О причинах отклоняющегося поведения подростков из полных семей

Продолжая тему «социальной дезадаптации», которую я начала в предыдущей статье хочу поделиться результатами своего исследования. Оно было посвящено «связи социально психологической дезадаптации подростков из полных и неполных семей со склонностью к девиантному поведению». В этой статье расскажу о некоторых выводах, касающихся подростков из полных семей.

Для рассмотрения этого вопроса я использовала методики: «Диагностика социально-психологической адаптации» Роджерса-Даймонда , «Склонность к девиантному поведению» и методический комплекс для выделения вероятных предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление наркотиков:

В целом,общая социально-психологическая дезадаптация, вне зависимости от ее источников, порождает у подростков из полных семей антисоциальные тенденции. По-видимому, в основе выявленной психологической закономерности лежит характерная для подросткового возраста реакция протеста против социума. Не будучи в состоянии приспособиться к окружающей социально-психологической реальности, к социальным нормам и требованиям, подросток отвергает их и протестует против них, что и приводит к формированию антисоциальных тенденций.

В исследовании были выявлены статистически значимые обратные связи между показателями по шкале «Самопринятие» методики Роджерса-Даймонда  и  шкалами, отражающими различные виды девиантного поведения:«Антисоциальные тенденции» ;«Самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение»;«Агрессивное поведение»;«Делинквентное (допротивоправное) поведение»;«Склонность к зависимости.

Т.о., чем ниже был выявлен уровень самопринятия у подростков из полных семей, тем выше у них степень выраженности склонности к перечисленным видам девиантного поведения. Антисоциальные тенденции, аутоагрессивное и агрессивное поведение, делинквентное поведение и склонность к зависимости возникают, как правило, у подростков из полных семей с низким уровнем самопринятия.

По-видимому, первичной реакцией на низкий уровень самопринятия (другими словами, на отвержение самого себя) является аутоагрессия. Однако под влиянием инстинкта самосохранения и психологической защиты (главным образом, защитных механизмов проекции и замещения) аутоагрессивные тенденции подростка могут переадресовываться с самого себя на других людей и общество в целом, формируя тем самым антисоциальные тенденции, агрессивное и делинкветное поведение. При этом отрицательные эмоции и напряжение, связанные с фрустрацией потребности подростка в положительном отношении к самому себе, в какой-то мере снижаются при помощи ухода от реальности, что находит отражение в повышении показателей по шкале «Склонность к зависимости».

По результатам корреляционного анализа выявлены таже статистически значимые связи между показателями по шкале «Принятие других» методики Роджерса-Даймонда и значениями по следующим шкалам методики «Склонность к девиантному поведению» и методического комплекса для выделения вероятных предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление наркотиков:«Склонность к зависимости»;«Самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение»;«Агрессивное поведение» .

Следовательно, чем ниже у подростков уровень принятия других, тем выше степень выраженности склонности к зависимостям, аутоагрессивному и агрессивному поведению.

Обращает на себя внимание тот факт, что взаимосвязи между показателями по шкале «принятие других» и различными видами девиантного поведения значительно сходятся с соответствующими взаимосвязями показателей по шкале «самопринятие». По-видимому, низкий уровень самопринятия в данном случае является первоисточником, на почве которого под влиянием защитного механизма проекции формируется низкий уровень принятия других, что и обусловливает значительное сходство последствий как отвержения самого себя, так и отвержения других.

Кроме взаимосвязей с различными видами девиантного поведения, показатели по шкале «Принятие других» методики Роджерса-Даймонда оказались взаимосвязанными с показателями по шкале «Взаимопонимание в детско-родительских отношениях» методического комплекса для выделения вероятных предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление наркотиков . Чем выше уровень взаимопонимания между подростками из полных семей и их родителями, тем выше степень принятия подростками других. Низкий уровень принятия других характерен для подростков из полных семей при отсутствии у них взаимопонимания с родителями.

Вероятно, родители для подростка из полной семьи являются своего рода базовой моделью социума и базовым источником установок по отношению к другим людям. При наличии гармоничных взаимоотношений с родителями у подростка формируется положительное отношение к людям и обществу в целом и конструктивные навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Если же взаимоотношения подростка с родителями являются неблагоприятными, то у него возникают негативные установки по отношению к людям вообще, отсутствует вера в возможность построения гармоничных отношений с кем-либо из других людей, что и приводит к снижению уровня принятия других.

Думаю, что это исследование не открывает новых истин, а лишь подтверждает старые.  Склонность к девиантному поведению подростков из полных семей обусловлена низким уровнем самопринятия, принятия других и связана с детско-родительскими отношениями. И задача родителей, желающих уберечь своих чад от опасностей, связанных с саморазрушающим поведением заключается в формировании уважения и принятия себя и других, для которых важны безусловная любовь, безопасность, ясные границы и теплые межличностные отношения, а также наличие качеств УВАЖЕНИЯ и ПРИНЯТИЯ себя и других у самих родителей!

 



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности локус контроля у подростков из полных и неполных семей
  • Ксенофобия и склонность к террористическому поведению. Из опыта психотерапии ксенофобии у подростков.
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Не требуйте от других принятия
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Агрессивное поведение подростков
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Агрессивное поведение у детей и подростков
  • Агрессивное поведение подростков в социальных сетях
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Как повлиять на поведение других: заметки бихевиористов
  • Жизнь для себя или для других?
  • Арт-терапия для себя и для других...
  • Все для других и ничего для себя
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Методика «Я для себя» и «Я для других»
  • Забота о себе и других. Часть 1. Ошибка в заботе о других.
  • Цвести для себя или зависить от мнения других
  • Психологи говорят не правду - менять поведение других возможно?
  • Обесценивание других - защита от самого себя
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Для себя и для других
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Проблемы подростков из неблагополучных семей
  • Самоповреждающее поведение у подростков
  • Что делать вместо критики (себя и других)
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Что такое принятие других?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь