|
Психологический климат и межличностное доверие.Автор статьи: Полина Анжелика Владимировна
На сегодняшний день в социальной психологии стало традиционным рассматривать доверие как важный компонент общения в группе, благодаря которому определяется характер протекания межличностных отношений и взаимодействий. На наш взгляд, доверие является существенным механизмом влияния на социально-психологический климат в группе. Актуальность же данной проблемы обусловлена тем, что психологический климат и доверие в группе это не только проблема сегодняшних, но и одновременно проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более современных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей. Важность проблемы состоит в попытке изучить зависимость благоприятного социально-психологического климата от уровня доверительных отношений членов группы. В свою очередь, мы предполагаем, что именно доверие – межличностное и социальное – является отправным показателем сформированности социально-психологического климата и в зависимости от уровня его развития имеет как позитивное, так и негативное влияние на участников группы в целом. Исследование проводилось в Волжском гуманитарном институте (филиала) Волгоградского государственного университета, участвовали студенты 1-5 курсов специальности «Психология». Исследование базируется на зарубежных и отечественных работах таких авторов, как С. Джурард, П. Ласкоу, Дж. Ален, Т.Ямагиши М. Мейган, Р. Шо, В.П. Зинченко, Т.П. Скрипкиной, П.Н. Шихирева и т.д. По результатам исследования мы выявили следующую закономерность: чем старше курс, тем ниже уровень межличностного и социального доверия, а следствием этого выступает неблагоприятная степень сформированности социально-психологического климата в группах. Согласно концепции Т.П. Скрипкиной, чем выше уровень доверия в общении и взаимодействии, тем сильнее выражается связь в отношениях между людьми. Таким образом, можно сделать вывод, что чем больше времени участники группы взаимодействуют друг с другом, тем более избирательнее и парциальнее становиться их доверие. На основе полученных данных использовались методы статистической обработки – t-критерий Стьюдента. Студенты младших (1-2) курсов в большей степени доверяют участникам своей группы (1,95 при статистической значимости р ≤ 0,001), в отличие от студентов старших (3-5х) курсов (1,35 при статистической значимости р ≤ 0,001). Получается, что студенты младших курсов изначально авансируют доверие членам своей группы, т.к. студенты еще не совсем знают друг друга, т.е. доверие еще не обладает такими характеристиками, как избирательность и парциальность. Таким образом, благодаря приобретению опыта взаимодействия с членами своей группы, а также полученному результату в процессе данного взаимодействия, человек сам определяет уровень доверия к другим и степень доверительных отношений. Полученные результаты показывают, что студенты старших курсов, определяют свою избирательность и парциальность друг к другу, в то время как студенты первого курса в силу недостатка знаний друг о друге не могут определить уровень доверия к каждому участнику своей группы. В результате студенты младших курсов в большей мере проявляют доверие друг к другу. Анализ данных исследования психологического климата показывает, что существуют различия между степенью благоприятности социально-психологического климата у студентов младших и старших курсов. Психологический климат 1-2 курсов равен 8,85 при р ≤ 0,001, а старших курсов 5,20 при р ≤ 0,001. Таким образом, для студентов 1-2 курсов характерна средняя степень благоприятности психологического климата, в то время как климат студентов старших курсов характеризуется незначительной степенью неблагоприятности. Мы можем также утверждать, что социально-психологический климат зависит от того, насколько сформированы формально-динамические характеристики доверия – избирательность и парциальность. Такие формально-динамические характеристики как избирательность и парциальность несомненно влияют на уровень доверия и соответственно на формирование психологического климата в группе. Таким образом, межличностное и социальное доверие – основные составляющие формирования благоприятности социально-психологического климата. Доверие важно для индивида и группы в целом как показатель приемлемости для окружающих и самого себя, а также успешности его деятельности. На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что доверие имеет непосредственное влияние на формирование социально-психологического климата, тем самым данный климат позволяет группе наиболее полно реализовать свой духовно-психологический потенциал для создания сплоченной успешной группы, а также дает возможность каждому участнику группы для самораскрытия и самореализации. Также можно заключить, что формирование благоприятного социально-психологического климата в группах происходит только благодаря непосредственному доверию всех участников группы друг к другу, а также доверию к самому себе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|