А у вас теплый снег? Или как определить психологический климат в семье

Автор статьи: Наталья Удалова

Можно ли определить психологический климат в семье ребенка, не задавая ему вопросов? Можно ли выяснить, как ребенок ощущает себя в семье? Комфортно ли ему или что-то тревожит? Да, и для этого есть проективные методики. Я хочу поделиться с вами одной из арт-терапевтических и проективных методик "Барашек в бутылке".

Эта методика подходит как для взрослых, так и для детей. Но я использую ее с детьми. В интернете можно прочитать о ней более подробно. Я же поделюсь своим опытом.  В классическом варианте этой методики используются краски и лист бумаги А4. Мы используем пластилин или соленое тесто, которое можно раскрасить. Это и есть теплый снег на наших волшебных занятиях.

Инструкция: Давай попробуем слепить барашка.

Я использую методику с детьми от 5 лет, и обычно дети знают, как выглядит барашек. Но бывали случаи, что дети предлагали слепить собаку, лису, корову ("потому что я не умею лепить барашка"). В таком случае пусть лепит то животное, которое знает. 

Процесс лепки уже увлекателен для детей, я очень внимательно слушаю комментарии в процессе лепки:

- вот мы сейчас слепим рога, острые такие.

- я слеплю ему маленький хвостик - у него нет врагов и ему не надо заметать следы во время погони.

- и улыбается он, потому что веселый.

- а глаза? какие у него глаза? О, точно! У него глаза, как у моей бабушки, потому что она очень добрая.

(примеры из личной практики)

Слепили барашка. Я предлагаю поселить барашка в бутылку, которую называем в дальнейшем домиком. (Для этого я использую обычную пластиковую бутылку, размером 0,5л или пластиковый стакан).

И задаю вопросы:

1. Как барашек себя чувствует в домике?

2. Как ты думаешь, ему там нравится?

3. А домику нравится, что в нем живет барашек?

4. Хочет ли барашек выбраться из домика? Почему?

5. Если он мечтает убежать из домика, как он это сделает? 

6. О чем мечтает барашек?

Ответы можно записать, но я не записываю, чтобы не отвлекать ребенка, а активно участвовать в диалоге с ним и видеть его эмоциональный отклик. 

Интерпретация результатов.

Барашек- это образ автора. При интерпретации можно использовать цвет барашка, формы, острые рога, копыта, акценты во внешности. Иногда дети лепят барашка-девочку и украшают его бантиками. Оценивается образ в целом - позитивный или негативный. Интерпретацию деталей, цвета я беру в основном из других проективных методик, таких, как "Кактус" или "Несуществующее животное".

Бутылка или домик - это символ семьи, в которой проживает ребенок. Закрытая крышкой или открытая, стоит или лежит, в каком направлении стоит барашек - к выходу или в обратном.Иногда дети украшают бутылку внутри элементами декора. Один подросток наклеил на горлышко бутылки пластину из пластилина и написал на ней "виски". 

Самым показательным является второй вопрос о том, нравится ли барашку в домике? Обратить внимание нужно на такие ответы: нет, ему там плохо, дышать нечем, тесно, холодно, есть нечего, ему одиноко.Так ощущает себя ребенок в своей семье. 

Интересные результаты получаются и в рисуночной версии такой методики.

Расскажу и покажу один пример из практики (используется пластилин):

А у вас теплый снег Или как определить психологический климат в семье

1. Почему барашек желтый? - Это его любимый цвет, а на ножках красные носочки, чтоб теплее было.

2. Как барашек чувствует себя в домике? - Ему там нравится! Тепло и травки много. А еще у него есть цветы! Прямо в домике. Классно,да?

3. А домику нравится, что в нем живет барашек? - Да, ему веселее, когда в нем кто-то живет. Он не любит быть один.



4. Хочет ли барашек покинуть домик? - Нет, ему здесь здорово, а если ему нужно погулять, то он погуляет и опять вернется домой.

5. Как он будет выходить из домика, если ему захочется погулять? - через дверь.

6. О чем мечтает барашек? - он мечтает пойти в школу, где будет много таких же барашков разного цвета.

Обычно дети хотят забрать своего барашка домой. А иногда с детьми - подростками, мы оставляем этого барашка до занятия, на котором будем играть в проективно-визуальную игру "Путешествие по миру". О которой, я расскажу в другой статье.

Такие "волшебные" занятия дают огромный ресурс в понимании

родительско - детских отношений в конкретной семье.

Счастья и гармонии вашим семьям!

 

 



Просмотров: 716
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Барашек в бутылке
  • История для детей "Кучерявая барашка"
  • Иван Петрович, вторая сигнальная система и барашек Шон
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему болеют дети? Дети и "холод" в семье.
  • Почему МАК-методики такие однообразные? Новая методика "Денежный дом"!
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Манипуляция "я тебя не держу" или "не нравится, пошла вон! "
  • Зачем "копаться в прошлом" или как этого можно не делать
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мужские сексуальные проблемы. Трансвестизм, или "почему мне нравится быть девочкой".
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Прокрастинация - "можно и без этого"?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Почему мне не нравится идея, что "ты всё можешь, главное захотеть"?
  • "Разведена. Влюблена. Есть дети от первого брака!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь