MINORES – менее ценные

Автор статьи: Александр Голов

«Juventus» (ювэнтус) и «Adolestentia» (адолесцэнциа) – наиболее корректные переводы слова «молодёжь» на латинский язык, а также наиболее употребимые. Разница между ними в том, что первое слово мужского рода, второе – женского. Но есть еще несколько вариантов перевода, среди которых можно найти слово «Minores» (минорэс). Основной перевод слова – несовершеннолетние, молодёжь. Но также – менее ценный, худший.

Предыстория: периодически я заменяю врача-психиатра в нескольких военных комиссариатах города Ростова-на-Дону. Среди них выделяю один, старшим врачом которого является очень приятная, вежливая и заботливая женщина. В этом военкомате к призывникам относятся уважительно, стараются организовать работу медицинской комиссии таким образом, чтобы постановка на учёт и призыв проходили максимально комфортно (насколько это вообще может быть).

В один из дней я опоздал на медицинскую комиссию, тем самым задержав юношей, которые сейчас встают на учёт в военный комиссариат и получают приписные свидетельства. Не успел я досмотреть первого человека, как старший врач заводит в кабинет юношу с просьбой «оказать ему помощь и утешить». Передо мной молодой человек 16 лет, среднего роста, с красными от слёз глазами. На мой вопрос «Что произошло?» он ответил, что опаздывает к репетитору. Из-за моего опоздания ему пришлось ожидать в коридоре и терять время. Он никак на это не рассчитывал, когда шёл в военкомат, надеялся пройти врачей медкомиссии как можно быстрее. Несмотря на то, что 16 лет это подростковый возраст (то есть передо мной юноша), я чувствую, будто передо мной стоит мальчик со всей детской хрупкостью. Он изо всех сил старается не плакать, называет себя самыми последними словами, клянёт и осуждает. Он расстроен до такой степени, что забывает и не сразу может вспомнить свой день рождения, возраст. С его слов он экстерном закончил школу в прошлом году и планировал поступать в один из вузов Ростова-на-Дону. В возрасте 15 лет мальчик заканчивает школу и пытается поступить в Высшее учебное заведение! Но, к сожалению, не набирает достаточно баллов, а потому начинает усиленно заниматься с репетиторами. Справедливости ради необходимо сказать, что юноша выбрал один из самых сложных факультетов. У этого факультета среди специалистов по психическому здоровью дурная репутация: высокие показатели суицида среди студентов и преподавательского состава, самая высокая заболеваемость психическими расстройствами. Себя же он считает лентяем, которому нужно заниматься больше и усерднее. 4-6 часов в неделю родители отводят на досуг, всё остальное время (за исключением сна) он занимается с репетиторами и чахнет над книгами. Когда я спрашиваю у него «Что Вас беспокоит?», он отвечает: «Раздражительность…», от чего у меня отваливается челюсть: передо мной юноша (силюсь не назвать его ребёнком), который дрожит как осиновый лист, пытается сдерживать слёзы, он делает глубокие вдохи, чтобы не расплакаться, но у него не выходит – всё это совершенно не стыкуется с его словами. Он прикладывает максимум сил, чтобы не плакать, но вот у него начинают дрожать губы, он хватает воздух ртом, у него текут слёзы, я чувствую, как у меня самого сжимается сердце, перехватывает дыхание и наворачиваются слёзы. Он боится, что подведёт родителей, которые оплачивают занятия с репетиторами. Его отец – строгий мужчина, «нервный» (так его характеризует мальчик), профессор. Мама – амортизатор между ним и отцом, поддерживающая, психолог. Последние несколько месяцев он испытывает на себе колоссальное давление, боится не справиться, опять не дотянуть до проходного балла. Большую часть времени он тратит на то, чтобы утешить себя, его тревога настолько сильна, что он не может заниматься. Предыдущий врач-психиатр направил его на экспериментально-психологическое исследование к медицинскому психологу. Обнаружился органический патопсихологический симптомокомплекс, личностная дисгармония (сочетание психастенических и тревожных черт). Психолог делает акцент: «неадекватно низкая самооценка, признаки аффективного расстройства». В действительности у него на органическом фоне развилось смешанное тревожно-депрессивное расстройство. Он подумывает периодически, что проще уйти из жизни, чем выдерживать это давление. Когда я сказал ему, что он так долго испытывал это колоссальное напряжение, что истощился, и развилось расстройство, он начал горько плакать. Потому что его видение было другим: он был убеждён в своей плохости, что он прикладывает недостаточно усилий, что он прожигает время, он не думал даже, что он не плохой, а измотан и нуждается в отдыхе.

Он понимает, что родители хотят для него лучшего, но боится не оправдать надежд, разочаровать, «потерять ценность» и лишиться родительской любви.

Я убеждён, что родители любят своего сына. Они верят в него. Они видят его высокие интеллектуальные способности и его таланты. Однако, они игнорируют его ограничения. Возможно они считают, что, если он приложит больше усилий, превозможет свои дефициты.

К сожалению, такое отношение характерно не только для этой семьи. Это повсеместно. Тотальный акцент на нераскрытом потенциале, на возможностях для роста и развития, на «силе духа», который преодолевает все лимитации, помещает человека (клиента, пациента) под пресс, а вместе с ним приходит страх не оправдать надежд, оступиться, осечься, потерять поддержку, быть отвергнутым. Кажется, что такой позитивный подход должен воодушевить подавленного человека, поддержать его. «Ты сможешь – стоит только захотеть!» А если не смог? «Значит Вы не хотите этих изменений. Возможно это состояние приносит какую-то вторичную выгоду?» Человек же слышит: «Вы – плохой!» Один из страхов депрессивного пациента – если специалист его получше узнает, то увидит его «порочность» и отвергнет. Это – удар для самооценки, удар по Я.

Этот опыт кумулируется с детства, когда родители из лучших побуждений игнорируют слабые стороны ребёнка. Для ребёнка ожидания родителей это наложение обязтельств. Быть таким, каков есть, а не таким, каким тебя хотят видеть - риск потерять ценность в глазах значимых объектов привязанности.

Специалисту следует помнить, что ограничения существуют. Иногда их можно устранить, а иногда – только скорректировать. Такое «срединное» положение – учёт потенциала и ограничений – позволяет снять избыточное давление с человека, освободить его от страха не оправдать надежд и быть покинутым.

К таким ограничениям относятся:

  • соматические факторы – состояния и заболевания, при которых психические процессы страдают вторично (например: тревога и панические атаки при феохромоцитоме);
  • экзогенные факторы – состояния и заболевания, связанные с повреждением вещества головного мозга или питающих сосудов (например: расстройство личности, вызванное новообразованием головного мозга);
  • эндогенные факторы – состояния и заболевания, при которых повреждение структур головного мозга не наблюдается, при видимом отсутствии соматической причины психические процессы расстроены (например: постшизофреническая депрессия).

Также к ограничениям по мнению ряда авторов относятся некоторые психогенные факторы (например: жестокое обращение, насилие, дискриминация и гонения).



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Что такое ПТСР, каковы его симптомы и что с этим делать?
  • Что такое Материнство? Что определяет его готовность?
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что такое время и почему его нужно тратить с умом
  • Я верю в то, что любой человек достоин, чтобы его хвалили!
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь