|
А у вас теплый снег? Или как определить психологический климат в семьеАвтор статьи: Наталья Удалова
Можно ли определить психологический климат в семье ребенка, не задавая ему вопросов? Можно ли выяснить, как ребенок ощущает себя в семье? Комфортно ли ему или что-то тревожит? Да, и для этого есть проективные методики. Я хочу поделиться с вами одной из арт-терапевтических и проективных методик "Барашек в бутылке". Эта методика подходит как для взрослых, так и для детей. Но я использую ее с детьми. В интернете можно прочитать о ней более подробно. Я же поделюсь своим опытом. В классическом варианте этой методики используются краски и лист бумаги А4. Мы используем пластилин или соленое тесто, которое можно раскрасить. Это и есть теплый снег на наших волшебных занятиях. Инструкция: Давай попробуем слепить барашка. Я использую методику с детьми от 5 лет, и обычно дети знают, как выглядит барашек. Но бывали случаи, что дети предлагали слепить собаку, лису, корову ("потому что я не умею лепить барашка"). В таком случае пусть лепит то животное, которое знает. Процесс лепки уже увлекателен для детей, я очень внимательно слушаю комментарии в процессе лепки: - вот мы сейчас слепим рога, острые такие. - я слеплю ему маленький хвостик - у него нет врагов и ему не надо заметать следы во время погони. - и улыбается он, потому что веселый. - а глаза? какие у него глаза? О, точно! У него глаза, как у моей бабушки, потому что она очень добрая. (примеры из личной практики) Слепили барашка. Я предлагаю поселить барашка в бутылку, которую называем в дальнейшем домиком. (Для этого я использую обычную пластиковую бутылку, размером 0,5л или пластиковый стакан). И задаю вопросы: 1. Как барашек себя чувствует в домике? 2. Как ты думаешь, ему там нравится? 3. А домику нравится, что в нем живет барашек? 4. Хочет ли барашек выбраться из домика? Почему? 5. Если он мечтает убежать из домика, как он это сделает? 6. О чем мечтает барашек? Ответы можно записать, но я не записываю, чтобы не отвлекать ребенка, а активно участвовать в диалоге с ним и видеть его эмоциональный отклик. Интерпретация результатов. Барашек- это образ автора. При интерпретации можно использовать цвет барашка, формы, острые рога, копыта, акценты во внешности. Иногда дети лепят барашка-девочку и украшают его бантиками. Оценивается образ в целом - позитивный или негативный. Интерпретацию деталей, цвета я беру в основном из других проективных методик, таких, как "Кактус" или "Несуществующее животное". Бутылка или домик - это символ семьи, в которой проживает ребенок. Закрытая крышкой или открытая, стоит или лежит, в каком направлении стоит барашек - к выходу или в обратном.Иногда дети украшают бутылку внутри элементами декора. Один подросток наклеил на горлышко бутылки пластину из пластилина и написал на ней "виски". Самым показательным является второй вопрос о том, нравится ли барашку в домике? Обратить внимание нужно на такие ответы: нет, ему там плохо, дышать нечем, тесно, холодно, есть нечего, ему одиноко.Так ощущает себя ребенок в своей семье. Интересные результаты получаются и в рисуночной версии такой методики. Расскажу и покажу один пример из практики (используется пластилин): 1. Почему барашек желтый? - Это его любимый цвет, а на ножках красные носочки, чтоб теплее было. 2. Как барашек чувствует себя в домике? - Ему там нравится! Тепло и травки много. А еще у него есть цветы! Прямо в домике. Классно,да? 3. А домику нравится, что в нем живет барашек? - Да, ему веселее, когда в нем кто-то живет. Он не любит быть один. 4. Хочет ли барашек покинуть домик? - Нет, ему здесь здорово, а если ему нужно погулять, то он погуляет и опять вернется домой. 5. Как он будет выходить из домика, если ему захочется погулять? - через дверь. 6. О чем мечтает барашек? - он мечтает пойти в школу, где будет много таких же барашков разного цвета. Обычно дети хотят забрать своего барашка домой. А иногда с детьми - подростками, мы оставляем этого барашка до занятия, на котором будем играть в проективно-визуальную игру "Путешествие по миру". О которой, я расскажу в другой статье. Такие "волшебные" занятия дают огромный ресурс в понимании родительско - детских отношений в конкретной семье. Счастья и гармонии вашим семьям!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|