|
О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семейАвтор статьи: Губанова Ирина Сергеевна
Продолжая тему «социальной дезадаптации», которую я начала в предыдущей статье хочу поделиться результатами своего исследования. Оно было посвящено «связи социально психологической дезадаптации подростков из полных и неполных семей со склонностью к девиантному поведению». В этой статье расскажу о некоторых выводах, касающихся подростков из полных семей. Для рассмотрения этого вопроса я использовала методики: «Диагностика социально-психологической адаптации» Роджерса-Даймонда , «Склонность к девиантному поведению» и методический комплекс для выделения вероятных предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление наркотиков: В целом,общая социально-психологическая дезадаптация, вне зависимости от ее источников, порождает у подростков из полных семей антисоциальные тенденции. По-видимому, в основе выявленной психологической закономерности лежит характерная для подросткового возраста реакция протеста против социума. Не будучи в состоянии приспособиться к окружающей социально-психологической реальности, к социальным нормам и требованиям, подросток отвергает их и протестует против них, что и приводит к формированию антисоциальных тенденций. В исследовании были выявлены статистически значимые обратные связи между показателями по шкале «Самопринятие» методики Роджерса-Даймонда и шкалами, отражающими различные виды девиантного поведения:«Антисоциальные тенденции» ;«Самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение»;«Агрессивное поведение»;«Делинквентное (допротивоправное) поведение»;«Склонность к зависимости. Т.о., чем ниже был выявлен уровень самопринятия у подростков из полных семей, тем выше у них степень выраженности склонности к перечисленным видам девиантного поведения. Антисоциальные тенденции, аутоагрессивное и агрессивное поведение, делинквентное поведение и склонность к зависимости возникают, как правило, у подростков из полных семей с низким уровнем самопринятия. По-видимому, первичной реакцией на низкий уровень самопринятия (другими словами, на отвержение самого себя) является аутоагрессия. Однако под влиянием инстинкта самосохранения и психологической защиты (главным образом, защитных механизмов проекции и замещения) аутоагрессивные тенденции подростка могут переадресовываться с самого себя на других людей и общество в целом, формируя тем самым антисоциальные тенденции, агрессивное и делинкветное поведение. При этом отрицательные эмоции и напряжение, связанные с фрустрацией потребности подростка в положительном отношении к самому себе, в какой-то мере снижаются при помощи ухода от реальности, что находит отражение в повышении показателей по шкале «Склонность к зависимости». По результатам корреляционного анализа выявлены таже статистически значимые связи между показателями по шкале «Принятие других» методики Роджерса-Даймонда и значениями по следующим шкалам методики «Склонность к девиантному поведению» и методического комплекса для выделения вероятных предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление наркотиков:«Склонность к зависимости»;«Самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение»;«Агрессивное поведение» . Следовательно, чем ниже у подростков уровень принятия других, тем выше степень выраженности склонности к зависимостям, аутоагрессивному и агрессивному поведению. Обращает на себя внимание тот факт, что взаимосвязи между показателями по шкале «принятие других» и различными видами девиантного поведения значительно сходятся с соответствующими взаимосвязями показателей по шкале «самопринятие». По-видимому, низкий уровень самопринятия в данном случае является первоисточником, на почве которого под влиянием защитного механизма проекции формируется низкий уровень принятия других, что и обусловливает значительное сходство последствий как отвержения самого себя, так и отвержения других. Кроме взаимосвязей с различными видами девиантного поведения, показатели по шкале «Принятие других» методики Роджерса-Даймонда оказались взаимосвязанными с показателями по шкале «Взаимопонимание в детско-родительских отношениях» методического комплекса для выделения вероятных предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление наркотиков . Чем выше уровень взаимопонимания между подростками из полных семей и их родителями, тем выше степень принятия подростками других. Низкий уровень принятия других характерен для подростков из полных семей при отсутствии у них взаимопонимания с родителями. Вероятно, родители для подростка из полной семьи являются своего рода базовой моделью социума и базовым источником установок по отношению к другим людям. При наличии гармоничных взаимоотношений с родителями у подростка формируется положительное отношение к людям и обществу в целом и конструктивные навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Если же взаимоотношения подростка с родителями являются неблагоприятными, то у него возникают негативные установки по отношению к людям вообще, отсутствует вера в возможность построения гармоничных отношений с кем-либо из других людей, что и приводит к снижению уровня принятия других. Думаю, что это исследование не открывает новых истин, а лишь подтверждает старые. Склонность к девиантному поведению подростков из полных семей обусловлена низким уровнем самопринятия, принятия других и связана с детско-родительскими отношениями. И задача родителей, желающих уберечь своих чад от опасностей, связанных с саморазрушающим поведением заключается в формировании уважения и принятия себя и других, для которых важны безусловная любовь, безопасность, ясные границы и теплые межличностные отношения, а также наличие качеств УВАЖЕНИЯ и ПРИНЯТИЯ себя и других у самих родителей!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|