Предубеждения как социально-психологический феномен: причины и возможности коррекции

В современной социально-психологической науке не существует однозначного толкования термина «предубеждение». Наиболее полным нам представляется определение, данное Денмарком (2003): предубеждение это негативный аттитюд (установка), включающий негативные суждения и стереотипы, различный спектр негативных эмоциональных реакций (страх, ненависть, враждебность) и поведенческий компонент в виде намерения вести себя негативным образом по отношению к другим группам и индивидам на основе их принадлежности к соответствующей группе (Цит. по [1]). В литературе, посвященной рассмотрению предубеждений, межгрупповых отношений в целом, отмечается, что предубеждение – результат действия многих взаимосвязанных факторов: экономических, политических, исторических, культурных, социально-структурных, социально-психологических.

Большинство из существующих объяснений феномена предубеждений уходит своими корнями в психологию межгрупповых отношений [5].

Социобиологический подход. Его представители (Р. Херрнстейн, К. Мюррей, Д. Спербер, В. Рейнолдс, В.Фолгер, Н. Степан) рассматривают предубеждения и дискриминацию как результат борьбы за ограниченные ресурсы, необходимые для выживания, как проявление врождённых инстинктов, стремления сохранить свой вид, свою группу. Однако этот подход не объясняет значительные индивидуальные различия в уровне предубеждённости, а также содержание, динамику и направленность предубеждений.
Психоаналитический подход. З.Фрейд считал, что человеческая враждебность и предубеждённость проистекают из свойственного всем людям инстинкта смерти и разрушения. Межгрупповая враждебность возникает в результате переноса амбивалентных эмоциональных отношений в семье в более широкий социальный контекст: отношение к лидеру и идентификация с собственной группой складываются по модели отношения к отцу в семье, агрессия же переносится на аутгруппу. Согласно более поздним психодинамическим теориям, предубеждённость – результат универсальных психологических процессов, таких, как защитные механизмы. Эти процессы являются неосознанными и, возникая из-за воздействия стресса, угрозы или фрустрации, находят выход в предубежденности против меньшинств (А. Фрейд, Ж. Лапланш, Ж. Понталис, В. Менинжер, М. Лиф, Г. Блюм и др.) [2]. Ярким примером психодинамического подхода является концепция «авторитарной личности», предложенная Т.Адорно и коллегами. Авторы предположили, что жесткий стиль воспитания приводит к подавлению враждебности против авторитетных фигур и к тенденции вымещать гнев и возмущение на слабых индивидах.
Необихевиористский подход. Дж. Доллард и Н.Миллер предложили концепцию, согласно которой агрессивное поведение всегда является следствием фрустрации. Предубеждения как проявление агрессии, таким образом, являются результатом фрустрации. Дж.Доллард и соавторы предположили, что влияние следующих друг за другом фрустрирующих событий сохраняется в течение определенного времени и может быть совокупным (то есть происходит нарастание внутреннего напряжения), а все агрессивные акты при этом играют роль некой формы катарсиса, разрядки от напряжения.
Подход стигматизации. Стигматизируемый или «козёл отпущения» – человек, на которого постоянно сваливают ответственность. Поиск «козла отпущения» как социально-психологическое явление было подвергнуто всестороннему анализу в работе Т. Дугласа (Douglas, 1993). По мнению автора, установки необоснованной враждебности могут возникать вследствие переноса вины и ответственности за собственные неблаговидные поступки на других.
Подход межгрупповых противоречий. Этот подход к изучению межгрупповой проблематики инициирован работами М. Шерифа, который ввёл в качестве объяснительного принципа категорию «интеракции», отмечая, что именно непосредственное взаимодействие обуславливает характер межгрупповых отношений. К появлению межгрупповой враждебности ведёт реальный конфликт интересов.
Когнитивный подход. В рамках когнитивного подхода предубеждение объясняется несоответствием перцепции окружающей социальной реальности, приводящей к ошибочным обобщениям и сверхупрощению, формированию необоснованных социальных аттитюдов и стереотипных суждений, иллюзорной корреляции и каузальной атрибуции и другим неточностям в категоризации, оценке и объяснении социальной сущности (Sun, 1993). Уолтер Липпман (Lippmann, 1922) использовал слово «стереотип» для описания тенденции людей думать о ком-то или о чём-то схожим образом (как об имеющих схожие атрибуты), основываясь на общей черте, присущей каждому представителю данной категории. Существуют несколько механизмов, создающих и поддерживающих негативные стереотипы: иллюзорные корреляции, аутгрупповая гомогенность, внутригрупповая пристрастность, социальные роли, восстановление образа Я. В соответствии с последним механизмом, когда люди формируют стереотипы о своей группе, они могут быть и негативными, однако такие оценки могут использоваться позже для самоутверждения. Этим объясняется устойчивость стереотипов к изменению (Fein, Spenser, 1997) (Цит. по [3]).
Подход социального влияния. В литературе, посвященной феномену предубеждений, уделяется внимание их социальным источникам. К ним относят отношения господства-подчинения, существующая в обществе иерархия. Люди, испытывающие удовлетворение от своего социального и экономического превосходства, будут оправдывать свое положение при помощи предвзятых мнений. Согласно теории социального доминирования (Дж. Сиданиус, С. Левин, Ф. Пратто) межгрупповая дискриминация и предубеждения проистекают из универсального желания сформировать и сохранить статус группы в межгрупповой иерархии, что подкрепляется также социальной идеологией и политикой. Высокостатусные группы в большей степени поддержат неравенство и идеологию, лежащую в его основе (ориентация социального доминирования (SDO). То есть предубеждение в данном случае обеспечивает поддержку существующей в обществе иерархической структуры.
Дискурсный подход. Существуют также подходы, рассматривающие роль языка, лингвистических средств в формировании предубеждений (Д. Бар-Тал, О. Зур, К. Бурке и другие). Используемые слова и выражения во многом направляют внимание человека и определяют видение окружающего. В рамках этого направления проводятся исследования языковых выражений, с помощью которых группы конструируют негативный образ аутгруппы. Дискурсный анализ, таким образом, направлен на изучение способов выражения и передачи предубеждений.

В психологии уделяется также внимание особенностям формирования предубеждений. Существует два теоретических подхода к рассмотрению особенностей формирования предубеждений: подход теории социального отражения предубеждений (The social reflection theory of prejudice) и социально-когнитивная теория развития предубеждений (A social cognitive theory of the development of prejudice).

В соответствии с первым подходом, люди приобретают предубеждения в процессе социализации. Взрослые передают детям аттитюды и стереотипы, отражающие систему отношений в обществе и статус группы, к которой они принадлежат. Маленькие дети изначально не имеют предубеждений, а усваивают их через социальное научение.
Представители второго подхода придерживается точки зрения, согласно которой дети характеризуются предубежденным отношением к другим людям, демонстрируя недоверие и неприязнь к непохожим на них, отличающимся от них и, следовательно, непредсказуемым для них лицам. По мере когнитивного развития дети начинают понимать значение различий между людьми, смысл социальных категорий, ярлыков, их произвольность, а также все больше внимания обращают на внутренние, индивидуальные качества человека, а не на межгрупповые различия. В результате этих достижений в развитии когнитивной сферы предубеждения становятся менее интенсивными. Если следовать данной позиции, интенсивные предубеждения взрослых связаны с их когнитивным недоразвитием. Предубеждения могут быть следствием поспешных и необоснованных выводов, основанных на личном опыте, а также результатом некритичного усвоения стандартизированных суждений, принятых в определённой общественной группе [5]. Сформировавшись, оно может работать по механизму самореализующихся пророчеств и может сохраняться вследствие инерции конформности, когда люди согласовывают свое поведение с предубеждением, которое распространено и является социально приемлемым в их окружении [1], [2], [5].
Представленное многообразие теоретических подходов свидетельствует о сложности феномена предубеждения и его многоаспектности. Связь предубеждения и поведения Allport (1954) выделил пять видов "отрицающего поведения", в которое может воплотиться предубеждение: вербальное неприятие; избегание; дискриминация; физическое воздействие и уничтожение (геноцид) (Цит. по [1]).
Возможности преодоления предубеждений. Следует отметить, что формированию предубеждений способствуют не только психологические, но и другие факторы: экономические, культурные, политические и так далее. Поэтому возможности психологических средств в преодолении предубеждений ограничены, хотя психологи и вносят существенный вклад в разработку подобных стратегий. Один из возможных путей – создание общих целей, сплачивающих людей и элиминирующих их предубеждения. Хотя отмечается, что подобный эффект возможен лишь в случае успешного достижения общей цели. В противном случае неприязнь усиливается. Дж. Тернер предложил другой путь – перекатегоризацию, отмечая, что, если люди переоценят свою групповую принадлежность и будут рассматривать себя как принадлежащих к одной социальной группе, их отношение друг к другу станет более благосклонным. Г. Олпорт предложил гипотезу контакта (contact hypothesis), предполагающую установление коммуникации между враждующими, расширение возможностей их общения, способствующей уменьшению предубеждённости. Эта стратегия показала свою эффективность в процессе преодоления негативных этнических стереотипов. Более полная и многогранная коммуникация способствует осознанию того что у людей, по отношению к которым существуют предубеждения наряду с негативными имеются и позитивные качества. Более того, при непосредственных контактах обнаруживаются, что представители данной группы отличаются друг от друга, а следовательно и относиться к ним можно по разному. Эффективной может быть персонализация общения. Снижение предубежденности к партнеру по общению может не распространяться на других представителей стигматизированной группы. В этом смысле более эффективной будет коммуникация с «типичным» представителем этой группы. Ослаблению предубеждений может способствовать создание условий равностатусного сотрудничества, так как неравный статус – источник предубеждений. Предубеждения выступают как ригидные установки предвзятости. Соответственно развитие критического мышления и рефлексивной культуры человека может привести к снижению его предубеждённости. Преодоление репродуктивности, механистичности, одностороннего, предвзятого видения ситуации, выход за пределы существующих схем мышления и образцов деятельности есть предпосылка успешности снижения предубеждённости. Рефлексия развивается через способность к децентрации, выхода за пределы собственной позиции. Это диалогическое отношение к себе как к человеку, как к субъекту. Диалог предполагает наличие по крайней мере двух смысловых позиций. Взаимодействие нескольких позиций есть условие преодоления предвзятости, субъективности, поскольку позволяет расширить опыт, приобрести новые знания. Рассмотрение ситуации с различных позиций ведет к более полному и адекватному ее пониманию, создавая предпосылки для успешного преодоления предубеждений. Однако возможности рефлексивного анализа в преодолении предубежденности и субъективности ограничены. Это связано с тем, что для снижения своей предвзятости человек может использовать процедуры, выбор которых обусловлен все тем же влиянием предубежденности и их возможностью подтвердить объективность его позиции, адекватность его выводов. Рефлексивный анализ субъективен. Развертывание внутреннего или внешнего диалога также может иметь своим результатом не уточнение и изменение позиции, но усиление исходных установок. Занимая оборонительную позицию, субъект нарабатывает аргументы в пользу своей когнитивной схемы, установки, предубеждения, еще раз убеждая себя в их адекватности.
Новиков В.Н. выделяет два основных направления в отношении профилактики и преодоления предубеждений. Одно из них концентрирует свое внимание на возможностях изменения социальных установок предвзятости, доминирующих в обществе. Разрабатываются соответствующие программы дестигматизации, предназначенные для реализации через систему образования и СМИ. Ряд авторов выказывает пессимизм в отношении эффективности подобных мер. А. Финзен предлагает сконцентрировать внимание, прежде всего, на социальной и психологической работе специалистов с людьми, ставшими объектом предубеждений, и их ближайшим окружением. Такое направление в профилактике и преодолении последствий стигматизации и предубеждений состоит во внешнем вмешательстве, направленном на повышение самооценки стигматизируемых, коррекцию атрибутивного стиля, что обеспечивает их успешную адаптацию в условиях стигматизации. Очевидно, что работа должна вестись и в том и в другом направлении [1], [4].
По нашему мнению, наиболее важным является такое направление, как ииндивидуальная работа с предубеждёнными людьми. Ведь проявление предубеждения часто происходит под влиянием мотивации по укреплению Я-концепции. Связь между угрозой Я-образу и предубеждением может быть ослаблена в результате мер, способствующих укреплению Я-образа. Например, в качестве одной из таких мер может стать процедура описания значимых ценностей испытуемыми. Оценки черт стереотипизируемого объекта были выше у тех, кто прошел через данную процедуру [5].
Выводы. Как показывает проведенный анализ, в большинстве работ предубеждение рассматривается как аттитюд, включающий суждения, аффективные реакции и предрасположенность вести себя негативным образом в отношении какой-либо группы или её членов. Материалы исследований позволяют выделить факторы, опосредующие связь предубеждения и поведения. Это картина мира индивида, Я-концепция (низкая самооценка, угроза ценностям, угроза самооценке) и индивидуально-психологические характеристики (конформность, ригидность, доминантность). Важно отметить, что для предубеждённого индивида ценностью является власть и что предубеждение может проявляться в агрессивном поведении, в том числе в навешивании ярлыков, стигматизации и деперсонализации жертвы. Многочисленные теоретические подходы к пониманию предубеждений указывают на многочисленность причин предубеждённого отношения и поведения. Эти причины нужно учитывать при проведении каузальной коррекции предубеждений, а также для их профилактики.
ЛИТЕРАТУРА 1. Ениколопов С. Н., Мешкова Н.В. Направления исследования предубеждённости в современной психологии.2. Комлёнок Н.М. Понятие предубеждений в психологии// Современные психологические технологии влияния на личность: Сборник научных статей. – Витебск, 2005.3. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. – СПб., 2003.4. Общая психология. /Под. ред. А.В.Петровского. – М., 1986.6. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию.– Мн., 2005.
Статья впервые была опубликована в издательстве РГПУ им.А.И.Герцена в 2007 г и на сайте http://psychology-guide.ru/specialists/information.php?id=2907&show=publications


Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Избыточный вес: система предубеждений
  • Предубеждения против полных людей и их последствия
  • Другие предубеждения о гештальте или как мы сами себя обворовываем…
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Предубеждения о гештальте или почему хорошие люди не получают то, что хотят и кого заслуживают
  • Новые предубеждения о гештальте или как эффективно убегать от своего успеха и удачи
  • Предубеждения в адрес терапии
  • Предубеждения. Портят ли они жизнь?
  • Ограничения, предубеждения или мысли-ограды
  • Мифы и предубеждения о супружеской и семейной психотерапии
  • Предубеждения по поводу психоаналитической педагогики.Часть 1.
  • Фильм - исследование отношений людей через призму секса. Он может вас шокировать...
  • Как поведение жертвы может спровоцировать насилие в отношении себя же?
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Почему друг не может быть психологом, а психолог другом
  • Где искать поддерживающих людей, кто ими может быть.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Социально-психологические особенности формирования криминального поведения несовершеннолетних
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.
  • Зависимость | Социально-психологический взгляд на механизмы формирования зависимого поведения
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • «...Любовь может быть жестокой?..» или отказ от близости через лишний вес
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь