MINORES – менее ценные

Автор статьи: Александр Голов

«Juventus» (ювэнтус) и «Adolestentia» (адолесцэнциа) – наиболее корректные переводы слова «молодёжь» на латинский язык, а также наиболее употребимые. Разница между ними в том, что первое слово мужского рода, второе – женского. Но есть еще несколько вариантов перевода, среди которых можно найти слово «Minores» (минорэс). Основной перевод слова – несовершеннолетние, молодёжь. Но также – менее ценный, худший.

Предыстория: периодически я заменяю врача-психиатра в нескольких военных комиссариатах города Ростова-на-Дону. Среди них выделяю один, старшим врачом которого является очень приятная, вежливая и заботливая женщина. В этом военкомате к призывникам относятся уважительно, стараются организовать работу медицинской комиссии таким образом, чтобы постановка на учёт и призыв проходили максимально комфортно (насколько это вообще может быть).

В один из дней я опоздал на медицинскую комиссию, тем самым задержав юношей, которые сейчас встают на учёт в военный комиссариат и получают приписные свидетельства. Не успел я досмотреть первого человека, как старший врач заводит в кабинет юношу с просьбой «оказать ему помощь и утешить». Передо мной молодой человек 16 лет, среднего роста, с красными от слёз глазами. На мой вопрос «Что произошло?» он ответил, что опаздывает к репетитору. Из-за моего опоздания ему пришлось ожидать в коридоре и терять время. Он никак на это не рассчитывал, когда шёл в военкомат, надеялся пройти врачей медкомиссии как можно быстрее. Несмотря на то, что 16 лет это подростковый возраст (то есть передо мной юноша), я чувствую, будто передо мной стоит мальчик со всей детской хрупкостью. Он изо всех сил старается не плакать, называет себя самыми последними словами, клянёт и осуждает. Он расстроен до такой степени, что забывает и не сразу может вспомнить свой день рождения, возраст. С его слов он экстерном закончил школу в прошлом году и планировал поступать в один из вузов Ростова-на-Дону. В возрасте 15 лет мальчик заканчивает школу и пытается поступить в Высшее учебное заведение! Но, к сожалению, не набирает достаточно баллов, а потому начинает усиленно заниматься с репетиторами. Справедливости ради необходимо сказать, что юноша выбрал один из самых сложных факультетов. У этого факультета среди специалистов по психическому здоровью дурная репутация: высокие показатели суицида среди студентов и преподавательского состава, самая высокая заболеваемость психическими расстройствами. Себя же он считает лентяем, которому нужно заниматься больше и усерднее. 4-6 часов в неделю родители отводят на досуг, всё остальное время (за исключением сна) он занимается с репетиторами и чахнет над книгами. Когда я спрашиваю у него «Что Вас беспокоит?», он отвечает: «Раздражительность…», от чего у меня отваливается челюсть: передо мной юноша (силюсь не назвать его ребёнком), который дрожит как осиновый лист, пытается сдерживать слёзы, он делает глубокие вдохи, чтобы не расплакаться, но у него не выходит – всё это совершенно не стыкуется с его словами. Он прикладывает максимум сил, чтобы не плакать, но вот у него начинают дрожать губы, он хватает воздух ртом, у него текут слёзы, я чувствую, как у меня самого сжимается сердце, перехватывает дыхание и наворачиваются слёзы. Он боится, что подведёт родителей, которые оплачивают занятия с репетиторами. Его отец – строгий мужчина, «нервный» (так его характеризует мальчик), профессор. Мама – амортизатор между ним и отцом, поддерживающая, психолог. Последние несколько месяцев он испытывает на себе колоссальное давление, боится не справиться, опять не дотянуть до проходного балла. Большую часть времени он тратит на то, чтобы утешить себя, его тревога настолько сильна, что он не может заниматься. Предыдущий врач-психиатр направил его на экспериментально-психологическое исследование к медицинскому психологу. Обнаружился органический патопсихологический симптомокомплекс, личностная дисгармония (сочетание психастенических и тревожных черт). Психолог делает акцент: «неадекватно низкая самооценка, признаки аффективного расстройства». В действительности у него на органическом фоне развилось смешанное тревожно-депрессивное расстройство. Он подумывает периодически, что проще уйти из жизни, чем выдерживать это давление. Когда я сказал ему, что он так долго испытывал это колоссальное напряжение, что истощился, и развилось расстройство, он начал горько плакать. Потому что его видение было другим: он был убеждён в своей плохости, что он прикладывает недостаточно усилий, что он прожигает время, он не думал даже, что он не плохой, а измотан и нуждается в отдыхе.

Он понимает, что родители хотят для него лучшего, но боится не оправдать надежд, разочаровать, «потерять ценность» и лишиться родительской любви.

Я убеждён, что родители любят своего сына. Они верят в него. Они видят его высокие интеллектуальные способности и его таланты. Однако, они игнорируют его ограничения. Возможно они считают, что, если он приложит больше усилий, превозможет свои дефициты.

К сожалению, такое отношение характерно не только для этой семьи. Это повсеместно. Тотальный акцент на нераскрытом потенциале, на возможностях для роста и развития, на «силе духа», который преодолевает все лимитации, помещает человека (клиента, пациента) под пресс, а вместе с ним приходит страх не оправдать надежд, оступиться, осечься, потерять поддержку, быть отвергнутым. Кажется, что такой позитивный подход должен воодушевить подавленного человека, поддержать его. «Ты сможешь – стоит только захотеть!» А если не смог? «Значит Вы не хотите этих изменений. Возможно это состояние приносит какую-то вторичную выгоду?» Человек же слышит: «Вы – плохой!» Один из страхов депрессивного пациента – если специалист его получше узнает, то увидит его «порочность» и отвергнет. Это – удар для самооценки, удар по Я.

Этот опыт кумулируется с детства, когда родители из лучших побуждений игнорируют слабые стороны ребёнка. Для ребёнка ожидания родителей это наложение обязтельств. Быть таким, каков есть, а не таким, каким тебя хотят видеть - риск потерять ценность в глазах значимых объектов привязанности.

Специалисту следует помнить, что ограничения существуют. Иногда их можно устранить, а иногда – только скорректировать. Такое «срединное» положение – учёт потенциала и ограничений – позволяет снять избыточное давление с человека, освободить его от страха не оправдать надежд и быть покинутым.

К таким ограничениям относятся:

  • соматические факторы – состояния и заболевания, при которых психические процессы страдают вторично (например: тревога и панические атаки при феохромоцитоме);
  • экзогенные факторы – состояния и заболевания, связанные с повреждением вещества головного мозга или питающих сосудов (например: расстройство личности, вызванное новообразованием головного мозга);
  • эндогенные факторы – состояния и заболевания, при которых повреждение структур головного мозга не наблюдается, при видимом отсутствии соматической причины психические процессы расстроены (например: постшизофреническая депрессия).

Также к ограничениям по мнению ряда авторов относятся некоторые психогенные факторы (например: жестокое обращение, насилие, дискриминация и гонения).



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • У него есть девушка, но он флиртует со мной. Что делать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как быть, если чувствуете, что мужчина Вас использует, а уйти от него не получается
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Если ваш психолог делает это, уходите от него!
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Если бы я знала заранее, что передо мной мой будущий муж - мы бы не поженились!
  • Как общаться с подростком, чтобы он понял, что от него хотят?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как не набрать лишний вес, или избавиться от него, если он уже есть?
  • Моя мама никогда передо мной не извинялась. История одной дочери. Обратная сила (Часть 3)
  • Выпрашивать у мужчины или принимать дары от него? Как женщины относятся к удовлетворению своих желаний.
  • Что делать, если психолог/психотерапевт опасен? Где найти на него управу?
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Если любимый эгоист и для него отстоять свою позицию важнее, чем быть с вами
  • Только женщина, фанатка своего мужчины – способна сделать из него чемпиона
  • Я его люблю, не могу без него, но как воспитать из него мужчину?!...
  • Когда я не могу без него жить! Как вернуть себя, и свою удачу, как разлюбить? Психогенетический аспект
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Не бойтесь потерять, лучше вспомните себя таким, каким вас полюбили!
  • Бывший мужчина пытается вернуться к вам. Что важно у него выяснить
  • Стань таким, как я хочу! И прими меня таким, какой я есть!
  • Стань таким, как я хочу. Но меня принимай таким, какой я есть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь