальными объекта­ми» - подчиненными исключительное по значимости место принадлежит общению, т.е. также преимущественно вербально­му средству. Все это (а также многое другое, например, вербаль­ный тип представления большей части документации) ведёт к доминированию вербального компонента в практически-социаль­ном интеллекте. Это, однако, не означает, что другая - невер­бальная составляющая незначима. Но сам характер её направ­ленности — в большей мере на оперирование абстрактным (а не конкретным), формальным (а не содержательным) материа­лом -обусловливает ее подчинённое место по отношению к вербальному интеллекту.

   Далее, по аналогичным причинам относительно большая нагрузка в деятельности руководителя ложится на конвергентное (тип мышления, основанный на развитой способности к быстрому и правильному нахождению единственно возможного ответа в регламентированных условиях деятельности), а не на дивергентное (тип мышления, основанный на развитой способности к поиску и нахождению множества вариантов решения проблемы при чётко заданных исходных посылах) мышление. Это связано с её высокой ответственностью, а следовательно, с необходимостью поиска максимально обоснованного решения, а также с выраженной повторяемостью типичных ситуаций управленческого цикла, с нормативностью требований к этой деятельности и др. Конвергентный тип мышления в наибольшей мере соответствует практическим задачам как таковым, в отличие от теоретических, познавательных (требующих больших дивергентных способностей).                          

Существуют также и определенные приоритеты в сравнительной роли двух типов интеллекта (по Р. Кэттелу) - «связанного» («кристаллизованного») и «свободного» («текучего»). В идеале конечно, и тот и другой должен быть достаточно высоким. Тогда богатство опыта, профессиональной компетентности и знаний, закрепленных в «связанном» интеллекте, будет сочетаться с операционной мощью «свободного» интеллекта, который как раз и проявляется в новых задачах, нетипичных ситуациях. «Связанный» интеллект будет тем самым обеспечивать стратегическое, а «свободный» - оперативное управление. Однако это - именно идеал. Чаще приходится наблюдать большую выраженностъ какого-либо одного из этих типов. По отношению к управленческой                                             деятельности, к интеллекту руководителя как практически-социальному более важным представляется фактор «связанного» интеллекта. Дело в том, что он непосредственно соотносится с важнейшим регулятором управленческой деятельности - профессиональным опытом руководителя, лежит в основе его формирования.

Итак, практически-социальный интеллект руководителя – это определенный симптомокомплекс, в котором доминируют вербальный и «связанный» типы в сочетании с конвергентным мышлением. Он, в частности, обеспечивает формирование управленческого опыта в его наиболее адекватном виде: по объёму — за счёт «связанного» интеллекта; по содержанию — за счёт вербального, социально-ориентированного интеллекта; по прагматичности ориентации – за счёт преобладания конвергентного мышления. На таком сочетании основаны многие иные качества, посредством которых принято характеризовать интеллект руководителя: напри­мер, «широта взглядов», «глобальный подход к проблемам», «про­фессиональная компетентность» и др. Все они, однако, в конечном итоге производны от структуры управленческого опыта, а он, в свою очередь, является продуктом функционирования практичес­ки-социального интеллекта, обладающего тремя основными отме­ченными особенностями. Они, однако, не исчерпывают, собой всех особенностей интеллекта руководителя.

   Так, очень значимую роль в организации управленческой дея­тельности играет интеллектуальное свойство метакогнитивной осведомленности. Оно состоит в адекватном самовосприятии и использовании сильных сторон своего интел­лекта, а также — в учёте и умении «прятать» его слабые сторо­ны. Умение использовать именно наиболее развитые личност­ные и познавательные качества, избегать при этом способов интеллектуальной деятельности, которые требуют «включения» недостаточно развитых качеств - это один из главных механиз­мов высокопродуктивной интеллектуальной деятельности. По от­ношению к деятельности руководителя он, однако, специфичен.

1. Он становится более рельефным и выраженным в связи с большой сложностью и жесткостью условий управленческой дея­тельности. Эти условия в наибольшей мере «высвечивают» силь­ные и слабые стороны интеллекта руководителя, усиливают тре­бования реализации первых и недопустимость вторых.

2. Комби­нация по принципу «опора на достоинство - подавление недо­статков» лежит в основе стилевых особенностей деятельности руководителя. Исследования учёных показывают, что именно правильный учёт своих «плюсов» и «минусов» является одной из главных при­чин формирования того стиля деятельности, который наиболее соответствует личностным особенностям.

3. Одной из главных «забот» руководителя является его имидж, репутация, авторитет. Отсюда метакогнитивная осведомленность приобретает черты не только внутреннего регулятора интеллектуальной деятельности, но и становится регулятором внешнего поведения руководителя. В результате выбираются такие способы поведения и воздействия на подчиненных, которые в наибольшей мере базируются «на сильных сторонах» и, что главное, — подчеркивают их.



Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интеллектуальная деятельность руководителя (2 часть).
  • Личностные качества руководителя как фактор групповой сплочённости коллектива
  • Как эффективно демотивировать сотрудников. Вредные советы для руководителя.
  • Метапрограммы для саморазвития руководителя
  • Как стать любимцем руководителя?
  • Каковы качества успешного руководителя?
  • Характеристики руководителя
  • Памятка руководителя «Десять правил, как повысить имидж»
  • Организация как вторичный процесс руководителя
  • Да, капитан! Курс на качество: навыки и личность руководителя?
  • Образ и функции современного эффективного руководителя
  • Перинатальный психолог и область его деятельности
  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности
  • Возрастной кризис. Коучинг руководителя или что делать, когда нет мечты?
  • Роль руководителя в формировании благоприятного СПК в коллективе
  • Этика руководителя
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Профессиональная структура компетенций современного руководителя.
  • Тревоги и страхи руководителя
  • Виды бесед руководителя с подчиненным
  • Мега-цель (миссия) руководителя
  • Взгляд на карьерного коуча глазами руководителя
  • Чем Коучинг может заинтересовать руководителя ?
  • История о переносе чувств, связанных с родным человеком, на своего руководителя.
  • Влияние действий руководителя на успех выполнения плана продаж.
  • Садист, нарцисс, социопат - психологический портрет современного руководителя.
  • PR-технологии создания личного бренда руководителя и имиджа компании
  • Операция «С Новым Годом!» или Корпоративные ритуалы на службе руководителя.
  • Интервью руководителя творческого проекта Фестиваль Телесных Практик в Минске.
  • Когда лучше поискать нового босса: основные признаки «плохого» руководителя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь