Психологический климат и межличностное доверие.

На сегодняшний день в социальной психологии стало традиционным рассматривать доверие как важный компонент общения в группе, благодаря которому определяется характер протекания межличностных отношений и взаимодействий. На наш взгляд, доверие является существенным механизмом влияния на социально-психологический климат в группе. Актуальность же данной проблемы обусловлена тем, что психологический климат и доверие в группе это не только проблема сегодняшних, но и одновременно проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более современных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей. Важность проблемы состоит в попытке изучить зависимость благоприятного социально-психологического климата от уровня доверительных отношений членов группы. В свою очередь, мы предполагаем, что  именно доверие – межличностное и социальное – является отправным показателем сформированности социально-психологического климата и в зависимости от уровня его развития имеет как позитивное, так и негативное влияние на участников группы в целом.

Исследование проводилось в Волжском гуманитарном институте (филиала)  Волгоградского государственного университета, участвовали студенты 1-5 курсов специальности «Психология».  Исследование базируется на зарубежных и отечественных работах таких авторов, как С. Джурард, П. Ласкоу, Дж. Ален, Т.Ямагиши М. Мейган, Р. Шо, В.П. Зинченко, Т.П. Скрипкиной, П.Н. Шихирева  и т.д.

По результатам исследования мы выявили следующую закономерность: чем старше курс, тем ниже уровень межличностного и социального доверия, а следствием этого выступает неблагоприятная степень сформированности социально-психологического климата в группах.

Согласно концепции Т.П. Скрипкиной, чем выше уровень доверия в общении и взаимодействии, тем сильнее выражается связь в отношениях между людьми. Таким образом, можно сделать вывод, что чем больше времени участники группы взаимодействуют друг с другом, тем более избирательнее и парциальнее становиться их доверие.

На основе полученных данных использовались методы статистической обработки – t-критерий Стьюдента. Студенты младших (1-2) курсов в большей степени доверяют участникам своей группы (1,95 при статистической значимости р ≤ 0,001), в отличие от студентов старших (3-5х) курсов (1,35 при статистической значимости р ≤ 0,001). Получается, что студенты младших курсов изначально авансируют доверие членам своей группы, т.к. студенты еще не совсем знают друг друга, т.е. доверие еще не обладает такими характеристиками, как избирательность и парциальность. Таким образом, благодаря приобретению опыта взаимодействия с членами своей группы, а также полученному результату в процессе данного взаимодействия, человек сам определяет уровень доверия к другим и степень доверительных отношений. Полученные результаты показывают, что студенты старших курсов,  определяют свою избирательность и парциальность друг к другу, в то время как студенты первого курса в силу недостатка знаний друг о друге не могут определить уровень доверия к каждому участнику своей группы. В результате студенты младших курсов в большей мере проявляют доверие друг к другу.

Анализ данных исследования психологического климата показывает, что существуют различия между степенью благоприятности социально-психологического климата у студентов младших и старших курсов. Психологический климат 1-2 курсов равен 8,85 при р ≤ 0,001, а старших курсов 5,20 при р ≤ 0,001. Таким образом, для студентов 1-2 курсов характерна средняя степень благоприятности психологического климата, в то время как климат студентов старших курсов характеризуется незначительной степенью неблагоприятности.

Мы можем также утверждать, что социально-психологический климат зависит от того, насколько сформированы формально-динамические характеристики доверия – избирательность и парциальность. Такие формально-динамические характеристики как избирательность и парциальность несомненно влияют на уровень доверия и соответственно на формирование психологического климата в группе. Таким образом, межличностное и социальное доверие – основные составляющие формирования благоприятности социально-психологического климата. Доверие важно для индивида и группы в целом как показатель приемлемости для окружающих и самого себя, а также успешности его деятельности.

На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что доверие имеет непосредственное влияние на формирование социально-психологического климата, тем самым данный климат позволяет группе наиболее полно реализовать свой духовно-психологический потенциал для создания сплоченной успешной группы, а также дает возможность каждому участнику группы для самораскрытия и самореализации.  Также можно заключить, что формирование благоприятного социально-психологического климата в группах происходит только благодаря непосредственному доверию всех участников группы друг к другу, а также доверию к самому себе.



Просмотров: 480
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Исследование характеристик социально-психологического климата
  • Ценностные ориентации студентов старших курсов
  • Особенности психологического климата на строительной площадке
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования
  • Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Важность благоприятного климата в семьях, имеющих ребенка с РАС
  • Можно ли восстановить доверие после измены? 7 признаков восстановления доверия
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Доверие к телефону доверия
  • "Центр социально-психологического сопровождения людей, страдающих химической зависимостью"
  • Зависимость | Социально-психологический взгляд на механизмы формирования зависимого поведения
  • Доверие: возможно ли восстановить доверие жизни, миру, любимому человеку?
  • Доверие в малой группе.
  • Доверие vs слепая вера (Вторая часть про доверие).
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Доверие через общение в малой группе.
  • Как не обмануться при выборе курсов иностранного языка?
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • А у вас теплый снег? Или как определить психологический климат в семье
  • Социально-психологический портрет проститутки
  • Стокгольмский синдром - социально-психологический феномен
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Преступность. Как защититься. Социально-психологический аспект. Я в эфире Life78
  • Предубеждения как социально-психологический феномен: причины и возможности коррекции
  • Психологический климат в коллективе.
  • Психологический климат в коллективе
  • Доверие между мужчиной и женщиной - основа искренних и гармоничных отношений.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь