|
Осознанный патриотизм: из опыта преподавательской деятельностиАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
В своей педагогической деятельности я уделяю много внимания патриотическому воспитанию. Что означает слово патриотизм? Патриотизм ( с греческого языка - соотечественник) рассматривается многими словарями и энциклопедиями как
Работая со студентами из разных этнических групп и конфессий, мне легче обращаться к культурному историческому опыту. Сквозь призму общечеловеческих ценностей, этических и моральных принципов и норм проявляются такие добродетели, как уважение, благодарность, рождается осмысленность и иногда переоценка собственных ценностей, которые искажали картину мира личности. Все индивидуально и зависит от конкретной ситуации, темы лекции или практического занятия. Вместе с этим, многие мои студенты люди взрослые, большая часть совершеннолетние, которые стараются объективно уловить причинно-следственную связь (юристы же!) тех или иных явлений, возможных вариантов развития исторического сценария. "Надежда Вячеславовна, а в чем смысл патриотизма?", - спрашивают меня некоторые студенты. И ведь спрашивают, интересуются искренне, так как являются наблюдателями различных социальных ,политических, экономических , культурных процессов, которые далеки от истинного патриотизма. "Власть может измениться, а страна, государство ведь будет существовать и впредь", - делятся мыслями одни ребята. "Значит не от власти зависит патриотизм, но от ценностей государства, от ее традиций, накопленного духовного опыта!". "По Конституции РФ мы имеем права, свободы, мы объединены общими ко всем требованиями к исполнению Закона, но на деле видим, что творится в образовании, науке...", - сообщают другие студенты. А вместе с тем, ребята озадачиваются и тем, как поднять уровень культуры среди своих же сверстников? "Сейчас накануне Дня Победы снова появятся георгиевские ленточки, которые будут украшать сумки, машины, а иногда и волосы, и даже обувь (!!!) многих представителей нашего общества. Это ли патриотизм?". Таких серьезных, искренних студентов, к сожалению, маловато. Дефицит интеллектуального развития, невозможность осмысления значимости того или иного исторического события, юношеский максимализм, в ряде случаев проявляющийся деструктивно, косноязычное "формальное" навязывание "патриотических" ценностей лишь через идеи милитаризма и совершенствование вооружения серьезно искажает подлинное восприятие патриотизма как "обязательное", излишне "официальное", без проникновения в душу, без прочувствования... Патриотическое воспитание - весьма сложный, трудоемкий, нередко и противоречивый процесс. И, на мой взгляд, его плоды будут тогда, когда студенты постигнут его через состояние катарсиса (с греческого - очищение) как нравственного очищения, как сопереживания и сострадания посредством созерцания произведения искусства. Учитывая психоэмоциональные особенности учащихся, следует отметить, что больший успех для достижения этого состояния имеют все-таки короткие социальные видеоролики. Приведу пример достойного патриотического воспитания, применяемый в Израиле. Память о Холокосте, о той жуткой трагедии, унесшей миллионы жизни невинных людей, останется навсегда в истории еврейского народа и, хотелось бы верить, всего человечества. Ежегодно 27 нисана (в этом году это вечер23 -24 апреля) в 10 часов утра звучит сирена, и каждый житель страны, где бы он не находился в этот момент, замирает, движение приостанавливается. Люди в эту минуту испытывают настоящее духовное единство, осознают себя частью единого целого, частью, плотью и кровью народа.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|