Предубеждения против полных людей и их последствия

Предубеждение – это негативный аттитюд, включающий негативные суждения и стереотипы, негативные эмоциональные реакции (страх, ненависть, враждебность) и тенденцию негативного поведения по отношению к другим группам и индивидам на основе их принадлежности к соответствующей группе (Денмарк, 2003). Наиболее распространены предубеждения в отношении таких признаков, как раса, национальность, религия, пол, возраст, сексуальная ориентация, особенности внешности, инвалидность, психические отклонения, умственная отсталость, СПИД, беженство и др. (Crocker I., Major B., 1989, и др.) [2].
Предубеждения против полных – отдельная область изучения в современной западной психологии. Несмотря на возросшее в последние годы осознавание разрушительных эффектов предубеждённости, стигматизация полных в настоящее время чрезвычайно распространена. Об этом свидетельствуют последние исследования, проведённые в этой области (Dittmann M., 2004; Schwartz M.B., 2003; Davis-Coelho K., 2000; Crandall, 1994 и др.). Эти предубеждения являются продуктом «одержимой весом культуры», считает К.Дэвис-Коэльо [7]. Западное общество не только восхваляет худобу, но и создаёт климат, благоприятный для проявления предубеждённого отношения к полным людям всех возрастов.
М.Диттманн приводит данные, свидетельствующие о том, что даже врачи и психологи, работающие с полными пациентами, имеют скрытые предубеждения против них. Предубеждения проявляются в ожидании менее благоприятных исходов лечения таких клиентов, в восприятии их как более обременённых симптомами и застенчивых, а также менее вовлечённых в процесс лечения, чем стройные клиенты [7].
Будущие родители, которым показывают фотографии толстощёкого ребёнка, ребёнка со средним весом и худощавого, оценивают первого как менее дружелюбного, менее активного, менее сообразительного. Они говорят, что предпочли бы, чтобы их будущий ребёнок был похож на изображённого на последней фотографии, а не на первой.
В другом исследовании дошкольники, которым предоставляли право выбора куклы для игры, всегда выбирали не «толстушку», а «худышку», хотя и не могли объяснить, почему. Это не слишком удивляет, так как не менее 50% американских девочек, учащихся в начальной школе, стремятся похудеть (Shisslak et al., 1998) [3].
Предубеждённое отношение к тучным людям – явление, глубоко укоренившееся в культуре (Tiggeman & Wilson-Barret, 1998; Brownell & ONeil, 1993). И наиболее уязвимы в отношении предубеждений такого рода дети и молодёжь. Им приходится сталкиваться с широким спектром проблем, связанных с этим предубеждением: остракизм, низкая самооценка, снижение социальной активности и даже суицидальные мысли и попытки.
Ребекка Пул (Puhl), доктор философии из Йельского университета, отмечает, что наиболее пугающей характеристикой стереотипов, связанных с весом, является простота их принятия и интернализации. М.Эйзенберг (2003) с коллегами установили, что дети, которых дразнят за их лишний вес, менее удовлетворены своим телом и чаще совершают суицидальные попытки [6]. Существенный рост распространённости серьёзных нарушений питания (таких, как нервная анорексия и булимия) в последние годы исследователи связывают с господствующими в обществе стереотипами, согласно которым женщина обязательно должна быть стройной (Р.А.Евсегнеев, Wertheim et al, 1997; Abramson & Valene, 1991; Foreyt, Poston & Goodrick, 1996; и др.) [3]. От 0,5 до 1% девочек-подростков страдают нервной анорексией и примерно у 5% молодых женщин диагностируется булимия. Лёгкие формы этих заболеваний, не отвечающие всем диагностическим критериям, сохраняются у 10% взрослых женщин (Kreipe R.E., Mou S.M., 2000). Эти тенденции имеют количественный рост [8].
Однако неверно считать, что давление социальных стереотипов стройности и физической привлекательности является единственной и непосредственной причиной расстройств питания, низкой самооценки, дисморфомании и деперсонализации. Например, в этиологии нарушений питания наряду с вышеназванными социокультурными факторами, выделяются наследственные и внутрисемейные причины, личностные особенности человека, а также биологические факторы, такие как активность гипоталамуса и стремление организма поддерживать определённый вес [3].
Е.Т.Соколова проанализировала исследования взаимосвязи образа телесного Я и самооценки. Она отмечает, что подростки с заметными отклонениями в физическом развитии (имеющие лишний вес) в большей степени подвержены неблагоприятному влиянию социально-психологической среды, способствующей формированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения или бунта против него. При этом, повышенная сензитивность к негативным оценкам окружающих, по мнению Е.Т.Соколовой, обусловлена низкой когнитивной дифференцированностью, то есть полезависимостью тучных подростков. Исходя из этого, в качестве условий, способствующих компенсации дефекта, Соколова указывает на два взаимосвязанных фактора: «многовершинность» мотивационной структуры преморбидной личности и степень её психологической защищённости (силы Я). Действуя синергично, они обеспечивают и возможность развития личности в ограниченных условиях дефекта, и целенаправленное регулирование поведения вопреки «мешающим» воздействиям нереализованных мотивов [5].
Результаты наших собственных исследований (опроса студенток с повышенным весом) подтверждают вышесказанное. Негативные внутриличностные последствия давления социальных стереотипов на полных ослабевают у индивидов с повышенным весом по мере взросления, а также смягчаются благодаря наличию альтернативных личностных смыслов и успешному действию психологических защит. В результате снижается субъективная значимость индивидуальных особенностей фигуры вплоть до её трансформации в сознании как атрибута силы, здоровья и привлекательности.
Для полных подростков особую роль играет семья. Общение со сверстниками для них оказывается фрустрированным, поскольку дети более, чем взрослые, склонны непосредственно выражать свои негативные чувства и их восприятие другого человека слито с его эмоциональной оценкой так, что «толстый» - это и непременно ленивый, неряшливый, безобразный, нечестный и т.д. Неудачи в установлении контактов со сверстниками толкают подростка «назад», в более безопасный круг семейного общения. Семья в этом случае становится своеобразным убежищем от психотравм социума, почти единственной сферой жизнедеятельности подростка, где он надеется реализовать свои потребности в самоутверждении и самопринятии. Благодаря высокой сензитивности к мнению авторитетных лиц дети оказываются чрезвычайно податливы к воспитательным воздействиям родителей. Последние в значительной степени могут помочь развить новые интересы с учётом физических особенностей детей [5].
Таким образом, успешной психологической адаптации полных людей способствуют: 1) развитый образ телесного Я и самопринятие, которое обеспечивается рациональной переработкой психотравмирующих переживаний [5]; 2) подчёркивание важности душевных качеств [4], [5]; 3) наличие в мотивационной структуре нескольких высоко значимых мотивов. Это позволяет путём их внутреннего переструктурирования так скомпенсировать фрустрируемый мотив, что сохраняется общий позитивный смысл Я и самоотношение [5]; 4) поддержка ближайшего социального окружения [3], [4], [8]. Часто эту поддержку полные люди могут получить в группах психологического тренинга или в рамках групповой психотерапии; 5) умение правильно (критически) усваивать увиденное и прочитанное. Перечисленные пункты могут служить основными направлениями коррекционной работы психолога.
ЛИТЕРАТУРА 1. Евсегнеев Р.А. Психиатрия для врача общей практики. – Мн., 2001. 2. Ениколопов С. Н., Мешкова Н.В. Направления исследования предубеждённости в современной психологии. http://www.socioedu.ru/articles/sb2.php?zag=2&maintext=txt/enikolopov.txt 3. Комер Р. Основы психопатологии. http://www.bookap.by.ru. - Библиотека психологической литературы.: Общая психология. 4. Свифт Р. Ваша великолепная фигура. – М., 1995. 5. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. 6. T.DeAngelis. Size-based discrimination may be hardest on children. http://www.apa.org/monitor/jan04 /size.html. 7. Dittmann M. Weighing in on fat bias. http://www.apa.org/monitor/jan04/weighing.html. 8. Kreipe R.E., Mou S.M. Eating Disorders in Adolescents and Young Adults// Obstetrics and Gynecology Clinics. – Volume 27, No 1, March 2000.
Статья впервые опубликована в издательстве Витебского государственного университета в 2005 году и на сайте http://psychology-guide.ru/specialists/information.php?id=2907&show=publications


Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семей
  • Особенности локус контроля у подростков из полных и неполных семей
  • MINORES – менее ценные
  • Почему полных женщин считают непривлекательными
  • Как пережить расставание менее болезненно?
  • Как, менее чем за 10 лет, обеспечить себе безбедную старость и хорошую пенсию?
  • "Главное не победа, главное - участие" или почему процесс не менее важен, чем результат.
  • Непринятие собственных полных ножек
  • Предубеждения как социально-психологический феномен: причины и возможности коррекции
  • Неполное счастье полных детей
  • Ограничения, предубеждения или мысли-ограды
  • Ожирение, анорексия, булимия - общий механизм всех нарушений пищевого поведения
  • Полезные метафоры при работе с расстройствами питания и избыточным весом
  • Предубеждения о гештальте или почему хорошие люди не получают то, что хотят и кого заслуживают
  • Новые предубеждения о гештальте или как эффективно убегать от своего успеха и удачи
  • Мифы и предубеждения о супружеской и семейной психотерапии
  • Переедание. Тяга к сладкому. Лишний вес. Работа с пищевыми привычками, лишним весом в психологии.
  • Приветственное письмо для новичка http://www.b17.ru/
  • Хочу распрощаться со своим лишним весом навсегда! – говорят клиенты.
  • Предубеждения. Портят ли они жизнь?
  • Предубеждения в адрес терапии
  • Анализ семейного воспитания и соц.-психологической адаптации у подростков-сиблингов и единственных детей
  • Как изменились дети за последние 15-20 лет?
  • Предубеждения по поводу психоаналитической педагогики.Часть 1.
  • Проективный рисунок человека при работе с телом и весом.
  • Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
  • Другие предубеждения о гештальте или как мы сами себя обворовываем…
  • Работа с лишним весом: 3 «кирпичика» для стройной фигуры. «Кирпичик» второй.
  • Работа с лишним весом: 3 «кирпичика» для стройной фигуры. «Кирпичик» третий
  • Что не так с браком в последние годы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь